Духовно - нравственное воспитание младших школьников в рамках школы продлённого дня
статья на тему

Иванова Светлана Ивановна

Уважаемые родители! Рекомендую к прочтению статью "Духовно - нравственное воспитание младших школьников в рамках школы продлённого дня" на сайте "Продлёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov_1.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

в рамках школы полного дня

Автор: Орлова Оксана Александровна

                                                                                       воспитатель Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, 
подростков и юношества от одной из самых больших бед – 

пустоты души, бездуховности…
        Настоящий человек начинается там,
                        где есть святыни души…” 
(В.А.Сухомлинский)

.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно – нравственный уровень подрастающего поколения, процветает невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, когда у молодежи складывается ограниченное, схематическое представление о богатейшем наследии собственного народа. Молодые люди не знают истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и общества.

Главным средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно – нравственного воспитания и просвещения.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или  умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственного воспитания.

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.

В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно – нравственного развития и воспитания  молодого поколения становится все более актуальной.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим  его миром.

 Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каким же должен быть идеал? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

         Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определённое воздействие негативные факторы?

        Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю красоту?

        Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребёнке с ранних лет не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того. Что сделал кому-то доброе дело.

        Но как добиться того, чтобы в важном деле воспитания человека было наиболее действенным? Мне кажется, что у учителя начальных классов, воспитателя группы продленного дня  путей для решения этой задачи немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании.

        Моей   задачей   является        воспитание   в   детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

   Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю особое внимание проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники, игры - это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие выставки, интеллектуальные игры, КВН, конференции. Ребята принимают самое активное участие в школьных и районных делах, каждый из детей может выступить в нескольких ролях: организатора, исполнителя (участника).

Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни      это одна из задач моей работы.

Также я и мои дети принимаем участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел школы: «Защитникам Отечества посвящается», «Масленица», «День 8 Марта», «Поклонимся великим тем годам». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, межвозрастное общение, выявление наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов.

Ученики с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат, на лучшего чтеца, изготовление поздравительных открыток, лучшая новогодняя игрушка, в конкурсах инсценированной песни.

Главная деятельность в школе – учебная, но младший школьник ещё продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитывать, то необходима чёткая организация всей учебно-воспитательной работы. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеурочной работе.

Так, например, детям очень нравятся  встречи с гостями. В гости к ребятам приходят участники Великой Отечественной войны, ветераны труда. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча  - прикосновение к подвигу, к труду взрослых. Встречи со знатными людьми благотворно влияют на нравственное становление младших школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашённых, но и демонстрируют творческие работы, выступают с художественной самодеятельностью.

        Особенно детям нравятся различные олимпиады, конкурсы, экскурсии на природу, районный музей. Часто проводим различные праздники: «Путешествие в страну Знаний», «Сказки осени», «День игр», «День матери», «Путешествие в страну Здоровья», праздник, посвящённый Дню защитников Отечества. Школьники устраивают выставку рисунков, поделок, делают презентации. Такое проведение праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования, перспективности в жизни детей, способствует сплочению коллектива учащихся.

Провожу турниры, литературные викторины. Как и все педагоги, также провожу этические беседы по культуре поведения, по правилам для учащихся; беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине, трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. Среди проводимых бесед есть также такие темы: ««Давайте уважать старость!»», ««Дети - граждане России».»,  «История нашего села», ««В дружбе наша сила!»», «Государственные символы», «Россия- Родина моя», «Удивительное рядом», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Тепло родного очага»…

     Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование – это творческое объединение «Мозаика».  Оно имеет целый ряд направлений.  Основными среди них можно считать физкультурно-оздоровительное «Гармония», «Каратэ», обще интеллектуальное «Азбука здоровья», «Информатика», художественно-эстетическое «Мастерица», «Веселое тесто», «Бумажный мир».

Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если

родители  личным примером будут способствовать воспитанию

нравственности.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание -непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 7, 1995г
  2. Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2004г
  3. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах», М. «Просвещение», 1975г
  4. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. - 2009. - № 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комп...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т....