День памяти воинов-интернационалистов
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов «Живая память»
Цель: способствовать формированию знаний об истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, гражданской позиции. Воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению, развитию кругозора, ответственности за будущее.
Ход мероприятия
(Слайд 1)
Ведущий: 15-го февраля 1989 года завершился вывод Советских войск с территории Афганистана. В этом году мы отметим 24-летнюю годовщину этого события. Более 14 тысяч солдат, не вернувшихся с Афгана, такова цена этой войны. Вспомним в этот радостный и грустный день имена односельчан-участников Афганской и Чеченской войн - поклонимся павшим.
В течение этой недели все желающие учащиеся нашей школы готовились к этой дате, учили стихи на конкурс чтецов.
В конкурсе принимают участие учащиеся 2-х возрастных групп:
- 1-5 классы (младшая)
- 6-9-11 классы (средняя)
Согласно положению, с которым вы могли ознакомиться на стенде «Календарь событий музея».
В состав жюри конкурса входят:
- Горобец К.В. – учитель русского языка и литературы,
- Флягина Е.Г. – библиотекарь,
- _____________________________________________
Напомню критерии оценки выступлений участников конкурса:
- Знание текста.
- Выразительность и чёткость речи.
- Эмоциональность.
- Актёрское мастерство.
- Внешний вид.
Об Афганистане сложено много песен и стихов. Часто поэтические строки рождались в боях и принадлежат обычным ребятам. Сегодняшние школьники узнают о героях Афганистана из песен и стихов, написанных во время боевых действий и после них.
Начнет наше мероприятие и конкурс чтецов ученик 3 класса Есмагамбетов Ермен
— Что значит “Родина моя”?
— Ты спросишь, я отвечу:
— Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это — Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Н. Полякова. Родина моя
Учитель: Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова?
(учащимся предлагается высказать свое понимание слова “Родина”)
С вашими высказываниями трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. (Флаг, герб и гимн.)
Без них никак нельзя. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то международный форум, спортивные состязания, военный парад, и даже торжественные линейки, посвященные различным важным праздникам в нашей школе.
(Слайд 2)
Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Афганистан – ты стих души моей
О верности Святой солдатской чести,
О памяти той круговерти дней,
Где всё смешалось: ложь и правда вместе.
Прошу молча и внимательно послушать Песню «Афганистан», представить события тех лет.
Ведущий: Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Глупцы называли Афганистан «школой мужества». Глупцы были мудрецами: своих сыновей они предпочитали в эту школу не отправлять.
______________________________________________________________
(Cлайд 3-6)
Ведущий : Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.
Ведущий: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар , а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром» , образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…
_________________________________________________________________
Ведущий: Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц! Афганская война, закончившаяся 25 лет назад, стала уже достоянием истории. А свидетели и непосредственные участники этого драматического исторического события живут среди нас.
__________________________________________________________________
Через горнило Афганской войны прошло - 620.000 солдат и офицеров, 15.051 - погибло, 53.753 - р а н е н о
Все они честно и до конца выполнили свой воинский долг. Афганцы – настоящие солдаты в самом высоком значении этого слова. Честь им, слава и низкий поклон.
Следующий конкурсант – Дубовкин Егор , ученик 3 класса
Сначала был Афганистан, потом Чечня
Кто объяснит мне, что творится в этом мире
Когда же кончится кровавая война?
Когда же люди спать там будут мирно?
Вот мать стоит над гробом вся в слезах.
Отец в сторонке в горе неутешном.
А сколько их ещё невинных душ
Погибло в той войне для всех ненужной.
Давайте встанем . И помянем их,
Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.
Ведущий: По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
________________________________________________________________
Когда закончилась война, солдаты, сержанты, офицеры с чувством исполненного долга вернулись на родную землю. С огромной радостью встречали их отцы и матери, жёны и дети, друзья и любимые. И началась спокойная, мирная жизнь…
Среди воинов афганцев есть и наши земляки: … (называются имена солдат – афганцев). Они живыми вернулись из Афганистана. Их дождались их матери.
_______________________________________________________________
Чтец (слайд 8):
Ведущий: Народная мудрость утверждает: Не купишь ни за какие деньги, не одолжишь, не возьмешь напрокат человека, который бы любил тебя, волновался за тебя, оберегал и молился, был готов отдать за тебя жизнь так, как мама. Самый близкий и дорогой для каждого из нас человек – это наша мать. Приходилось слышать: “Да, нам довелось служить на афганской земле, нам приходилось трудно. Но наши трудности несравнимы с теми, которые выпали на долю наших матерей”. И это действительно так. Матери провожали своих сыновей в армию. Они не знали, где будет проходить служба совсем юных, неокрепших мальчишек, но почему-то по щекам катились слезы и шептались как молитва слова: “До свидания, родные. Возвращайтесь живыми назад”.
______________________________________________________________
Ведущий: Они участвовали в войне, противоречивой для самих афганцев. Из Афгана шли солдатские письма в семьи, друзьям. Письма разные. Не всегда они доставляли радость – очень часто это были боль, горе и слёзы.
Из дневника Столматова Владимира, рядового, разведчика:
“Первые восемь-девять месяцев спали, где придется: на земле, в кабинах автомашин. Потом поставили палатки. С конца февраля до конца марта здесь постоянно дожди. Затем наступает страшная жара. Один лейтенант привез с собой термометр со шкалой делений до 50 градусов. Когда повесили на солнце, он лопнул. После уже достали новый со стоградусной шкалой. Посмотрели, а ртутный столбик показывает 78 градусов!
В апреле первый раз поехали в рейд. Сопровождали продукты в Тиринкут. Там и узнали, что представляют собой душманы. Постоянные обстрелы на дорогах. Все время в напряжении. Однажды в садах возле реки душманы устроили засаду. Спрятались на деревьях, привязав себя к стволам. Было очень трудно определить, откуда ведется огонь. Вызвали на помощь вертолеты. Те обстреляли птурсами сады. Мы после обстрела ходили их прочесывать. Некоторые мертвые душманы упали на землю. Другие так и остались висеть на деревьях.
__________________________________________________________________
Вспоминает подполковник Фомин Николай Петрович, начальник бронетанковой службы с декабря 1979 по август 1981 года.
“… Машина остановилась прямо посредине Мирбачакота. Здесь стреляли намного чаще, чем в любых других местах. Присутствие духа никто не терял, и свой индивидуальный страх держал под контролем. Причина неисправности. Прямо скажу, пустяковая будь под рукой изолента или пластырь. Пока пробовали разные варианты, стало смеркаться. Прапорщики предложили добраться до ближайшего поста, взять БТР и на буксире перегнать нашу машину на пост. Сели они в попутную машину, не успели заехать за поворот, как послышались автоматные очереди. Стреляют в Афгане часто, но выстрелы в своих всегда определяешь каким-нибудь чутьем сразу.
Прибежал прапорщик: “Напали душманы. … я прибежал за автоматом”. Я слышал этот разговор, но пока выбирался из тесного силового отделения, спиной почувствовал одиночество. Все убежали на помощь товарищу. Начал я искать оружие, свой автомат я умышленно не брал, чтобы не достался душманам, таким образом, я оказался безоружным. Пока искал оружие, страх забирал все новые участки сознания, тело и руки делали свое дело: задраив люки, прикрывали бойницы. Вижу, к машине крадутся душманы, их много. Мне показалось тьма-тьмущая. Когда человек в опасности, у него работает весь организм – он становится очень находчивым и изобретательным. Моей изобретательности хватало, чтобы забраться в силовое отделение машины, чего до этого никому не удавалось – очень уж там малое пространство. Лежу не дышу. Душманы полезли на машину, стали ходить на броне. А значит, чуть ли не по моей спине. Они разговаривали, ходили по машине, строили планы, а я тихо умирал, и время для меня казалось вечностью. Мне казалось, что если бы вдруг открылась броня, и душманы увидели меня, то я бы смог остановить сердце, лишь бы не даться им живьем. Лежу не дышу. Душманы ползают по моей броне, все вынюхивают, состояние для меня становится непереносимым.
И вдруг слышу, по броне зацокали пули, душманы затихли, слышу звук подошедшего БТРа. Слышу родную речь, а поверить не могу.
Открывают они спецключом люк и удивляются: “А где же полковник? Сил хватило что-то пропищать. Они ищут по всей машине, а в силовое отделение не заглядывают. Чего туда заглядывать больше полтуловища не войдет туда. Стал я с ними разговаривать, пробуют снять крышку, а гайки не поддаются. Нашли старый ржавый ключ. А он не берет, а ведь я заворачивал руками, не ключом. Наконец сняли крышку, но меня зацепило за что-то и не пускает. В таком положении и привезли машину на буксире, меня заклиненном в силовом отделении, а прапорщика Володю, как потом я увидел. Без головы на броне БТРа.
При движении обмундирование отцепилось, и я вылез из силового отделения. Затем при экспертизе следователь измерял то меня, то пространство силового отделения, где я прятался, и выходило, что быть я там не мог, так как одно больше другого вдвое.
История афганского конфликта не проста и во многом драматична: в ней переплелись дружественные отношения наших стран и их вооруженное противостояние, искренняя взаимопомощь друг другу и грубейшие просчеты политиков. Но одно можно сказать определенно: мальчики, которые шли на эту войну были героями.
_______________________________________________________________
Ведущий: Чечня… Это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
__________________________________________________________________
Ведущий: В ноябре 1994 году штурм Грозного закончился полным провалом. Следующим шагом стал ввод в Чечню российских войск. Началась полная драматизма чеченская компания, целью которой было сохранение целостности России и восстановление в Чечне конституционного порядка.
______________________________________________________________
Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане, последняя война в Чечне для парней и их матерей. И дай им Бог, чтобы она была последней.
Наша встреча – это живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.
______________________________________________________________
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, обходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и ЭТО НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ.
Этими словами мне хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества. Подвиг воинов-интернационалистов в Афганистане.
Материал внеклассного мероприятия в доступной форме даёт возможность младшим школьникам проникнуться подвигом простых солдат на Афганской войне. На основе местного материала дети могут узнать историю ...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню воина- интернационалиста «Время выбрало вас».
Война... очень страшное слово. Оно страшно еще и тем, что война бывает и в мирное время. Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось...
Классный час ко Дню Воина - интернационалиста
Посвящается воинам - интернационалистам,рассказывается о военных действиях.Знакомятся с участниками военных событий живущих рядом с нами...
Классный час "День памяти воинов-интернационалистов"
Материал содержит краткие сведения о войне в Афганистане и военном конфликте между Российской Федерацией и Чеченской Республикой....
Сценарий устного журнала День воина-интернационалиста
Разработка содержит подбор материала для проведения устного журнала или тематической линейки, посвящённой Дню воина-интернационалиста....
Занятие «День памяти воинов-интернационалистов» в начальных классах.
Аннотация Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности, развивать чувства уважения к уч...
Занятие «День памяти воинов-интернационалистов» в начальных классах.
Классный час поможет учителю расширить знания учащихся о войне в Афганистане, формировать представления о долге, чести, ответственности, нравственности, развивать чувства уважения к участникам в...