Родителям о безопасности детей на дорогах
материал (4 класс) на тему

Рекомендации родителям о безопасности детей на дорогах

Скачать:


Предварительный просмотр:

    С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения - важная государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.
Когда речь идёт о дорожно-транспортных происшествиях, мы часто думаем, что нас это обойдёт стороной. Увы. Но страшнее всего, когда на дорогах получают травмы или гибнут дети.

В зимне-весенний период, когда на дорогах гололёд, ухудшение видимости, проблема ДДТТ встает перед нами особенно остро.
   Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.
  Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. По сути, грамотное поведение на дороге является частью культуры поведения человека. На дороге надо вести себя так, чтобы, во-первых, избегать ситуаций, опасных для собственной жизни, а во-вторых, не создавать опасностей для других людей. Принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.

  Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из наших нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением отдельных представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем – воспитателей и учителей.
И что бы ни говорил папа, но если он сам перебегает улицу на красный свет, а сыну это делать запрещает, то в этом случае именно папино поведение становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

  Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать  при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов
  Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - работа с родителями.
Исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен обеспечить и работу с родителями. 
Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
  Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома, в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью.
Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов и рекомендаций родителям.
  Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.
  В нашем  образовательном учреждении спланирована работа по профилактике ДДТТ на 2012-2013уч.год. План этой работы согласован и утвержден начальником ГИБДД г.Тайшета. В течение учебного года организовано проведение профилактических бесед по ПДД с учащимися до каникул, а также «минуток безопасности». На заседаниях школьного методического объединения утверждены методические рекомендации по формированию у школьников навыков безопасного поведения на дорогах.
 В рамках классных часов для каждого класса с 1-11кл. четко определено необходимое количество часов на изучение раздела ПДД. В этот период времени закладываются основы не только знаний, но и поведенческих навыков в различных дорожных ситуациях.

Наиболее распространенными формами проведения уроков являются беседы и рассказ учителя в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения. Учителя начальных классов успешно применяют игровые технологии (ролевые игры), так как игра - один из основных видов деятельности учащихся первой ступени. Кроме того, они применяют разнообразный дидактический материал: дорожные задачи, контрольные вопросы, загадки Пети Светофорова, кроссворды и т. д.

   В 28 февраля по 30 марта 2013г в школе проходит внеочередное комплексно-профилактическое мероприятие «Внимание – дети», в целях активизации работы по профилактике ДДТТ и обеспечения безопасности несовершеннолетних.
   В период с 18-20 марта 2013г. с 5-11 классы были проведены тестовые занятия с целью контроля «Как ты усвоил правила дорожного движения».

                                          Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Ситуация на дорогах напряженная и опасная. Необходимо помнить, что Ваше поведение на дороге, беседы, просто упоминания о безопасном поведении на дороге должны быть не от случая к случаю, а постоянными.

Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Формирование навыка наблюдения и ориентирования в дорожных ситуациях зависит от взрослых, находясь на дороге со своими детьми, применяйте постоянно некоторые методы, которые помогут Вам и вашему ребенку сформировать навыки безопасного поведения.

1.               Никогда не спешите на проезжей части, переходите дорогу только   размеренным шагом.

2.       Не разговаривайте при переходе дороги, как бы интересна не была тема беседы, тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре перехода.

3.       Никогда не переходите дорогу наискосок, не говоря уже о перекрестках. Покажите, что правильный и соответственно безопасный переход - только строго поперек дороги.

4.       Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы Вы не спешили. Это не только разовая опасность. Без Вас он сделает тоже самое.

5.       Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где Вам надо, а там, где есть переходы.

6.       При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми, чтобы проконтролировать дальнейшее передвижение ваших детей.

7.               Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие ситуации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность.

8.       особенно обращайте внимание на двигательную память детей: остановка перед переходом, поворот головы налево, направо для оценки ситуации на дороге; все должно быть зафиксировано ребенком, чтобы он, в случае необходимости мог скопировать Ваше поведение. Сформируйте обязательно твердый навык - сделал первый шаг на проезжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях.

9.       Никогда не выходите на дорогу из прикрытия в виде машины или кустарника, тем самым показывая плохую привычку неожиданно появляться на проезжей части.

10.   Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающихся видов транспорта, для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина или мотоцикл смогут доехать до Вас.

11.   Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, человек подвергает свою жизнь еще большей опасности.

12.   Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение, играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным зрением развито слабее. Приучите их чаще поворачивать голову для оценки ситуации на дороге.

Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от нас, взрослых.

 

НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ, СОБЛЮДЕНИЮ ИМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ!
 В младшем школьном возрасте ребенок должен усвоить:
- Без взрослых выходить на дорогу нельзя!
- Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!
- Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!
- Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!
- На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу! 

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
НИКОГДА САМИ НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!

 ПОМНИТЕ!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с ВАС – родителей! Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг  взрослых.

 Практическое обучение детей наблюдению за дорожной ситуацией должно проводиться родителями с первых совместных прогулок на улице. Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движения помогут привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице. Весьма удобно для этих целей использовать путь в детский сад, школу и обратно.

  

РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО:

Знать, где проводят свободное время их дети;

Постоянно контролировать поведение детей во время игры во дворе, жилой зоне, движения по тротуару;

Крепко держать детей за руку при переходе дорог с интенсивным движением и разъяснять им правила безопасного поведения в улично-дорожной сети;

Обеспечить наличие на одежде и аксессуарах детей световозвращающих элементов;

Помнить о личной ответственности за поведение своих детей.

 

Совместная работа образовательного учреждения и семьи успешна в условиях активного участия родителей в профилактических мероприятиях по безопасной жизнедеятельности.

 

Памятка родителям по обучению детей

 безопасному поведению на дороге

       Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

- Неумение наблюдать.

- Невнимательность.

     - Недостаточный надзор взрослых за поведением детей

                 Рекомендации по обучению детей ПДД.

  При выходе из дома.

  Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание     ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

  При движении по тротуару.

         Придерживайтесь правой стороны.

         Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

         Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

         Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

         Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

    Готовясь перейти дорогу

         Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

         Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

         Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

         Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

         Не стойте с ребенком на краю тротуара.

         Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

         Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

    При переходе проезжей части

         Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

         Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

         Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

         Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

         Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

         Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

         Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

         При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

         Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

    При посадке и высадке из транспорта

         Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

         Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

         Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

         Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

    При ожидании транспорта

         Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

    Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

         Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

         Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

         Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

         Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

   Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении   правил дорожного движения.

         Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

         Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

         Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

         Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

         Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

         Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

         Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы

Авария на городском транспорте.

Ваши действия:

1.    Соблюдайте спокойствие.

2.    Если вы почувствовали толчок или удар, постарайтесь мгновенно сгруппироваться, закрыв голову руками. Уцепитесь за что-нибудь, чтобы по возможности избежать падения и ушиба и чтобы вас не бросало по салону.

3.    Откройте запасной выход, который обычно расположен в окне. Для этого необходимо выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло или разбить его с помощью молотка, находящегося в салоне.

4.    Если в салоне начался пожар, постарайтесь потушить его при помощи огнетушителя.

5.    В случае короткого замыкания покидать трамвай или троллейбус необходимо лишь, когда водитель остановит его и отключит электрические цепи.

Помните: недопустимо прислоняться к дверям, так как они могут самопроизвольно открыться; держитесь за поручень над головой, иначе, держась за низкий, вы при резком торможении не удержитесь и упадете.

                                            УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

САМИ ЗНАЙТЕ И ВЫПОЛНЯЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, БУДЬТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИМЕРОМ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ НА ДОРОГЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”

В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности  детей на дорогах....

Безопасность детей на дорогах

Учить детей выполнять правила движения пешеходов по улице и дороге.Развивать у школьников умения находить наиболее безопасный путь от дома до школы и обратно.Воспитывать уважительное отношение ко всем...

Памятка для родителей по вопросам безопасности детей на дороге (ПДД)

Памятка разработана для родителей обучающихся, которая освещает вопросы правил дорожного движения, безопасности детей на дороге. Данные памятки вывешены на стенде для родителей в холле, и раздаются ро...

Разработка родительского собрания для родителей первоклассников "Безопасность детей на дороге"

Родительское собрание разработано для родителей первоклассников. Задача родительского собрания побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья и...

Памятка для родителей по безопасности детей на дороге

Памятка для родителей по безопасности детей на дороге...

Статья "Безопасность детей на дорогах города (консультации для родителей)"

Что нужно знать родителям, чтобы обезопасить своего ребенка....