Разноцветный мир моей души
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению
«Разноцветный мир моей души»
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Долбина Марина Александровна
2014г.
Пояснительная записка.
Духовно – нравственное воспитание – одно из главных составляющих образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Начальная школа должна создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; развивать в сознании детей лучшие нравственные качества: любовь к Родине, уважение к традициям родного края, духовным ценностям и бережливому отношению к природе, способствовать раскрытию их творческого потенциала.
Настоящая программа факультативного курса «Разноцветный мир моей души» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
Актуальность программы обусловлена утверждённой 11 июля 2005 года государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она направлена на:
- формирование понятий россиянин, гражданин и гражданского отношения к семье;
- формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;
- формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, созданию атмосферы товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- создание в группе воспитанников атмосферы взаимопонимания и доброжелательности, радости общения, уважения друг к другу;
- знакомство с народными традициями;
- воспитание чувства прекрасного, развитие их творческого мышления.
Методической особенностью предлагаемой программы является то, что она составлена таким образом, чтобы в мероприятиях участвовали не только дети, но и члены их семей. Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности, который имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности и это одна из возможных моделей выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Цели и задачи программы.
Цель курса – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
- Воспитание любви к родителям, уважение к старшим, к семье.
- Воспитание россиянина с развитыми интеллектуальными способностями.
- Воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству.
- Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
- Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации.
- Формирование у обучающихся осознанного отношения к здоровому образу жизни.
- Воспитывать уважение культуры других народов.
- Формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
- Формирование традиций в коллективе.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она способствует:
- развитию разносторонней личности ребёнка;
- воспитанию воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни.
Данная программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на группы результатов, определённых ФГОС. Основными критериями отбора материала при составлении программы являются её актуальность в овладении учащимися основами умения учиться, в развитии способностей к организации собственной деятельности воспитательная ценность.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей 7- 8 лет.
Срок реализации 1 год.
Реализовываться программа будет во внеурочное время. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективное творчество.
Занятия включают в теоритическую и практическую деятельность обучающихся. Теоритическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала ( с использованием ИКТ). Изложение материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая приведет к пониманию сущности гражданской позиции, ответственности, исполнительности, понимание социальных ролей, правил поведения в школе, дома и в общественных местах. Приведёт к формированию потребности в самообразовании, воспитании своих морально - волевых качеств.
Дети научатся взаимному партнёрству в классе, семье, обществе.
Ценности:
уважение родителей; забота о старших и младших;
любовь к Родине, к своему народу; служение Отечеству;
долг перед Отечеством, семьёй; нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честность; достоинство; любовь; жизнь; родная земля.
Основные принципы реализации программы воспитания
- Принцип открытости.
Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения. Классный руководитель прислушивается к мнению детей.
- Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности.
Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.
- Принцип свободы участия.
Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
- Принцип обратной связи.
Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.
- Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
- Принцип успешности.
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.
Самоуправление в классном коллективе.
Наш классный коллектив – это маленькое государство. Необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность свою и другого человека.
Работа коллектива строится по направлениям:
«С чего начинается Родина?», «Что такое национальность и народ?», «Когда язык мой – друг мой?», «Откуда пришли к нам праздники и почему их так любят?», «Какие у меня права и обязанности», «Что такое общество и государство?»
Ожидаемый результат:
Освоение детьми программы «Разноцветный мир моей души» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно- познавательного интереса к роли государства и семьи в формировании личности;
- навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха практической деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально - ценных качеств: достоинство, честность, милосердие (потребность помогать другим), уважение традиций и культур других народов.
Младшие школьники получат возможность для формирования :
- устойчивого познавательного интереса к роли государства и семьи в формировании личности;
- навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ;
- понимания причин успеха практической деятельности;
- эмоционально – ценностного отношения к системе общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных действий учащиеся научатся:
- научатся испытывать гордость за родную страну;
- соблюдать моральные нормы и правила поведения в семье, коллективе, обществе;
- умение работать по предложенному плану при составлении генеалогического дерева;
- адекватно воспринимать оценку окружающими своих действий;
- вносить необходимые коррективы своих действий при анализе проблемной ситуации.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне понимания проблемной ситуации;
- самостоятельно и адекватно оценивать правильность действия, вносить коррективы;
- моделировать ситуации с использованием социальных ролей;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- выстраивать последовательность действий в межличностных отношениях.
В сфере познавательных универсальных действий учащиеся научатся:
- сравнивать и различать «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
- приобретать и осуществлять практические навыки в межличностном общении (в семье, коллективе);
- размышлять о моральных нормах, правилах поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- ролевому взаимодействию с людьми разного возраста и реализации гражданской позиции;
- сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- развивать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, об эстетическом отношении к окружающему миру и самому себе;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- понимать значимость культурно-исторических ценностей, традиций и уважать их;
- толерантности;
В сфере коммуникативных универсальных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничеству, оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно относиться к взрослым и сверстникам, строить своё общение в коллективе в семье, обществе;
- формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и партнёрской.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Разноцветный мир моей души»
- проектная деятельность (групповая, индивидуальная) в соответствии с темой по разделам;
- экскурсии (в краеведческий музей, библиотеку);
- социально - значимые ролевые игры;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов и фотовыставок (с приглашением родителей, педагогов, гостей);
- встреча с интересными людьми: поэтами, музыкантами, художниками;
- итоговые беседы.
- Ценностное отношения к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
- Любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
- Приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства.
- У детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
- Ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
- Появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
- Дети посетят много интересных мест, где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
Курс состоит из семи разделов:
Учебно-тематический план по программе
«Разноцветный мир моей души»
№ раздела, темы | Название разделов и темы | Количество часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
I | Введение | 1 | 1 | |
II | С чего начинается Родина? | 10 | 7 | 3 |
1. | Вводное занятие. Понятие «Родина», «страна», «государство». | 1 | 1 | |
2. | Возникновение у людей имён, отчеств, фамилий. | 2 | 2 | |
3. | Понятие «семья» и история её возникновения. | 2 | 1 | 1 |
4. | Роль семьи в жизни современного человека. | 1 | 1 | |
5. | Понятия «родственники», «предки», «потомки». | 1 | 1 | |
6. | Генеалогическое древо рода. | 1 | 1 | |
7. | Родословная семьи. | 2 | 2 | |
III | Что такое национальность и народ? | 4 | 2 | 2 |
1. | Вводное занятие. Понятия «национальность» и «народ». | 1 | 1 | |
2. | История возникновения национальностей | 1 | 1 | |
3. | Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа. | 1 | 1 | |
4. | Представление о национальном характере. | 1 | 1 | |
IV | Когда язык мой – друг мой? | 3 | 3 | |
1. | Вводное занятие. Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык». | 1 | 1 | |
2. | История возникновения языка. | 1 | 1 | |
3. | «Вначале было слово». Русский язык – как язык межнационального общения. | 1 | 1 | |
V | Откуда приходят праздники? | 4 | 1 | 3 |
1. | Вводное занятие. Понятие «праздник» | 1 | 1 | |
2. | Государственные, семейные, религиозные, профессиональные | 1 | 1 | |
3. | Традиции проведения семейных праздников | 1 | 1 | |
4. | Подарки. | 1 | 1 | |
VI | Какие у меня права и обязанности? | 8 | 5 | 3 |
1. | Вводное занятие. Основы этики семейных отношений. | 1 | 1 | |
2. | Понятие «родные люди», «близкие люди». | 1 | 1 | |
3. | Роль матери в семье. | 1 | 1 | |
4. | Роль отца в семье. | 1 | 1 | |
5. | Обязанности родителей по воспитанию собственных детей. | 1 | 1 | |
6. | Обязанности детей заботиться о своих родителях. | 1 | 1 | |
7. | Права членов семьи | 1 | 1 | |
8. | Правила разрешения семейных конфликтов | 1 | 1 | |
VII | Что такое общество и государство? | 4 | 1 | 3 |
1. | Вводное занятие. Понятие «общество» и его социальная структура. | 1 | 1 | |
2. | Понятие «наше государство», «гражданин». | 1 | 1 | |
3. | Представления об этике межличностных отношений. | 1 | 1 | |
4. | Элементарные сведения о социальной политике | 1 | 1 | |
Итого: 34 часа |
Содержание программы «Разноцветный мир моей души»
Первый год обучения (34ч.)
Первый год обучения направлен на формирование отношения к своей семье, её родословной, толерантности в отношениях с представителями разных национальностей. Приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства. Формирование понятий «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни», положительной мотивации, интересов к учёбе.
- Введение-1ч.
Знакомство с основными направлениями работы; формами работы и оборудованием.
II. С чего начинается Родина?-10ч.
- Вводное занятие. Понятие «Родина», «страна», «государство».
Историческая справка о понятии государство, страна, Родина. Рассуждение о географическом местоположения государства, края, столицы.
Теория. Знакомство с элементарными представлениями о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах. Представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
Практическая часть. Познакомить с географическим положением государства на карте и глобусе.
- Возникновение у людей имён, отчеств, фамилий.
Теория. История возникновения у людей фамилий и отчеств. Рассуждения о происхождении собственной фамилии. Воспитание гражданского отношения к себе.
- Понятие «семья» и история её возникновения.
Теория. История возникновения понятия «семья». Формирования гражданского отношения к своей семье.
- Роль семьи в жизни современного человека.
Теория. Формирование уважения к членам семьи. Состав семьи. Формирование понимания сущности состава семьи. Традиции российской семьи, ценности семьи, нравственные устои семьи (любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого).
- Понятия «родственники», «предки», «потомки».
Теория. Формирование понятия «родственники», «предки», «потомки».
- Генеалогическое древо рода.
Теория. Формирование представления о генеалогическом древе. Понятие связи поколений.
- Родословная семьи.
Теория. Формирование понятия «Родословная семьи»
Практическая часть. Установление родственных связей. Разработка и защита проекта.
III. Что такое национальность и народ?
- Вводное занятие. Понятия «национальность» и «народ».
Теория. Формирование ценностного отношения к своему национальному языку, культуре и традициям.
- История возникновения национальностей.
Теория. Об истории возникновения национальностей.
- Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа.
Теория. Начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.
Практическая часть. Экскурсия в краеведческий музей.
- Представление о национальном характере.
Теория. Элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
Практическая часть. Экскурсия в библиотеку.
IV. Когда язык мой – друг мой? -3ч.
- Вводное занятие. Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык».
Теория. Формирование понятий «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык».
- История возникновения языка.
Теория. Об истории возникновения языка.
- «Вначале было слово». Русский язык – как язык межнационального общения.
Теория. Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения, ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.
V. Откуда приходят праздники?-4ч.
- Вводное занятие. Понятие «праздник»
Теория. Формирование понятия «праздник». История возникновения праздников.
- Государственные, семейные, религиозные, профессиональные
Практическая часть. Поисковая деятельность. Проект. Защита проекта. Буклеты, фотографии, видео.
- Традиции проведения семейных праздников.
Практическая часть. Организация праздника ко дню рождения. Подборка игр, конкурсов, материалов для изготовления подарков
- Подарки.
Практическая часть. Изготовление подарков ко дню рождения.
VI. Какие у меня права и обязанности? -8ч.
- Вводное занятие. Основы этики семейных отношений.
Теория. Формирование понятия этики семейных отношений.
Практическая часть. Ролевая игра (подбор сценок и стихов)
- Понятие «родные люди», «близкие люди».
Теория. Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
- Роль матери в семье.
Теория. Понимание сущности основных социальных ролей, представления о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать.
Практическая часть. Праздник. Проведение конкурса стихов, рисунков о маме.
- Роль отца в семье.
Теория. Понимание сущности основных социальных ролей. Формирование представления о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством, ответственностью за благополучие семьи. Роль отца в семейном укладе, отцовская любовь, уважение и любовь к отцу.
Практическая часть. Мастер-класс
- Обязанности родителей по воспитанию собственных детей.
Теория. Роль личного примера родителей в воспитании детей, конференция мам и пап.
- Обязанности детей заботиться о своих родителях.
Теория. Описание психологического портрета счастливой семьи, суть семейного счастья, традиции своей семьи, этические нормы взаимоотношений в семье. Формирование представления о том, что ребёнок должен уметь слушать и слышать своих родителей.
- Права членов семьи.
Теория. Формирование доброго отношения к братьям и сестрам, определение качеств хороших братьев и сестер, нормы взаимодействия со старшими и младшими братьями и сестрами. Составление внешних и психологических портретов любимых и любящих дедушек и бабушек, роль пожилых людей в семье, уважение и любовь к пожилым членам семьи.
- Правила разрешения семейных конфликтов.
Теория. Понятие «конфликт», причины и последствия, элементарные способы и методы разрешения конфликтов.
VII. Что такое общество и государство?-4ч.
- Вводное занятие. Понятие «общество» и его социальная структура.
Теория. Формирование интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- Понятие «наше государство», «гражданин».
Теория. Представление элементарных понятий о правах и обязанностях гражданина России, интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Формирование чёткого представления о принадлежности к РФ.
- Представления об этике межличностных отношений.
Теория. Формирование личности, поступать согласно своей совести, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
- Элементарные сведения о социальной политике.
Теория. Элементарное понятие социального партнёрства. Понятие коллектива, как маленького государства. Отношение внутри коллектива, чувство значимости, нужности, востребованности.
Методическое обеспечение
Изучение программного материала проводится на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде бесед. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, ролевые игры;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация праздников с приглашением родных и близких;
- организация выставок;
- мастер-класс;
- выполнение проектных заданий;
- защита проектов;
- экскурсии.
Оборудование и демонстрационный материал:
- компьютер, проектор, видеоматериалы;
- иллюстрации, плакаты, экспонаты, буклеты, фотографии;
- справочная литература, художественная литература.
Список литературы для учителя:
- О. Г. Селиванова, Е.В. Арасланова. Авторская программа внеурочной деятельности «Мой разноцветный мир», Киров 2010
- Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223
- Н.Е. Щуркова. Воспитание в режиме повседневной жизни. – Воспитание школьников. - №7.- 2007. – с.17-23
- Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. Патриотическое воспитание 1-4 классы. Москва. «ВАКО» 2009
- В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Книга для учителя. Москва. Дрофа, 1996
- В.Е. Саплина, А.И. Саплин. Учебник. Введение в историю. Москва. Дрофа, 1997
- Конституция Российской Федерации.
- Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2007г. 314с.
- Журнал «Начальная школа» № 3 , Москва. «Просвещение» 2010г.
- http://institute.novostimira.com/skachat_material_dlya_referata_70799.htm
Литература для учащихся:
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Народные сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит. 2003.
- Сборник загадок / Сост. Крапенко М.Т. – М.: просвещение, 1990.
- Энциклопедия. Тайны живой природы. - М., «РОСМЭН», 1996.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой.- М.: «Педагогика-Пресс», 1997.
- Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции», 2006.
- Э.В. Соколов «Свободное время и культура досуга», 2007 г.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Истоки моей души"
Воспитательная система классаПрезентация "Истоки моей души" https://cloud.mail.ru/[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239740","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height...
мастер-класс "Лепестки моей души"
Материал для проведения внеклассного мероприятия....
Классный час "Афганистан болит в моей душе"
Классный час в 4 классе посвящён 25 летию вывода войск из Афганистана...
Афганистан - ты боль в моей душе
Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны; определение исторического значения афганской войны....
Афганистан - ты боль моей души
Классный час для 2 класса...
Классный час "Афганистан болит в моей душе"
Урок Мужества, посвященный годовщине вывода советских войск...
Конспект сценария внеклассного мероприятия«Часть моей души -любимый Курский край»
Цели: способствовать обобщению и закреплению знаний о Курской области; символике Курской области, дать возможность учащимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны....