внеурочная деятельность
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Лепка из соленого теста».
Пояснительная записка
Согласно новым стандартам образования
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Я выбрала художественно-эстетическое направление работы. В интернете я увидела рабочую программу внеурочной деятельности «Лепка из соленого теста». Программа меня заинтересовала и легла в основу моей работы с детьми.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки. Оно нежное, мягкое, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается. Долго сохраняется. Но в то же время – хрупкое при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. Это «жаворонки» - булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, праздничные «козули», которыми одаривали своих друзей к Новому году Рождеству.
Новизна программы
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Цель: воспитание интереса и любви к народному творчеству; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом; вовлечение детей в активную творческую деятельность.
Задачи:
-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать бережное отношение к народной культуре;
-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Формы и режим занятий
Учебная нагрузка 1го года обучения - 1 часав неделю. Для обучения в объединении принимаются мальчики и девочки 6-8 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Требования к уровню подготовки детей
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, стеками;-правила работы с красками, кистями, клеем;
уметь:
-делить тесто на части разными способами;
-выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
-соединять детали;
-аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.
Прогнозируемые результаты:
Результатом обучения по данной программе может быть:
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Знание народных промыслов (Дымковская, Каргопольская игрушка), наличие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.
Критерии результативности:
- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;
- отсутствие травм во время работы;
- переход от простых работ к более сложным;
- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.
Формы подведения итогов
В течение учебного года по каждой теме проводятся обобщающие игровые занятия: «Путешествие колобка», «Мукосолька», «Придумаем сказку сами» и т. д. А так же викторины и тесты на различные темы. Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:
- конкурс на самую лучшую игрушку;
- конкурс на лучший эскиз;
- конкурс на самую интересную сказку;
В течение года проходят промежуточные выставки детских работ, персональные выставки обучающихся.
За прошедшие три четверти мы с ребятами создали много интересных работ:
различные сувениры,
Формы педагогического контроля
| Какие знания, умения, навыки будут контролироваться | Формы проведения контроля |
| Первый год обучения |
|
Первое полугодие | Правила работы с солёным тестом. | Наблюдение. Выставка «Моя азбука». |
Второе полугодие | Правила работы с красками, кистями. | Наблюдение. Тест «Дорисуй картинку». |
|
Учебно-тематический план
№ |
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука солёного теста | 24 | 2 | 22 |
2.1 | Алфавит | 14 | 1 | 13 |
2.2 | Лепка игрушечной еды, овощей и фруктов | 9 | 1 | 8 |
2.3 | Обобщающее занятие по теме | 1 | - | 1 |
3 | Сувениры из солёного теста | 48 | 4 | 44 |
3.1 | Плоские работы по шаблонам | 12 | 1 | 11 |
3.2 | Головоломки | 11 | 1 | 10 |
3.3 | Рамочки | 12 | 1 | 11 |
3.4 | Украшения | 12 | 1 | 11 |
3.5 | Обобщающее занятие по теме | 1 | - | 1 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
|
| Подготовка к выставкам | 2 | - | 2 |
| Итого: | 76 | 8 | 68 |
Календарно – тематический план мастерской «Умелые ручки»
по программе «Лепка»
1 класс .33 час
№ | Темы | Количество часов | Дата проведения |
Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. | 1 | ||
Лепка базовых форм (шар, круглая лепёшка, овальная лепёшка, валик, колбаска) | 1 | ||
Изготовление арбуза и буквы А. Раскрашивание выполненной работы. | 1 | ||
Лепка игрушечной еды, овощей, фруктов. | 1 | ||
Лепка бегемотика и буквы Б, вишни и буквы В Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Лепка букв Г и Д Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Лепка букв Е и Ж. Раскрашивание выполненных работ | 1 | ||
Лепка букв З и И Раскрашивание выполненных работ | 1 | ||
Лепка букв К, Л и М Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Лепка букв по выбору детей. Раскрашивание выполненных работ | 1 | ||
Лепка вареников, пирожков. | 1 | ||
Лепка помидорки, свёклы, огурца, картошки Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Оформление декоративного панно «Корзинка». | 1 | ||
Изготовление буханки хлеба, кренделя, круассана, косички.Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Оформление декоративного панно «Хлеб – всему голова» | 1 | ||
Лепка ягод малины, смородины, рябины. Раскрашивание выполненных работ. | 1 | ||
Знакомство с шаблонами, просмотр образцов работ. Выполнение сувенира «Мышонок» | 1 | ||
Знакомство с Каргопольской и Дымковской глиняной игрушкой. Зарисовка игрушек. | 1 | ||
Лепка козлика. Раскрашивание игрушки | 1 | ||
Знакомство с дымковскими узорами. Выполнение эскиза дымковской игрушки. | 1 | ||
Лепка барыни. Раскрашивание игрушки | 1 | ||
«Ангелочек». Лепка. | 1 | ||
«Ангелочек». Раскрашивание | 1 | ||
«Кот в сапогах». Лепка. | 1 | ||
«Кот в сапогах». Раскрашивание | 1 | ||
Выполнение эскиза рамки «Сердечко» Лепка рамки. | 1 | ||
Раскрашивание рамки. | 1 | ||
Рассматривание репродукций и образцов работ. Фруктовые бусы. Лепка деталей | 1 | ||
Раскрашивание деталей.Сборка бус. | 1 | ||
Браслет. Лепка деталей. | 1 | ||
Браслет. Раскрашивание | 1 | ||
Браслет. Лакирование. | 1 | ||
Выставка .Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.
2. Азбука солёного теста.
2.1 Алфавит. Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем). Элементы цветоведения (7 цветов радуги, холодные, тёплые цвета).
Практические занятия.
Деление куска на части. Лепка базовых форм. . Повторение букв алфавита, рассматривание картинок из азбуки. Рисование и лепка букв алфавита. Раскрашивание готовых работ.
2.2 Лепка игрушечной еды, овощей и фруктов.Рассматривание иллюстраций овощей и фруктов, определение базовых форм из которых они состоят.
Практические занятия.
Рисование и лепка овощей, фруктов, игрушечной еды. Раскрашивание.
2.3 Обобщающее занятие по теме. Подведение итогов, выставка работ.
Практические занятия.
Решение кроссвордов.
3. Сувениры из солёного теста.
3.1 . Плоские работы по шаблонам. Необходимые инструменты и приспособления. Порядок выполнения работы с помощью шаблона.
Практические занятия.
Переведение шаблонов изделий в тетрадь. Использование шаблонов при выполнении работ «ангелочек», «барыня», «козлик», «мышка», «кот в сапогах» и др.
3.2 Головоломки. Рассматривание образцов игр-головоломок.
Практические занятия.
Выполнение эскизов головоломок или переведение готовых образцов. Изготовление шаблонов из бумаги или картона. Лепка головоломок «паровозик», «домик» и др. Лепка игры «домино».
3.3 Рамочки. Рассматривание образцов рамок для фотографий.
Практические занятия.
Изготовление шаблонов, лепка рамочек, украшение мелкими деталями, раскрашивание.
3.4 Украшения.Рассматривание репродукций и образцов работ.
Практические занятия.
Изготовление шаблонов, лепка мелких элементов, сборка работы, раскрашивание, лакирование. Лепка броши, кулона, браслета, бус и т. д.
3.5 . Обобщающее занятие по теме.
Подведение итогов по теме в игровой форме.
Практические занятия.
Подготовка выставки.
4. Итоговое занятие.
Условия реализации программы
Для обеспечения занятий необходимо:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;
-общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;
-при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению рекомендуется дополнительное, – в виде настольных ламп на стойках, с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света.
-окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-в мастерской нужна доска для демонстрации схем, чертежей, рисунков;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
-расходные материалы: мука, соль, глина, краски (гуашь), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений), проволока, бусины, лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, АК, скалка, валик, ситечко, чесноковыжималка, стеки;
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....