Кошки - наши друзья.
классный час (4 класс) на тему

Классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koshki_-_nashi_druzya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Кошки – наши друзья.

Подготовила и провела

Малькова Е.В.

 

Январь 2014 г.

Цели:

  1. воспитывать любовь к домашним животным;
  2. способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, ответственного отношения к домашним животным;
  3. расширять кругозор детей;
  4. развивать творческий потенциал учащихся.

Оборудование: рисунки с изображениями кошек,  плакат «Знает кошурка свою печурку»,  картинки с изображениями котов из мультфильмов, выставка книг.

 Литература:

  1. Кошки – наши друзья.  «Начальная школа» 29/98
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006
  3. Сборник песен «Гусельки»
  4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия Развития» 1997

   

Кошки – наши друзья.

Учитель.               Мохнатенька, усатенька,

                                Лапки мягоньки,

                                А коготки востры.

                                                         (Кошка.)

     Ребята, сегодня у нас пойдёт речь о любимых многими животных – домашних кошках.

     Кошки живут рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор они остаются существами во многом таинственными. В разные времена в разных странах к ним относились по-разному.

     Например, в Древнем Египте их боготворили, оказывали всякие почести. Смертная казнь грозила тому, кто специально убьёт хотя бы одного из «священных стражей» хлебных амбаров. Случайное убийство каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своею смертью, её оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей! Делали это потому, что египтяне верили, будто в потустороннем мире человек и животное продолжают жить.

     В Европе в средние века кошек преследовали, так как считали, что в них селится дьявол. Особенно не везло черным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

     В Древней Руси «хозяйственные» качества кошек впервые оценили церковнослужители. Они-то и поставили кошку под защиту церковного закона, стали заводить для охраны хлебных амбаров от мышей. А хотите знать, сколько стоила кошка? В древнерусском судебнике XVI века есть упоминание о том, что за украденную кошку или собаку устанавливался штраф в размере трёх гривен. Много это или мало? Судите сами: кошка стоила столько, сколько бык или вол.

     В начале XVII века в Японии после долгих лет гонений и преследований кошкам императорским указом вернули доброе имя. Вот одна из историй.

     Владельцу небольшой частной лавки, чьи дела шли чрезвычайно плохо, подарили статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и все большие люди заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор в Японии во всех чайных держат кошек.

     Но, как уже говорилось, относились к кошкам по-разному. Кто-то их любил, а кто-то боялся и прогонял, считал их ведьмами. Кошка не богиня, но и не ведьма, это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

      У кошек очень тонкий слух. Они слышат даже самый маленький шорох, который производят мыши, и тотчас настораживаются. В то же время их слух весьма своеобразен. Например, они могут не обратить внимание на громкую музыку, которая раздаётся у них над ухом.

     Кошки очень чистоплотны и часто умываются. А знаете почему? Они вылизывают не столько грязь, сколько…собственный запах. Все кошки – и дикие, и домашние – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность, то кошка останется голодной.

     У них очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. В полутьме у них в глазах можно заметить зеленоватый блеск. Глаза у кошек крупные и смотрят в одном направлении.

     Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом вибрисы – длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами.

     Ходят они бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазают ловко, умеют прыгать с высоты. Нью-Йорк – город небоскрёб, там кошки иногда падают с огромной высоты. Говорят, один кот прыгнул с 33-го этажа – и хоть бы что! Кошка всегда падает на лапы! Но это всего лишь поговорка, на самом деле кошка – великолепный прыгун: парит в воздухе и никакой парашют ей не нужен.

     Мы узнали только о некоторых особенностях этих таинственных существ. А что же ещё можно рассказать о кошках? Всего, наверное, понемножку.

Ученик (читает сообщение «Почему всех котов зовут Васьками».)

     К тому времени, как возник Петербург, название острова уже существовало. Оно упоминается ещё в 1500 году в переписной книге Водской пятины Великого Новгорода. В тоже время остров имел и другое, финское название – Лосиный (Хирвасаари). При Петре I на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин. Посылая к нему приказы и распоряжения, Пётр снабжал их лаконичной надписью: «К Василию на остров». Так постепенно остров и стал называться Васильевским.

     На Васильевском острове было много мышек, и не было с ними никакого сладу. С Сибири привезли целый эшелон котов, которые быстро справились с мышками. И с тех пор котов называют Васьками. А чтоб котам не было скучно, добавили ещё один эшелон – с кошками.

Дети исполняют песню «Васька-кот» (из сборника «Гусельки»).

  1. Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой.

  1. Глазки закрываются,

Когти расправляются,

Зубы, как игла.

  1. Поступь еле слышная,

Шерсть у Васьки пышная,

Мягкая, как лён.

  1. Мышки, не резвитеся,

Тише, берегитеся,

Вмиг поймает он.

Учитель.  Кошка – смышленое животное. Сама «сказывает сказки», «отводит глаза». «Кот-Баюн» был наделён голосом, слышным за 7 вёрст: как замурлыкает, бывало, так напустит на кого захочет заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от плохого.

     В колыбельку клали кота прежде ребёнка: 1) чтобы место согрел;

                                                                                 2) чтобы оберечь от нечистой силы.

Дети исполняют колыбельную песню.

                                   У кота- воркота

                                   Колыбелька хороша.

                                   Я коту – воркоту

                                   Тихо песенку спою.

                                   Котя, котинька-коток,

                                   Котя – серенький хвосток!

                                   Приди, котик, ночевать,

                                   Мою детыньку качать,

                                   Прибаюкивать.

                                   Уж как я тебе, коту,

                                   За работу заплачу:

                                   Дам кусок пирога

                                   Да кувшин молока!

Учитель. Есть очень много примет, связанных с котами. Многие люди считаю, что чёрная кошка – олицетворение раздора. «Им чёрная кошка дорогу перебежала1» - так говорят о врагах, которые ещё недавно были чуть ли не закадычными друзьями. На чёрную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.

     Кто убьёт кота, тому 7 лет ни в чём удачи не будет.

     Кто любит-бережёт кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой беды.

     Если кошка на человека тянется – к обновке или корысть сулит.

     «Поклонишься и кошке в ножки!» - так говорили гордецу.

     Сварливым говорили: «У них лады – что у кошки с собакой!»

     «Захотел от кошки лепёшки!» - говорили о сомнительной щедрости человека.

     А теперь вспомните, какие приметы, пословицы или поговорки знаете вы?

Дети.  Кошка сворачивается клубком – к морозу, крепко спит брюхом кверху – к теплу.

            Если кошка скребёт лапами стену, - к ветру непогожему., пол – к замети-вьюге.

            Кошка умывается – к вёдру (жаре) или к приходу гостей.

            Если лижет хвост – к дождю.

            Кто кошек любит – будет жену любить.

            Без кошки не изба – без собаки не двор.

            Знает кошурка свою печурку.

            На мышку и кошка зверь.

            Кошки дерутся – мышкам приволье.

            Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть.

            Любит кошка молоко, да рыльце коротко.

            Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

            Трёхшерстная кошка приносит счастье тому дому, где живёт.

            Семишерстный кот – верный залог семейного благополучия.

     Дети выходят к доске и читают стихотворения.

Ученик.  Кошка первой входит в дом,

                  И живёт подолгу в нём

                  То мяучит, то играет,

                  То куда-то исчезает.

                  Исчезает так далёко,

                  А когда придёт обратно,

                  То из блюдца аккуратно

                  Пьёт сырое молоко.

Ученик.  И погладить разрешает,

                  И работать не мешает,

                  Половицей не скрипит,

                  А ложится на подушку,

                  Что-то нежное на ушко

                  Скажет шёпотом и спит.

Ученик.  Видеть кошку на окошке

                  Я всегда, ребята, рад.

                  Для мурлыканья у кошки

                  Есть особый аппарат!

                  Он работает прекрасно –

                  Это всем ребятам ясно.

                  Но, к несчастью детворы,

                  Разбирать его опасно:

                  Когти кошкины остры.

                  Выдвигаются мгновенно –

                  Только ноги уноси!

                  А на морде, как антенны,

                  Установлены усы.

Ученик.  Ищет кошка дух мышиный,

                  В сумрак ввинчивает взгляд.

                  Точно фары у машины,

                  У неё глаза горят.

                  Уступают ей дорогу,

                  Повстречавшись у ворот,-

                  Если хочет – пусть пройдёт!

                  Вдруг возьмёт, да на подмогу

                  Братца Тигра позовёт?

Ученик.  Вдруг из парка или сквера,

                  Со двора, из-за угла

                  Выйдет чёрная пантера,

                  Скажет: «Мурка, как дела?»

                  Вдруг придут её проведать

                  Дядя Барс и тётя Рысь,

                  Сядут вместе пообедать…

                  Тут уж точно – берегись!

Ученик.  Кошка бегает с азартом

                  За катушкою полдня.

                  А сама в родстве с гепардом,

                  Льву могучему родня.

Ученик.  Тем, кто с кошкой добр и мягок,

                  Может кошка другом стать.

                  Но обидчику, однако,

                  Может кошка сдачи дать!

Учитель. Что правда, о правда: кошка свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы вы её погладили, поласкали, она придёт сама.

     Разыгрывается сценка.

Ученик.  Говорит мне тихо кошка:

Кошка.    Пожалей меня немножко!

Ученик.  Не пойму я кошку эту:

                  Я ей тычу в рот конфету,

                  Я под самый кошкин нос

                  Лучший свой  значок принёс.

                  Я обнял её за шею:

                  - Вот как я тебя жалею!

                 Ну чего ты хочешь кошка?

Говорит она:

Кошка.   Немножко, хоть немножко

                 Пожалей – отпусти меня скорей!

Учитель. Надеюсь, этот диалог вы верно поняли? И всё-таки есть такие ребята, которые берут себе маленьких котят, но плохо ухаживают за ними. А родители порой ругают не своих детей, а этих котят.

     Помните! Если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.

 

Ученик.  Всё мяукал котёнок

                  Во дворе под кустом.

                  Всё хотелось котёнку,

                  Чтоб позвал кто-то в дом.

                  Вдруг с куста одинокий

                  Прошуршал жёлтый лист –

                  Показалось котёнку,

                  Что позвали: «Кис-кис»!

                  Замирая от счастья,

                  Он помчался на зов,

                  Только дверь оказалась

                  Заперта на засов.

Учитель. Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.

     Дома вы подготовили рассказы о своих маленьких питомцах, интересные случаи о них. Сейчас мы их послушаем.

     Дети по очереди рассказывают о своих домашних животных.

Учитель. Вспомните, какие фильмы и мультфильмы сняты о кошках.

     Дети вспоминают мультфильмы, фильмы, их названия и весёлые эпизоды из них. После этого поют песню М.Танича и Ю.Саульского «Чёрный кот».

  1. Жил да был чёрный кот за углом.

И кота ненавидел весь дом.

Только песня совсем не о том,

Как не ладили люди с котом.

                   Припев. Говорят, не повезёт,

                                  Если чёрный кот дорогу перейдёт.

                                  А пока наоборот,

                                  Только чёрному коту и не везёт.

  1. Целый день во дворе суета –

Прогоняют с дороги кота,

Только песня совсем не о том,

Как охотится двор за котом!

                   Припев.

  1. Даже с кошкой своей за версту

Приходилось встречаться коту.

Только песня совсем не о том,

Как мурлыкала кошка с котом!

                    Припев.

  1. Бедный кот от усов до хвоста

Был черней, чем сама чернота.

Да и песенка в общем о том,

Как обидно быть чёрным котом!

                    Припев.

Учитель. Вот и подходит к концу наш праздник. Напоследок мне хочется зачитать вам несколько интересных фактов из жизни кошек. Как вы думаете, сколько кошек на свете?

Дети. Великое множество.

Учитель.  Но по сравнению с людьми – совсем мало. Сейчас на Земле проживает около 5 млрд. людей, а кошек – всего 400 млн. больше всего кошек в США – там их около 55 млн.

     Средняя продолжительность их жизни – 20 лет. Чемпион среди долгожителей – кошка Пусс из США, она прожила 36 лет.

     Обычно у кошки рождается 3-5 котят. А вот кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила сразу 14 котят.

     Кошка Мини с 1927 по 1933 год поймала 12480 крыс.

     Всем спасибо.

Анализ внеклассного мероприятия «Кошки – наши друзья»

     Общаясь с детьми, я выяснила, что у каждого есть домашнее животное, а у некоторых и несколько. Поэтому я решила провести классный час, посвященный кошкам. Ребятам за неделю было предложено подготовить небольшие сочинения с фотографиями или рисунками о своих домашних любимцах. Индивидуально каждому было дано стихотворение. С учителем музыки Седуновой Т.В. ребята подготовили несколько песен о животных. Также ребятам было предложено самостоятельно или вместе с родителями вспомнить приметы, пословицы и поговорки о животных. Редколлегия класса написала плакат «Знает кошурка свою печурку».

     В классном уголке помещена интересная информация о кошках и детские песни о кошках. Также  в классной библиотеке выставлены книги о кошках

     Готовясь к этому классному часу, я старалась подобрать такой материал, чтобы он был интересен и полезен ребятам.

     По ходу ведения мероприятия, я немного изменила его план  и ребята читали свои сочинения в промежутках между сообщениями учителя, песнями и разными заданиями. Ребята с интересом читали свои сочинения и слушали рассказы своих сверстников, причем вспоминали и другие забавные истории о своих любимцах.

     После стихотворения о брошенном котенке, ребята рассказали несколько подобных случаев и сделали вывод о том, что если взял домашнее животное, то надо его воспитывать, беречь и нельзя его выбрасывать на улицу.

     После исполнения колыбельной песни, Чумак Андрей спел колыбельную, которую он подготовил дома самостоятельно, причем и проинсценировал ее.

     Ребята еще на переменах подходили к выставке книг, обсуждали их, просматривали. Когда я стала рассказывать о книгах про кошек, выяснилось, что некоторые из них они уже читали и даже вспомнили некоторые строчки из стихотворений «Кит и Кот», «Усатый-полосатый». После праздника многие пошли в школьную библиотеку, чтобы взять и прочитать книги о животных.

     Дети вспомнили много мультфильмов и фильмов о котах («Том и Джерри», «Каникулы в Простоквашино», «Котенок Гав», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд», «Бременские музыканты», «Волшебное кольцо» и т.д.), а также выступление с кошками знаменитого клоуна Куклачева, на которое мы ездили всем классом в прошлом году.

     В конце праздника, подводя итоги, ребята сказали, что узнали много интересного, сделали выводы о бережном отношении к животным, даже составили правила: - надо любить домашнее животное,

                - надо его воспитывать,

                - вовремя кормить,

                - не обижать,

                - играть с ним.

Также всем классом решили подготовить подобное мероприятия, но уже о собаках, ведь собаки не только умные и верные друзья, собаки  совершили и совершают  немало подвигов и помогают людям.

     Атмосфера  в классе была доброжелательная, дети были раскованы и сразу же включились в работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Кошки-наши друзья"

Предлагаю сценарий праздника "Кошки - наши друзья". Буду рада, если кому-то будет этот материал интересен....

Сценарий праздника "Кошки-наши друзья"

Предлагаю сценарий праздника "Кошки - наши друзья". Буду рада, если кому-то будет этот материал интересен....

"Кошки - наши друзья"

Открытое внеклассное мероприятие...

Кошки - наши друзья

презентация праздника...

Кошки - наши друзья

презентация праздника...