Внеклассное мероприятие «Если сладко спится, сон хороший снится».
классный час (2 класс) на тему
Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит. У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки. Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_sladko_spitsya_son_khoroshiy_snitsya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
«Если сладко спится, сон хороший снится»
Задачи:
- Расширить знания детей о сне и его влиянии на организм человека и
животных. - Развивать кругозор детей, речь.
3. Укреплять у детей гигиенические навыки хорошего сна: воспитывать
чувство бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: звукозапись песни «Спят усталые игрушки ...», костюмы актёрам. Герои: мама, папа, дочка, Звездочет, Неболейка, ученики.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
I. Организационный момент
П. Введение в тему
Ведущий:
Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит. У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки. Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка? (Сон).
- Сегодня мы поговорим о сне. Зачем нужен сон человеческому организму?
Ш. Основная часть
Ведущий: (Вечер. Дома семья отдыхает после рабочего дня. Маленькая девочка смотрит телевизор, программу «Спокойной ночи малыши». Звучит музыка «Спят усталые игрушки ....»),
Мама:
- Доченька, пойдём спать, уже поздно.
Дочка: - Не пойду спать! Кто придумал сон? Зачем люди спят? Что такое сон?
Ведущий: - Что такое сон?
Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет. Чередование сна и бодрствования - необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма. Мозг поддерживается в бодрствующем состоянии за счет импульсов, поступающих от рецепторов тела. При прекращении или резком ограничении поступления афферентных им пульсов в кору больших полушарий развивается сон. Это было показано на больных, у которых нарушены многие виды чувствительности. В клинике известного русского клинициста С. П. Боткина была больная, у которой из всех органов чувств функционировали только рецепторы осязания и мышечного чувства одной руки. Большую часть времени больная проводила в состоянии сна, просыпалась, только когда дотрагивались до ее здоровой руки.
Сон развивается и при действии на корковые клетки длительной или чрезмерной силы раздражителей. При этом в клетках коры развивается торможение, имеющее охранительное значение. Оно обеспечивает коре больших полушарий условия для восстановления работоспособности во время сна. Согласно представлениям И. П. Павлова, сон по своей физиологической сущности является торможением, распространившимся по коре и подкорковым центрам.
Чтобы заснуть, организм пускает в ход как нервные, так и химические процессы. Установлено, что при этом в крови увеличивается количество серотонина, а содержание адреналина во время сна, наоборот, уменьшается. Стоит ввести в кровь животного небольшую дозу адреналина, и животное долго не заснет. Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов — для отдыха мозга. Но, как выяснили ученые, во время сна мозг не только не «выключается», но и, наоборот, работает порой активнее, чем при бодрствовании. Даже в состоянии глубокого сна мозг может отвечать на внешние воздействия. Иногда они органично «вплетаются в сюжет» сновидения.
Еще Аристотель заметил, что если к руке спящего поднести источник тепла, человеку приснится огонь. Порой во сне люди находят ответы на вопросы, мучившие их наяву. Дмитрий Менделеев, к примеру, во сне нашел «ключ» к периодической системе элементов; химик Фридрих Кекуле догадался о циклическом строении молекулы бензола, когда ему приснилась змея, кусающая собственный хвост.
Сон — вовсе не «уход от жизни», а особая форма работы мозга.
Точного ответа на вопрос, почему же все-таки организмам с развитой нервной системой необходим сон, наука до сих пор не дала. Некоторые биологи высказывают гипотезу, что во время сна организм «переписывает» сведения из кратковременной памяти в долговременную.
Кратковременная память легко стирается электрошоком, а также при удушье, сотрясении мозга. Долговременна память, она более устойчива.
Когда человек получает информацию или перерабатывает ее, в его мозгу возникают импульсы. В кратковременной памяти, по предположениям ученых, они записываются при помощи «азбуки» нервных клеток, а в долговременной — при помощи «азбуки» молекул. То, что долговременная память невозможна без создания молекул белка, ученые доказали с помощью такого эксперимента. Мышам давали вещество, подавляющее у них синтез белков. После этого у них вырабатывали какой-либо условный рефлекс (к примеру, если зверьки заходили в темноту, их ожидал легкий удар электрошока). Мыши «обучались» как обычно, но через пару дней не помнили ничего из выученного!
В ряде опытов (ходя, другие ученые оспаривают чистоту этих экспериментов) с червями, крысами, птицами биологам удавалось перенести рефлексы одного животного другому, необученному, вводя в эго мозг, вещество из мозга первого.
Человек, долго лишенный сна, начинает видеть предметы как бы в кривом зеркале, сквозь туманную дымку. Он видит сновидения наяву.
Длительное (более 10 дней) лишение сна может привести к смерти.
Мировой рекорд продолжительности бодрствования, поставленный специально для «Книги Гиннеса», составил 12 суток (288 часов).
Для некоторых людей достаточно и половинной дозы сна. Такими людьми, к примеру, были Петр I, Наполеон Бонапарт, Томас Эдисон.
Суточный ритм большинства людей состоит из 8 часов сна и 16 часов бодрствования. Но такой ритм — приобретенная в течение жизни привычка. Естественный ритм человека — чередование трех-четырех часов сна и такого же периода бодрствования (как у грудных детей).
Добрая половина нейронов мозга у спящего работает даже активнее, чем днем. Это относится, прежде всего, к глубинным отделам мозга.
Сколько требуется времени для сна? Ответа единого для всех, естественно, нет. Все зависит от конкретного организма, от условий среды. Одним необходимо для полного восстановления сил не менее 8-9 часов сна, другим достаточно 6. Известно, что Бехтерев, Гёте, Шиллер спали по 5 часов в сутки, а Эдисон - всего 2-3.
Еще один интересный факт: во время сна у человека не только закрыты глаза, но и «отключены» уши. Мышца, управляющая слуховыми косточками-молоточками, наковальней, стременем, когда мы спим, находится в расслабленном состоянии, и многие негромкие звуки ухо не улавливает.
Сон — защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность. Прежде всего, сон имеет охранительное значение, для нервной системы. Сон зависит от состояния нервной системы. Иному человеку нелегко уснуть, если им овладевает какое-либо сильное чувство - радости, тревоги, страха, — и в этом случае в коре мозга возникает стойкий очаг возбуждения - снов нет. Когда человек все-таки уснет, очаг порой остается связанным с начатой днем мысленной работой, он продолжает функционировать и во сне, причем, поскольку мозгу в это время не мешают посторонние раздражения, работа эта может быть
более эффективной.
Дочка:
- Хорошо. Я пойду спать. Мама обращается отцу:
- Максим, а тебе снятся сны?
Папа: - Нет. Мне никогда не снятся сны. А, что такое сон и сновидения.
Ученик 1:
- Сновидения
- Если вы спросите знакомых, какие сны они видят, то найдется, возможно, такие, которые ответят: я никогда не вижу снов». Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И
действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось. А стоило того же человека разбудить во время медленного сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой, он их уже забыл, пока длился медленный сон.
За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым на 10-минут. Таким образом, за ночь у нас бывает четыре-пять «двадцатиминуток», когда мозг позволяет себе «погулять в стране сновидений».
Ученик 2:
- Неизменное появление сновидений, их регулярность навели исследователей на мысль, а не являются ли они необходимыми организму? Что будет, если лишить человека возможности видеть сны?
Сотни добровольцев бы подвергнуты изучению во время сна. Людям давали возможность спать, но не позволяли видеть сны. Прежде всего, увеличилась частота возникновения сновидений, быстрый сон наступал через меньшие промежутки. Затем некоторое время спустя у людей без сновидений появились невроз — чувство страха, тревоги, напряженности. А после того, как им снова позволили спать быстрым сном, он тянулся дольше, чем обычно, как будто организм наверстывал упущенное. Получается, что наши сновидения — это столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидения нужны нам, как дыхание или пищеварение.
Сон со сновидениями — это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. Во всяком случае, сейчас стало ясно: никак нельзя сказать, что во время сна мозг находится в пассивном состоянии.
Ученик 3:
- В сновидениях может отражаться предвидение заболеваний задолго до признания лечащим врачом, здесь нет никакой мистики. И это подтверждается хотя бы тем, что сроки предвидения «снадиагноста» почти полностью совпадают с продолжительностью скрытого, или инкубационного, периода заболевания. Мозг умеет не только чувствовать тончайшие процессы в организме человека, но и оценивать окружающую обстановку, моделировать возможный, наиболее вероятный исход ситуации. Так что и в «пророческом» диагнозе, при заболевании человека мозг во сне, получив едва уловимый сигнал от заболевшего органа, вырабатывает свою ассоциативную картину, мы ее и наблюдаем в виде сна. Заболевания сердца нередко вызывают кошмарные видения, они могут сопровождаться сильным чувством страха смерти.
При сердечных заболеваниях может сниться падение в пропасть или обрыв.
Сценка «Разговор папы и мамы»
Мама:
-Мне сегодня приснилась азбука. Я учила буквы, листала страницы.
Папа:
- Ты, что читать разучилась?
Мама: - Нет! Я сама не знаю, что значит этот сон.
- Звездочёт рассказывает: «Если тебе приснилось...»
- Мама обращается отцу:
- Наш Кузьма постоянно спит. Он, что больной?
Папа:
- Нет, он, сколько - времени спит, столько времени и бодрствует. Вот, что говорят учёные о сне животных.
Спящее животное или человек — легкая добыча для врагов. Но если человек за всю длительную историю цивилизации обеспечил себе право «спать спокойно», в безопасности и удобстве, то о большинстве животных этого сказать нельзя.
Спокойно спать могут, пожалуй, только крупные хищники, которым бояться некого. Стадные животные спят поочередно, выставляя «часовых». Птицы, например, обычно спят стоя, обхватив ветки пальцами лап. Почему, расслабившись, они не падают вниз?
Оказывается, расслабленная птичья лапа, наоборот, крепко сжимает пальцы. На ветках, бывает, находят даже мертвых птиц, чьи пальцы крепко сжаты. Температура тела птиц во время сна падает порой в два раза. Защищаясь от холода, они распушают перья, засовывают голову под крыло, а некоторые стрижи собираются в большой шар. Тюлени часто спят под водой. При этом каждые пять минут они, не открывая глаз и не просыпаясь, всплывают к поверхности, чтобы набрать воздуха в легкие. Осы во сне часто цепляются жвалами за край листа или травинку и спят в таком «висячем» состоянии. Муравьи после сна «потягиваются», совсем как пробудившиеся люди.
Интересно протекает сон у дельфинов. Оказывается, у них поочередно спит то правое, то левое полушарие мозга. Благодаря этому дельфины не перестают двигаться круглые сутки и могут время от времени всплывать для дыхания.
Папа обращается к маме:
- Соня, почему наш Кузя лапами дёргает?
Мама:
- Это ему сон сниться. Вот и дёргает.
Папа:
- Да, нет! Просто набегался, вот и дёргает. Я когда на работе набегаюсь, ещё ни так руками машу, когда сплю.
Мама:
- Сновидения животных
Животные, как и человек, тоже видят сновидения. У спящих собак, например, часто можно заметить беспокойное подергивание лап, взлаивание. Долгое время казалось, что, несмотря на разнообразные догадки, людям никогда не удастся узнать точно, что же снится животным.
Первым «увидеть» сновидения животных удалось французскому биологу Мишелю Жуве в 1979 г. Во сне мы часто видим собственное движение, бег какие либо действия, но в реальности в это время почти неподвижны. Команды, которые мозг дает мышцам, блокируются особым его участком. Жуве удалось «отключить» эту блокировку у кошек, с которыми он проводил опыты. Говоря иначе, он сделал кошек «лунатиками». Во время медленного сна животные оставались неподвижными. Но вот начиналась «быстрая» фаза. Кошка вставала, описывала круги, следя за несуществующей жертвой, подкрадывалась, бросалась на нее, кусая и хватая когтями. На реальных мышей при этом она не реагировала. Кошка могла «вступать в драку» с каким-то «сильным врагом», лакать что-то из воображаемого блюдца. Девочка заходит в класс и потягивается.
- Я совсем не выспалась. Подушка жёсткая, кровать неудобная. Душно. Голова болит.
Ведущая: - Чтобы сон был приятным, добрым нужно выполнять правила хорошего сна.
Неболейка читает правила хорошего сна
« Сон - выручатель нервной системы»
- Постель школьника должна быть не слишком мягкой, но и не слишком жесткой.
- Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке.
- Спать нужно в хорошо проветренном помещении и даже зимой с открытой форточкой.
- Желательно примерно за 30 минут до сна совершить спокойную прогулку, принять теплый душ, почистить зубы, помыть ноги.
- Не рекомендуется спать в том белье, в котором провел день.
- Ложась в постель, надо постараться вместе с одеждой сбросить с себя все дневные заботы.
- Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.
- Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную деятельность.
- Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуем от нее отказаться.
- Спокойному, глубокому сну будет мешать обильный ужин непосредственно накануне сна.
- Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную деятельность.
IV. Итог занятия.
Ответы на вопросы детей.
- Что для вас было интересным? Что запомнилось более ярко?
- О чём хотелось бы узнать поподробнее?
Ведущий:
А теперь, самое интересно о сне, сновидениях из жизни животных и людей.
Ученик сообщает интересные факты.
«Сон — вовсе не «уход от жизни», а особая форма работы мозга.
Летаргия
Длительный сон у человека, продолжающийся несколько дней или месяцев, называется летаргией. Это болезненное состояние возникает у людей в результате различных заболеваний. Самая долгая летаргия отмечена у Надежды Лебединой. В 1954 году после семейной ссоры 34-летняя Надежда заснула и проснулась только в 1974 году, проспав два десятилетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Если добрый ты – это хорошо.
Занятие расширяет знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях....
"Если сладко спится"
Работа по расширению знаний детей о гигиенических мероприятиях, которые проводят взрослые по охране и укреплению здоровья детей. ...
Внеклассное мероприятие "Если хочешь быть здоров.. для учащихся 2 класса "
Интересное и полезное внеклассное мероприятие, которое учит детей беречь своё здоровье. Мероприятие содержит увлекательные сценки, стихи, игры, музыкальные физкультминутки, частушки. На занятие ...
внеклассное мероприятие "Если хочешь быть здоров"
презентация...
Воспитательное мероприятие "Если добрый ты, это хорошо..."
Данное воспитательное мероприятие ещё раз напомнит детям о таком великолепном качестве, как "дружба". Поможет сплотить коллектив детей и организовать досуг....
Тема внеклассного занятия: «Если добрый ты - это хорошо»
- сформировать у детей понятие «доброта»;- сформировать потребность в совершении добрых дел;- выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах;- пробудить интерес к чт...
Конспект внеклассного мероприятия «Эта сладко-горькая победа», 3 класс
Дата проведения мероприятия: 06.05.2020ФИО учителя: Сапожникова Наталья ВикторовнаКласс: 3 «Ж»Тема: «Эта сладко-горькая победа»Цели: воспитывать в детях уважительное отношение ...