Классный руководитель или менеджер класса?
статья на тему
Профессия классного руководителя обновляется и изменяется. Ее и называть
начинают иначе: куратор, тьютор, классная дама, педагог-воспитатель, менеджер класса…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedsoveta.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессия классного руководителя обновляется и изменяется. Ее и называть
начинают иначе: куратор, тьютор, классная дама, педагог-воспитатель, менеджер класса… Иногда за этой игрой слов стоит просто имитация инноваций, иногда – реальный поиск: меняются назначение, цели работы. Я считаю, что именование классного руководителя менеджером класса – это не просто дань моде. Это попытка соединить в целое новое дело (цель деятельности) и новое слово (название профессии).
Классные руководители – кто ЭТО… специалисты, которым необходимо руководить!
Возникают вопросы: - кем руководить? Чем управлять? Куда вести? И наконец: кто ему это поручил?
Определение слову «руководство». «Руководство – непосредственное воздействие на людей с целью выполнения ими поставленных задач».
Если следовать этому определению, то получается, что классный руководитель непосредственно (интересно, это как?!) воздействует на учащихся своего класса для того, чтобы они решали те задачи, которые им поручили: выполняли домашнее задание, ходили на дополнительные задания, репетировали спектакль, дежурили по школе…
Определение классного руководства в нормативных документах оказалось великое множество, похожих друг на друга. Например: «Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях». А также: «Цель классного руководства – создание условий для саморазвития и самореализации учащихся».
Вывод: из этих определений следует, что классный руководитель решает задачи, связанные с развитием учащихся, создает для этого условия в образовательном процессе.
В общем, руководство – про одно, а классное руководство – совсем про другое. Получается, что для понимания сути дела нужно искать другое понятие.
Обратимся к понятию управление. «Управление – совокупность действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем максимального использования и преобразования имеющихся ресурсов».
Уже ближе! Не прямое воздействие на людей, а преобразование условий. Правда, классическое понимание управления предполагает, что оно осуществляется на готовых схемах, разработанном функционале и очень четких задачах. Про работу педагога такого не скажешь. Получается, не подходит и это понятие, но, к счастью, есть близкое ему, более современное, которое описывает управление в ситуации высокой неопределенности.
Это – менеджмент. Менеджмент – управление процессом достижения целей в ситуации высокой неопределенности, предполагающее высокую свободу принятия решений и творчество того, кто управляет. Вот это – про нас!
Классное руководство как менеджмент – это управление образовательными условиями для решения каждым учеником класса задач своего социально личностного развития в ситуации высокой неопределенности.
А классный руководитель как менеджер класса – специалист, управляющий условиями социально-личностного развития детей в образовательном процессе.
Итак, от непосредственного воздействия на людей – к управлению ситуацией их деятельности. Так можно в сжатом виде определить основное изменение в сути деятельности классного руководителя, когда он становится менеджером класса.
Как же он осуществляет управление?
РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ
Ресурс – это мера возможности выполнения какой-либо деятельности. Это то, на что мы можем опереться, делая свое дело. В качестве ресурсов могут быть рассмотрены люди, технологии, финансы, способности и умения. Ресурсы есть у любого управленца. Есть они и у руководителя, и у менеджера. Важно подчеркнуть, что профессиональные ресурсы, которые может использовать в своей работе менеджер, значительно шире, чем ресурсы руководителя.
Судите сами: на что в своей работе может опереться руководитель? На свои коммуникативные способности, на возможность поощрять и наказывать и, что очень
важно, свой авторитет. Это хорошие, но очень затратные механизмы достижения целей. Может быть, потому и называют классные руководители свою работу «карой
небесной»? Все приходится пропускать сквозь себя, воздействовать собственными эмоциями, убеждением. Менеджер тоже может использовать свой личностный ресурс, а может опереться и на иные возможности. Например, технологии работы, позволяющие организовывать ситуации развития. Или имеющееся у него право
привлечь для работы с ситуацией других специалистов – педагогов-предметников, психолога, педагогов дополнительного образования, а также родителей учащихся. Поговорим о ресурсах решения задач, которые появляются у менеджера класса, подробнее.
КАК СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Важно уточнить, для чего создаются условия, какие именно аспекты развития входят в задачи педагога – менеджера класса. С моей точки зрения, быть менеджером класса – значит создавать условия:
• ценностного самоопределения и совершения на этой основе осознанного выбора (с принятием всех неизбежных следствий);
• испытания своих возможностей и самопознания на этой основе своих сильных и слабых сторон, постановки задач самовоспитания;
• творческого самораскрытия и созидательного авторского действия (опыт личного творчества очень важен для развития человека);
• эмоционального и ценностного проживания различных ситуаций, осознания и развития на этой основе своих чувств, умения их выражать;
• осуществления общественно значимого действия и оказания помощи тем, кто в ней нуждается, получения опыта толерантного поведения;
• самопрезентации, демонстрации своих возможностей и достижений другим людям;
• диалога и сотрудничества с другими людьми, отстаивания своей позиции, принятия мнения других.
Как, за счет каких технологий и методов менеджер может создавать такие ситуации? Арсенал средств достаточно широк.
Методы:
Педагогические: | Психологические: |
методы ТРИЗ и коллективное творческое дело; | методы большой психологической игры |
ролевые игры и ценностные дилеммы; | тренинг личностного роста |
учебное и социальное проектирование; | ценностный опрос и акция |
групповые дискуссии и дебаты | методическая работа с погружением |
технология критического мышления. |
Как известно, классный руководитель почти за все отвечает сам, а педагог-менеджер обладает некоторой властью над ситуацией развития учащихся своего класса. Проявляется она в том, что он может привлекать к решению задач самых разных специалистов образовательного учреждения: психологов, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования, органы школьного самоуправления и т.д. Одной из наиболее перспективных направлений сотрудничества является сотрудничество с психологом.
ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ПСИХОЛОГОМ
Психолог и классный руководитель (в роли менеджера класса) очень нужны друг другу. Мне кажется, в школе они ближе всего друг к другу по своим профессиональным задачам, по пониманию детских проблем. Их сотрудничество может выстраиваться по-разному. Вот несколько вариантов.
• Менеджер класса сам определяет задачи и направления работы с классом, а психологу делегирует конкретные задачи или даже виды деятельности под них. Например: «Проведите, пожалуйста, у нас классный час про сотрудничество и
объясните на нем ученикам, почему это важно».
• Менеджер класса и психолог (каждый по отдельности) составляют свои планы работы с классом и отдельными учащимися. Сотрудничество заключается в техническом согласовании этих планов.
• Менеджер класса и психолог совместно обсуждают проблемы и задачи развития учеников класса, на этой основе ставят задачи собственной работы и распределяют
ответственность за их выполнение.
В общем виде такой подход к работе представлен на рис. 1.
Таким образом, можно выделить три этажа сотрудничества этих специалистов: 1) совместная постановка и уточнение задач развития учащихся; 2) совместное планирование с учетом логики развития тех или иных способностей, умений и ценностных ориентаций; 3) совместное решение задач, сценирование мероприятий. А у менеджера класса появляется надежный и постоянный партнер.
МЕНЕДЖЕР КЛАССА И ПЕДАГОГИ - ПРЕДМЕТНИКИ
Сегодня отношения классного руководителя и педагогов, преподающих в классе, крайне противоречивы. С одной стороны, классный руководитель чаще всего и сам предметник, а с другой, он понимает и знает про своих ребят значительно больше и смотрит на ситуацию сразу с нескольких сторон.
Для педагога-предметника в момент, когда он общается с классным руководителем, все ясно и просто: классный руководитель должен обеспечить дисциплину выполнение домашних заданий и вообще: «Вы знаете, что они сегодня мне устроили?». В этой ситуации классный руководитель считает себя ответственным и виноватым за пакости своих детей, а менеджер класса – нет.
Классный руководитель | Менеджер |
строит отношения с предметниками преимущественно на личных контактах | на основе закрепленного за каждым специалистом функционала |
начнет обсуждать с педагогом-предметником задачи, которые сейчас стоят, и что для их решения может сделать на своем уроке предметник. Вопрос дисциплины – это вообще вопрос профессионализма того, у кого на уроке ее нет! | |
проявляет личную инициативу для того, чтобы встретиться с предметниками и передать им важную информацию о классе или отдельном ребенке | собирает консилиум или мини-педсовет. |
Консилиум – чрезвычайно важный инструмент управления ситуацией в классе, который есть в распоряжении классного руководителя.
Консилиум позволяет поднять проблему или обрисовать круг задач, стоящих перед учениками, определить стратегию работы педагогического коллектива, распределить ответственность и закрепить обязанности.
В отношениях менеджера класса и педагогов-предметников консилиум – важнейшее средство построения нормальных деловых связей специалистов. Общая схема работы менеджера класса с таким ресурсом управления, как педагоги-предметники, представлена на рис. 2.
ПРЕИМУЩЕСТВА НОВОЙ ПОЗИЦИИ
Итак, от классного руководителя – к менеджеру класса. От руководства людьми – к управлению ситуацией. Что же дает классному руководителю такая профессиональная позиция? Я бы обозначила ее преимущества так: определенность целей, профессиональный подход и здоровьесбережение. Классный руководитель перестает быть человеком, обсуживающим чужие задачи, прежде всего – задачи педагогов-предметников и завуча по воспитательной работе. У него появляются
свои цели, связанные с социально-личностным развитием учащихся.
Его отношения с другими специалистами обретают договорную, деловую основу. От руководства на основе собственного личностного ресурса он переходит к управлению ситуацией на основе педагогических методов и технологий. Это бережет его силы.
Преимуществ немало. Стоит попробовать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"
Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...