Программа "Оригами"для занятий во внеурочной деятельности младшего школьника.
рабочая программа на тему

Хомяк Надежда Атласовна

Рабочая программа "Оригами" по внеурочной деятельности разработана на 3 года. В приложении включено календарное планирование на первый год.

В доступе указана ссылка на сайт автора, где можно скачать презентации к занятиям первого года работы кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_mir_origami_khomyak_n.a.programma.docx51.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1

«Рассмотрено»                                      «Согласовано»                                        «Утверждаю»

на заседании  МС                                  зам. директора  по УВР                          Директор МБОУ

_______________                                  ____________________                           Новоаганская ОСШ №1

Протокол № ____                                                                                                     _________  Н.Л.Лысенко                     

от «___» _______20____г.                   «____» _________20___г.             Приказ №  от _________20___г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный  мир   оригами»

для  2 -4 класс

2 часа  в неделю

Составитель: учитель

начальных  классов

Хомяк Надежда Атласовна

2013-2014 учебный год 

«Волшебный  мир оригами»

Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

     Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Значение оригами для развития ребенка:  учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера .Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

 Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

 Задачи программы:

 Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

 Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Отличительные особенности данной программы

    В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

 Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Организационные принципы

(возраст детей, сроки реализации программы,

условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

 Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года – полный курс обучения детей в начальной школе.

    Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 12 человек.

 В 1 год обучения в кружок «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся класса. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.

 Занятия проводятся два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

 традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Ожидаемые результаты

 В результате обучения по данной программе учащиеся:

 – научатся различным приемам работы с бумагой;

 – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

 – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

 – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

 – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 – познакомятся с искусством оригами;

 – овладеют навыками культуры труда;

 – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

 • Проведение аттестации учащихся

 в начале, середине и конце года

 • Составление диагностической карты

 «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации

 дополнительной образовательной программы

 • Составление альбома лучших работ.

 • Проведение выставок работ учащихся:

 – в классе,

 – в школе,

- в посёлке, районе.

Учебно-тематический план

1-й  год  обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Формирование группы

1

2

Беседа по охране труда

1

1

3

Диагностика обученности учащихся

1

1

4

Знакомство с оригами        

1

1

5

Базовая форма «Треугольник

1

6

8

6

Базовая форма «Воздушный змей»

1

6

7

7

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

6

7

8

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

6

7

9

Базовая форма «Конверт»

1

6

7

10

Базовая форма «Рыба»

1

6

7

11

Базовая форма «Дверь»

1

6

7

12

«Цветы к празднику 8 марта        

1

5

6

13

Летние композиции

1

5

6

14

Впереди лето!

1

1

15

Итоговое занятие.

1

1

16

Оформление выставочных работ

1

1

Итого

10

57

68 часов

2-й  год  обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа по охране труда

1

1

3

Диагностика обученности учащихся

1

1

2

4

Летние композиции

2

5

7

5

Чудесные превращения бумажного листа

4

7

11

6

Модульное оригами

2

10

12

7

Оригами на праздничном столе»

2

9

11

8

Цветы к празднику 8 марта

1

7

8

9

Оригами - почта

2

4

6

10

Впереди лето!

1

6

7

11

Итоговое занятие.

1

1

12

Оформление выставочных работ

1

1

Итого

17

51

68 часов

3-й  год  обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа по охране труда

1

1

3

Диагностика обученности учащихся

1

1

2

4

Оригами в Интернете

2

2

5

Летние композиции         

2

6

8

6

Изделия из складки

2

8

10

7

Базовая форма «Катамаран»

2

9

11

8

Новогодние украшения

1

7

8

9

Базовая форма «Птица»

2

8

10

10

Базовая форма «Лягушка»

2

4

6

11

Творческие работы        

1

6

7

12

Итоговое занятие.

1

1

13

Оформление выставочных работ

1

1

Итого

17

51

68 часов

Содержание программы

 1 год обучения (68 часа)

Формирование группы (1 часа)

Беседа по охране труда (1 час)

Диагностика обученности учащихся (1 часа)

 Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

Знакомство с оригами (1 часа)

 Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».

Базовые формы:

 «Треугольник» (8 часов),

 «Воздушный змей» (7 часов),

 «Двойной треугольник» (7 часов),

 «Двойной квадрат» (7 часов),

 «Конверт» (7 часов)

 Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

Цветы к празднику 8 марта (6 часов)

 8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Летние композиции (6часа)

 Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.

Впереди – лето! (1 часа)

 Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

Итоговое занятие (1час)

 «Чему мы научились за год».

Оформление выставочных работ (1 часов)

 Оформление выставок работ учащихся.

 2 год обучения (68 часов)

Вводное занятие (1 час)

 Рассказ об истории развития искусства оригами.

Беседа по охране труда (1 час)

Диагностика обученности учащихся (2 часов)

 Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

Летние композиции (7 часов)

 Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».

Чудесные превращения бумажного листа (11 часов)

 Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

Модульное оригами (12 часа)

 Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Оригами на праздничном столе (11 часа)

 Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Цветы к празднику 8 марта (8 часов)

 Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

Оригами – почта (6 часов)

 Различные виды конвертов для писем.

Впереди – лето! (7 часов)

 Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.

Итоговое занятие (1 часа)

 Оригамская сказка о четырех братьях.

Оформление выставочных работ (1 часов)

 Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

3 год обучения (68 часов)

Беседа по охране труда (1 час)

Диагностика обученности учащихся (1часов)

 Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

Оригами в Интернете (2 часов)

 http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;

 http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.

 http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.

 «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».

 Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».

Летние композиции (8 часов)

 Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.

Изделия из складки (10 часов)

 Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.

Базовая форма «Катамаран» (11 часов)

 Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

Новогодние украшения (8 часов)

 Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

Базовая форма «Птица» (10 часов)

 Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».

Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».

Базовая форма «Лягушка» (6 часа)

 Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.

Творческие работы (7 часов)

 Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

Итоговое занятие (1часа)

 Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

Оформление выставочных работ (1 часов)

 Оформление тематических выставок.

Способы предъявления и объяснения материала

   Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (3 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

 На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

 Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.

 Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.

 По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

 2 этап обучения включает в себя 2-й год обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

 На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками».

 На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.

 На 3 этапе (3-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.

 Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:

 - мое знакомство с оригами;

 - чему я научился на занятиях оригами;

 - какие занятия мне наиболее запомнились, почему?

 - мои планы на будущее;

 - и другие.

Методическое обеспечение программы

 Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:

 • Научная, специальная, методическая литература

 (См. список литературы).

II. Материалы из опыта работы педагогов:

Дидактические материалы:

 • Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.

 • Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.

 • Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).

 • Образцы изделий.

 • Альбом лучших работ детей.

 • Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Методические разработки:

 • Интернет сайт www.origami-school.narod.ru

 • Компьютерные презентации:

– Этикет за праздничным столом (для урока «Оригами на праздничном столе»).

 – «Цветочные композиции» (по материалам сайта Омского центра оригами).

 – «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).

 – «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).

Список оборудования и материалов,

необходимых для занятий оригами

  • Учебные столы и стулья
  • Выставочные стенды
  • Инструкционные карты,
  • демонстрирующие
  • процесс складывания изделия
  • Схемы складывания изделий
  • Журналы и книги по оригами
  • Альбом для лучших работ
  • Конверты для незаконченных работ
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Цветная бумага плотная
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Коробки для обрезков
  • цветного картона        
  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки
  • Фломастеры
  • Трафареты с кругами
  • Клеенки и резинки для
  • крепления клеенки к столам
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора
  • Медиапроектор, интерактивная доска, персональный компьютер.

 Наша медиатека, на сегодняшний день,

 включает в себя следующие аудиозаписи:        

«Живая планета»:

 - Вечер в лесу

 - Океанский прибой

 - Тропический лес

 - Амазонская сельва

«Звуки природы и музыка»:

 - Леса Амазонии

 - Сюита певчих птиц        

 - Ласковый прибой

 - Удивительный водопад

 - Ветряные колокольчики

«Музыка для релаксации»:

 - Тропический остров

 - Тропический рай

 - Волшебство леса

 - Остров мечты

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и

 базовых форм оригами

• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа);

  умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».

 • 2 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».

 • 3 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

 - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

 - Низкий уровень – не может сделать.

 II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

 создавать изделия оригами, пользуясь

 инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения;

 умение сделать изделие по инструкционной карте.

 • 2 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.

 • 3год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

 - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

 - Низкий уровень – не может сделать.

 III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг;

умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.

 • 2 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.

 • 2 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

 - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

 - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

 - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

 - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

 Примечание: во время вводной диагностики

 (в начале каждого учебного года)

 этот параметр не оценивается.

 V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:

 – организовать свое рабочее место,

 – рационально использовать необходимые материалы,

 – аккуратность выполнения работы.

Литература

на основе которой составлена программа и

 примерное тематическое планирование занятий:

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

 Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

 Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Полезные  сайты

http://origami-school.narod.ru/page_04.htm - основной сайт

www.origami.ru

sch139.5ballov.ru/origami

www.oriland.com

www.origami-do.ru   -  схемы!

www.dorigami.narod.ru

http://900igr.net/prezentatsii/tekhnologija/Formy-origami/Formy-origami.html

http://lad-lad.ru/origami/origami-dlja-malyshej.html - поделки

http://www.proshkolu.ru/user/77864017503/folder/809831/ - сайт с авторскими презентациями к занятиям.

Календарно – тематическое планирование

«Волшебный  мир оригами»

1-й год обучения

п/п

Тема  занятия

Прохождение

программы

По факту

По плану

I  четверть – 18 часов

Введение-4 часа

1

Формирование группы

09.09

2

Беседа по охране труда

3

Диагностика обученности учащихся

16.09

4

Знакомство с оригами.

Стилизованный цветок.        

Базовая форма «Треугольник – 8 часов

5

Лисенок и собачка.

23.09

6

Лисенок и собачка.

7

Котик и бычок.

30.09

8

Котик и ёжик.

9

Яхта и ёжик.

07.10

10

Яхта и пароход.

11

Стаканчик и клубника.

14.10

12

Стаканчик и клубника.

Базовая форма «Воздушный змей»- 7 часов

13

Стилизованный змей

21.10

14

Кролик и щенок.

15

Курочка и петушок.

28.10

16

Курочка и петушок

II  четверть – 14 часов

17

Композиция «Домашние птицы на лужайке

11.11

18

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

19

Повторение базовых форм.

18.11

Базовая форма «Двойной треугольник»- 7 часов

20

Базовая  форма двойного треугольника

18.11

21

Рыбка и бабочка.

25.11

22

Рыбка и бабочка.

23

Головастик и жук.

02.12

24

Головастик и жук.

25

Птица счастья.

09.12

26

Птица счастья.

Базовая форма «Двойной квадрат»-7часов

27

Базовая форма двойного квадрата.

16.12

28

Головастик и жук.

Базовая форма «Двойной квадрат»

29

Головастик и жук.

Базовая форма «Двойной квадрат»

23.12

30

Жаба.

III четверть -

31

Композиция «Островок в пруду».

Базовая форма «Двойной квадрат»

32

Композиция «Островок в пруду».

Базовая форма «Двойной квадрат»

                                               Базовая форма «Конверт»- 7 часов

33

Базовая форма квадрата.

34

Пароход и подводная лодка.

35

Пароход и подводная лодка.

36

Композиция «В море».

37

Композиция «В море».

38

Золотая рыбка.

39

Золотая рыбка.

Базовая форма «Рыба» - 7 часов

40

Базовая форма рыбы

41

Царевна-Лебедь.

42

Царевна-Лебедь.

43

Композиция «Закат солнца над лебединым озером».

44

Композиция «Закат солнца над лебединым озером».

45

Пингвин (2 способа).

46

Композиция «Пингвины на льду».

Базовая форма «Дверь»-7часов

47

Базовая форма двери.

48

Мышь и поросёнок.

49

Мышь и поросёнок.

50

Бурёнка.

51

Бурёнка.

52

Декоративные рыбки.

53

Декоративные рыбки.

«Цветы к празднику 8 марта» - 6 часов

54

Открытка «Букет гвоздичек».

55

Открытка «Букет гвоздичек».

56

Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

57

Бутоны роз. Композиция «Букет роз».

58

Подснежник.

59

Подснежник.

«Летние композиции» - 6 часов

60

Нарцисс.

61

Нарцисс.

62

Волшебный цветок.

63

Волшебный цветок.

64

Парусный кораблик - гонки на столе.

65

Парусный кораблик - гонки на столе.

66

Впереди лето!

67

Итоговое занятие.

68

Оформление выставочных работ

Итого:68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Конспект занятия по внеурочной деятельности младших школьников по теме "Для милой мамочки"-эскиз росписи для ткани.

Конспект занятия внеурочной деятельности художествеенно-эстетического направления...

Роль музейных занятий в осуществлении общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников

Аннотация. В статье обосновывается эффективность музейных занятий, ис-пользуемых учителем начальных классов во внеурочной деятельности с целью ре-ализации общекультурного направления развития личности...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить» во внеурочной деятельности младших школьников

В данной статье описывается применение принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся при проведении занятия по изготовлению композиции в технике изонить: создание композ...