Родительское собрание в 1-4 классах "Как помочь ребёнку стать читателем?"
методическая разработка (1 класс) по теме
Работа собрания направлена на содействие развитию у родителей интереса и потребности к формированию у детей интеллектуальных умений посредством совершенствования их читательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Как помочь ребёнку стать читателем».
«Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать».
Д. Дидро
Цель: содействовать развитию у родителей интереса к формированию у детей интеллектуальных умений посредством совершенствования читательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить родителей с результатами читательской деятельности учеников класса. /данные успеваемости, техники чтения, данные из библиотек/
- Посредством анкетирования детей и родителей выявить, насколько у них развит интерес к книге.
- На конкретных примерах показать, как влияет читательская компетентность на становление интеллектуальных способностей обучающихся во всех предметных областях учебной программы.
- Дать родителям рекомендации, направленные на содействие детям в совершенствовании их читательских умений.
Подготовительные этапы:
- Анализ читательских интересов учеников согласно содержанию таблицы: /по данным из школьной и поселковой библиотек/ Приложение 1.
- Заполнение детьми таблицы по следующим направлениям: Приложение 2.
- Заполнение родителями таблицы по следующим направлениям: Приложение 3.
- Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. Приложение 4.
- Примерная программа стихочтения. Приложение 5.
- Анкета родителям. Приложение 6.
- Памятка детям. Как готовить домашнее задание по чтению. Приложение 7.
- Памятка детям. Правила чтения для учащихся. Приложение 8.
- Таблица с результатами техники чтения обучающихся (в процентном соотношении, по уровням: повышенный, базовый, ниже базового).
Ход собрания.
- Теория вопроса. (учитель)
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но психологи и педагоги констатируют тот факт, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классам читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению в целом приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются (мышление, память, речь, воображение, восприятие). Ребята медленно прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем дочитают до конца и начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны (они просто не понимают прочитанного).
К 3-му классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило, в каждом классе есть 2 группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают хорошо и много, не расставаясь с книгой. Другие, напротив, не любят читать и делают это по принуждению. Именно вторая группа учеников чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием свободного общения с ребёнком, а ребёнка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведённого для этого на уроках чтения, недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребёнок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особое значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Родителям необходимо помнить, что ребёнок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается, чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем, многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители часто сетуют на то, что ребёнок не проявляет интерес к книгам, зато много времени проводит у телевизора и компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей.
- Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека?
- Часто ли ребёнок видит читающими своих родителей?
- Делятся ли родители с детьми своими впечатлениями от прочитанного?
- Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей!
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и его основа – привычка ребёнка читать, имея перед собой пример родителей.
- Результаты анкетирования родителей класса на предмет чтения. Анализ полученных результатов.
- Анализ результатов изучения читательского интереса обучающихся, представленных библиотекарями школьной и поселковой библиотек.
- Вручение родителям памяток-рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.
- Вручение памяток о работе с книгой и подготовкой домашнего задания по чтению детям.
- Выступление перед родителями (в качестве образца) выразительно читающих детей со стихотворной программой.
Приложение.
Приложение 1.
Сводная таблица читательской деятельности учеников.
Ф.И. ученика | Кол-во прочит. Книг в шк.библ. | Кол-во прочит. Книг в пос.библ. | Читательские интересы уч-ся | Наличие дом.библ. | т/чт |
Приложение 2.
Таблица, заполняемая детьми.
Ф.И. ученика | Участвовал ли ты в школьных конкурсах чтецов и литературном конкурсе «Пегас» в 1, 2, 3 классах? | Получал ли грамоты от библиотекарей? | Читательские интересы уч-ся (о чём любите читать) | Наличие домашней библ. |
Приложение 3.
Таблица, заполняемая родителями учеников.
Ф.И. ученика | Любите ли читать Вы? | Сколько времени в день вы общаетесь с ребёнком? (глубокое общение) | Читательские интересы ребёнка (о чём любит читать Ваш ребёнок) | Наличие домашней библ. |
Приложение 4.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, яркие по оформлению, интересные по содержанию не для вас, а для ребёнка.
- Систематически читайте ребёнку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов семьи.
- Рассказывайте ребёнку об авторе книги, а если не знаете, найдите эту информацию.
- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать её чтение на самом интересном месте (эпизоде).
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанное.
- Рекомендуйте ребёнку прочесть книги из своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте свои и ребёнка впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии о прочитанном.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
- Научите ребёнка читать книги по Интернет сети, но обязательно…
Помните, что спустя многие годы всё это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, о дорогих и близких людях.
- Влияние читательской компетентности уч-ся на освоение ими других учебных предметов.
- Написание детьми мини-сочинений на тему: «Как я готовлю домашние задания» и «Рассказ о значении книги древнему человеку».
- Подготовка детей к конкурсу чтецов «Весна – всему начало». Их выступление на родительском собрании как образец выразительного чтения.
Приложение 5.
Примерная программа стихочтения.
С.М. Городецкий
Вешний дождик.
Полотенце разноцветное
Разостлало в небе солнышко.
Дочки тучек вышли с лейками –
У них леечки бездонные:
Льют да льют за каплей капельку
На поля, сады и мельницу,
Мочат франта кудреватого,
Мочат модницу-бездельницу.
«Ах, какое приключение!» -
Говорят они с улыбками.
Жадно пьют деревья вешние
Воду листиками липкими…
Не скажу, в какой сторонушке
Чудеса такие деются, -
Но в счастливой, вечно праздничной
И старинной, разумеется.
Г. Галина
На весенней заре.
Я помню, это было весёлою весной.
Я помню, это было под старою сосной…
Скамейка там кривая стояла с давних пор,
Где речка голубая, овраг да тёмный бор.
Туда я убегала порой на целый день!
И тихо ночь спадала, в ветвях сгущалась тень…
Безмолвно я сидела у речки на скамье
И всё понять хотела, о чём лепечет мне
И речка голубая, и старая сосна,
И травка молодая, и светлая весна?..
Вдруг звёздочка упала далёкая с небес.
«Живи!» - она сказала…»
И пой!» - шепнул мне лес.
«Живи!» - сосна качала столетней головой…
И речка повторяла: «Живи…живи и пой!»
А.А. Фет
Я пришёл к тебе с приветом…
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду петь,
Но только песня зреет.
О.А. Белявская
Весенние листья.
Нас пригрело апрельское солнце,
И подумали мы, что весна,
Распахнули свои балахонцы,
Потянулись со сладкого сна.
Небеса голубые сияли,
На лужке зацветали цветы,
Капюшонцы мы зимние сняли,
Потянули на солнце листки.
Вдруг откуда-то ветер примчался,
Погасил у цветов огоньки,
Лес в морозные иглы убрался,
Белым пухом оделись пеньки.
Кабы знать, не снимать капюшонцы,
Нежных первых листов не студить,
Кабы знать, что весеннее солнце
Так жестоко умеет шутить!
Нет, не солнышко в том виновато –
Где нам, малым, его осуждать!
От румяной зари до заката
Радо красное было б сиять!
Да нахлынули тучи на солнце,
Мглы лучам золотым не прорвать.
Нет, на будущий год балахонцы
Мы не будем так рано снимать.
М.В. Гурьянова
ВЕСНА.
Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом.
И из снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
Лёгким шагом, пройдя по тропинке,
К лесу мрачному вышла Весна
И своею зелёной косынкой
Все деревья покрыла она.
На ветвях, где снежинки лежали,
Изумрудом сверкнула луна,
А внизу, на земле, прорастала
Молодая трава – мурава.
Всё вокруг было весело, звонко,
Ветерок не смолкал допоздна,
А в тени, под сосною, тихонько
Облегчённо вздохнула Весна.
М.В. Гурьянова
ОБНОВЛЕНИЕ.
Ну, вот и март. Как здорово, что солнце встало!
И нет преград весёлым трелям птиц!
Суровая зима ещё не миновала.
Смотри, висит сосулькой с крыш.
А знаешь, хорошо, что всё не обратимо.
Пусть смоют горечь талые снега,
И пусть придёт весна с улыбкой милой,
Даруя нам надежды голоса.
Пусть лес шумит о том, что мир прекрасен!
Пусть птицы восхваляют отчий дом!
Пусть смех ребячий, долгий и звенящий,
Поселится надолго в нём.
Деревья во дворе пусть распускают косы,
Приветливо маня крикливых птиц.
Пусть поутру серебряные росы
Откроют жизни чистый лист.
М.В. Гурьянова
Рыцарь Март и царевна Весна.
Стал уж день прибывать понемногу,
Солнца луч синеву освещал,
Первый месяц весны на дорогу
На прекрасном коне выезжал.
Март предстал перед нами, как Рыцарь,
Из волшебной прекрасной поры,
Где дарили девчонкам улыбки,
А любимым дарили цветы.
Подошёл он к Весне потихоньку
И, внимание чтобы привлечь,
Он платок из цветов нежных, тонких
Распустил с её маленьких плеч.
И Весна улыбнулась ручьями,
Рассмеялась вдруг щебетом птиц,
Залилась она солнца лучами –
Март нашёл нежность глаз у ресниц!
И любви этой было так много,
Что пришла она к людям в дома.
И улыбки, цветы, поздравленья –
Всё с собою Любовь принесла!
Вдруг мужчины все стали добрее,
Да и женщина вдруг расцвела.
А в окошки домов всё глядели
Рыцарь - Март и царевна - Весна.
Приложение 6.
Анкета родителям.
- Ф.И. ребёнка__________________________________________.
- С желанием ли ребёнок посещает школу?_______________________
- Что именно рассказывает ребёнок о школе:
*о друзьях
*о работе на уроках
*о проблемах
- Как ребёнок выполняет Д/з?
*самостоятельно
*с помощью взрослых
- Как долго выполняется домашнее задание?
*до 1 часа
*до 2-х часов
*более 2-х часов
- Что даётся труднее?
*чтение
*математика (укажите проблему)_____________________________________________
*пересказ
*письменные работы
*заучивание стихов и правил (в чём заключается трудность)__________________________
- (поставьте «+», если согласны)
Проектная деятельность воспринималась многими родителями негативно, много занимала времени и т.д. Сравнив работу в 1, 2 классах и 3 классе, можете ли вы утверждать, что ребёнок научился (стал):
*больше общаться с Вами
*больше общаться с товарищами
*работать самостоятельно
*отыскивать информацию в сети Интернет
*лишь изредка просить Вас о помощи
*делать презентации (в электронном виде)
*создавать документ на компьютере
*пользоваться флешкой
*стал больше обращаться к книгам
- Подумайте и скажите, какие перемены произошли в Вашем ребёнке к настоящему времени (какие качества он приобрёл через школьное обучение и общение с товарищами и учителем):___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что, по-Вашему мнению, помогло ребёнку «вырасти»?
- Выделите главное умение, которое необходимо ребёнку для того, чтобы овладеть знаниями всех учебных предметов______________________________________________________
- Подумайте и назовите проблемы, которые надо срочно решать, чтобы учение Вашего ребёнка было успешным____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Иногда мы виним кого-то в существующих проблемах. Ответьте, а что ещё надо сделать Вам, чтобы ребёнок Ваш стал успешнее?_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое Вам спасибо, дорогие родители, за понимание и сотрудничество!
М.В.
Приложение 7.
Памятка детям
«Как готовить домашнее задание по чтению».
- Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
- Внимательно прочти и запомни, кто автор произведения.
- Внимательно, не торопясь, прочитай весь текст.
- Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
- Найди объяснение непонятных тебе слов в словаре или спроси у родителей.
- Подумай над тем, какова основная мысль данного текста (то главное, о чём хотел нам рассказать автор, чему он хотел нас научить).
- Внимательно прочитай вопросы и задания в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
- Составь план пересказа текста.
- Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
- Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главных героев.
- Дай им характеристику, учитывай собственное мнение (говори: «я думаю…», «по-моему мнению…», «я считаю…»).
- Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Приложение 8.
Памятка детям
«Правила чтения для учащихся».
- Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15-20 минут в день.
- Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
- Во время чтения убери отвлекающие предметы. Выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
- Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь, о чём читаешь.
- Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв с физминуткой и продолжи чтение.
- Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
- Учись у героев прочитанных книг хорошим поступкам и хорошим манерам.
- Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны получить её после тебя чистой и опрятной.
- Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге. Пусть они тоже её прочтут.
- Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя, или просто для себя.
Литература.
- Н.И. Дереклеева. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО». 2004. (Педагогика. Психология. Управление).
- Н.С. Мозговая. Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога. – Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное родительское собрание в 3 классе "Как помочь ребёнку стать успешным?"
В ходе собрания выявляются возможности родителей в становлении успешной личности....
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку научиться читать"
Презентация к собранию...
родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным" проведено с целью познакомить родителей с понятием вниеме и его свойствами, изучить в ходе собрания упражнения и игры по развит...
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"
Цель данного собрания показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. В материале представлени теоретические аспекты развития внимания у младших школьников, педагоги...
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребенку стать внимательным"
Данный материал поможет педагогам и родителям развить внимательность учащихся....
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь детям стать внимательнее"
Родительское собрание с презентацией "Как помочь детям стать внимательнее"....
Презентация к родительскому собранию в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"
Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"....