Путешествие на планету знаний
проект (4 класс) по теме
Игровая программа «Путешествие на планету Знаний» - это система логически вытекающих одного из другого действий (дел): что узнаем? чему научимся? какими станем? подчиненных целям развития творческой личности; приобщения детей к жизненно необходимым знаниям; создания необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект для младших школьников | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
общеобразовательная школа - интернат «Сеяхинская
школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Проект 1 младшей группы
Автор: Яптик А.А.,
воспитатель школы - интернат.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого – он засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский.
Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Становясь взрослыми, они уносили с собой в жизнь замечательные качества, приобретенные в игре: доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия.
Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто
не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.
Характерные особенности младшего школьного возраста являются важными для:
- Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- Развития продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;
- Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- Становления адекватной самооценки;
- Усвоения социальных норм и нравственного развития;
- Развития навыков общения со сверстниками.
Игра, с одной стороны, является естественным видом детской активности, с другой стороны – эффективным методом развития личности ребенка. В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения, расширение кругозора общения, приобретение новых знаний и умений и т.д. И поэтому воспитателями нашей группы была запланирована в этом году игра «Путешествие на планету Знаний».
Игровая программа «Путешествие на планету Знаний» - это система логически вытекающих одного из другого действий (дел): что узнаем? чему научимся? какими станем? подчиненных целям развития творческой личности; приобщения детей к жизненно необходимым знаниям; создания необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.
Цель игры в рамках проекта:
Развитие самых разнообразных способностей ребенка приемами и средствами, адекватными деятельности детских организаций и объединений, основанными на лучших школьных традициях.
Задачи:
- создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
- развитие фантазии, раскрытие, индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка;
- воспитание здорового образа жизни;
- формирование ценностного отношения к нормам жизни группы, правил поведения;
- воспитание личной ответственности за порученное дело;
- создание условий для формирования дружного коллектива и развития личности в нем;
- развитие эмоциональной сферы как основы формирования «культуры чувств».
Деятельность педагога по решению перечисленных задач осуществляется с учетом ряда принципов, определяющих характер взаимоотношений воспитателя и детей:
- принцип гуманного отношения к детям, согласно которому оптимистическая вера в ребенка, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, толерантность к детским недостаткам;
- принцип активности предполагает вовлеченность детей в различные виды индивидуальной или коллективной деятельности;
- принцип учета индивидуальных психологических характеристик личности ребенка (восприятие, память, контроль собственного поведения, стиль взаимодействия в общении);
- принцип творчества и спонтанности – поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творчества;
- принцип субъект – субъективного общения, согласно которому учитываются интересы всех участников взаимодействия, их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Игра – путешествие на планету Знаний включает воспитательные мероприятия:
- конкурсы, позволяющие увидеть в человеке то, о чем не было известно раньше;
- игры, которые научат и помогут узнать много нового;
- праздники, на которых встречаются ребята из разных экипажей;
- встречи, соревнования, турниры, где определяются победители, подводятся итоги.
Игра-путешествие делится на четыре этапа:
- Подготовительный – выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников. Подготовка коллектива воспитателей к реализации целей и задач игры-путешествия.
- Организационный - создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы. Разработка маршрута путешествия ( название остановок, содержание конкурсов, соревнований, игр, праздников). Формирование экипажей. Проведение стартовой линейки. Знакомство с правилами игры.
- Активный игровой период- включение в различные формы игровой деятельности воспитанников. Проведение игр, конкурсов, соревнований, праздников и т.д.
- Заключительный - подведение итогов игры. Творческий отчет о путешествии. Награждение победителей.
В целях определения отношения воспитанников к играм, целесообразности вовлечения их в длительную игру и для того, чтобы узнать интересы воспитанников и разработать маршрут путешествия, было проведено анкетирование.
Результаты анкетирования.
Анкета №1
№ | Вопросы | Ответы | |
абс. | % | ||
1. | Любишь ли ты играть? а) да б) нет | 43 | 100 |
2. | Чем ты больше любишь заниматься в свободное время? | ||
а) играть в куклы б) рисовать в) гулять на улице г) играть в настольные игры д) читать е) смотреть телевизор | 11 14 3 14 3 4 | 26 32 7 32 7 9 | |
3. | Хотел бы ты участвовать в мероприятиях? а) да б) нет | 41 2 | 95 5 |
4. | Хочешь ли ты быть главным (ой) в игре? а) да б) нет | 38 5 | 88 12 |
5. | Что ты любишь больше всего смотреть по телевизору? | ||
| а) мультфильмы б) сказки в) фильмы г) передачи про животных д.) музыкальные передачи | 14 4 18 3 4 | 32 9,5 42 7 9,5 |
6. | В какие игры ты любишь играть? А) подвижные Б) спокойные | 25 18 | 58 42 |
В анкетировании принимали воспитанники всей группы в количестве 43 человек. Результаты показали, что у воспитанников выражено положительное отношение к играм, у абсолютного большинства опрошенных (88%) есть желание быть лидером, что свидетельствует о потребности у воспитанников к самореализации. Исходя из интересов воспитанников, был разработан маршрут игры – путешествия. Были выбраны следующие станции планеты Знаний: станция «Осенняя», станция «Мой край», станция «Игровая», станция «Самоделкин», станция «АБВГДейка», станция «Спортивная». Из воспитанников группы были сформированы экипажи, которые путешествовали по станциям. У каждого экипажа своё название и девиз. Названия экипажей и их девиз были оформлены на цветных листках и вывешены в группе. В начале года была проведена стартовая линейка, на которой были объявлены правила игры и маршрут путешествия.
Каждый экипаж был ознакомлен с законами игры – путешествия. Законы - это свод правил, норма поведения, которые должны неукоснительно соблюдать путешественники. Они дисциплинируют и приучают ребят к порядку, воспитывают трудолюбие и честность.
- Закон «00» (точного времени).
- Закон вежливости.
- Закон поднятой правой руки.
- Закон уважения старших.
- Не навреди себе, не навреди другим.
- Слово судьи – закон для играющих.
- Сказал – делай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся.
- Не можешь сказать правду – объясни почему.
- Говори то, что думаешь.
- Не выдавай чужую тайну.
- Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
- Умей трудиться – умей и веселиться.
В нашем путешествии участвовали четыре экипажа:
1. Экипаж «Алые паруса». Его девиз: «На корабле с парусами цвета зари
сквозь шторм навстречу мечте плыви!»
2. Экипаж «Лучики». Его девиз: «Солнышко, солнышко, мы твои лучи. Быть людьми хорошими, ты нас научи!»
3. Экипаж «Радуга». Его девиз: «Будем дружными всегда, как у радуги цвета».
4. Экипаж «Улыбка». Его девиз: «Жить без улыбки – просто ошибка!»
Экипажи на протяжении всей игры зарабатывали лепестки цветка Знаний. Цветок Знаний путешественники собирали из разноцветных лепестков, которые вручались экипажам в конце каждого месяца при прохождении какой либо станции. По количеству заработанных лепестков в конце путешествия определился лучший экипаж по разным номинациям. Лепестки цветка Знаний были четырёх цветов: красного, желтого, оранжевого и синего. Красный лепесток обозначал первое место и вручался экипажу, набравшему наибольшее количество баллов. Желтый лепесток – второе место, оранжевый – третье место и синий – четвертое место.
1 место.
2 место.
3 место.
4 место.
Название станций планеты Знаний
1. Конкурс рисунков «Золотая осень, здравствуй!».
2. Конкурс поделок из природного материала «Дары природы».
3. КВД «Праздник птиц».
4. Подведение итогов конкурсов, вручение лепестка цветка Знаний лучшему экипажу.
1. Линейка «Ямала добрая душа».
2. Конкурс рисунков « Моя семья».
3. Тематическая линейка «Славим руки матери».
4. Лепка на тему «Животные нашего края».
5. Подведение итогов конкурсов, вручение лепестка цветка Знаний.
1. Литературная викторина «Строим музей сказок».
2. Познавательная игровая программа «Необычный зоопарк».
3. КВД «Приключение кота Матроскина или друзья познаются в игре».
4. Подведение итогов конкурсов, вручение лепестка Знаний.
1. Мастерская Деда Мороза – изготовление новогодних украшений.
2. Конкурс рисунков «Новогодний карнавал».
3. Лепка из пластилина « Зимний пейзаж».
4. Беседа « Мир Леонида Лара» - о творчестве художника.
5. Подведение итогов конкурсов. Вручение лепестка Знаний.
- Интеллектуальная игра «Башмачная баталия».
- Мероприятие «Давайте говорить друг другу комплименты!»
3. Путешествие по улицам «Читай города».
4. Подведение итогов конкурсов. Вручение лепестка Знаний.
1. Конкурс рисунков «Защитники Отечества».
2. КВД «Мистер СЭМ».
3. Тематическая линейка «В здоровом теле – здоровый дух!»
4. Подведение итогов конкурсов. Вручение лепестка Знаний.
Экипажами было пройдено шесть станций. В результате соревнования победителем вышел экипаж «Радуга», набравший наибольшее количество красных лепестков. Второе место было присуждено экипажу «Улыбка», который собрал цветок из красных и желтых лепестков. На третьем месте экипаж «Лучики» и на последнем месте экипаж «Алые паруса». Все экипажи были награждены по номинациям: «Самый эрудированный экипаж», «Самый дружный экипаж», «Самый трудолюбивый экипаж» и «Самый творческий экипаж».
Для того чтобы определить значимость игры – путешествия для воспитанников, было проведено анкетирование по окончании всей игры. Были получены следующие результаты.
Результаты анкетирования.
Анкета №2.
№ |
Вопросы | Ответы | |
абс. | % | ||
1. | Какие остановки на планете Знаний тебе больше понравились? | ||
а) Осенняя | 7 | 16 | |
б) Мой край | 5 | 12 | |
в) Игровая | 17 | 49 | |
г) Самоделкин | 14 | 32 | |
д) АБВГДейка | 17 | 49 | |
2. | Придумай название остановок, куда бы ты желал (а) отправиться. Варианты ответов. | ||
А) «Художественная» | 8 | 18 | |
Б) «Сказочная» | 12 | 28 | |
В) «Танцевальная» | 7 | 16 | |
Г) «Математическая» | 3 | 7 | |
Д) «Музыкальная» | 6 | 14 | |
3. | Понравилась ли тебе игра «Путешествие на планету Знаний»? А) да Б) нет | 43 | 100 |
Анкетирование показало, что у детей ярко выражен интерес к участию в игре-путешествии и половина ребят придумали свои названия станций. Таким образом, игра – путешествие способствует формированию качеств субъекта досуговой деятельности, так как в ходе игры у детей формируется интерес к данной деятельности, инициатива, знания о правилах поведения, творческие способности, что обогащает жизненный опыт воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Дня знаний в 1 классе. «Путешествие на планету Знаний».
Сценарий проведения Дня знаний в 1 классе «Путешествие на планету Знаний»....
День Знаний - 1 класс "Путешествие на планету Знаний"
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:- создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.- познакомить ...
Сценарий Дня знаний в 1 классе «Путешествие на планету Знаний»
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:- создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.- познакомить ...
"Космическое путешествие на планету Знаний!" УРОК ЗНАНИЙ 3 класс
Уважаемые коллеги! Этот урок ориентирован на обучающихся 3-го класса. Однако, при желании он подойдёт и для 4-го с некоторой корректировкой. Этот урок - своеобразное введение в учебный год. К нему ест...
Дня знаний в 1 классе «Путешествие на планету Знаний».
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:- создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.- познакомить ...
Сценарий Дня знаний в 1 классе. «Путешествие на планету Знаний».
Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:- создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.- познакомить ...
2018 год в 1 классе 1 сентября – День Знаний. «Путешествие на планету Знаний»
2018 год в 1 классе 1 сентября – День Знаний. «Путешествие на планету Знаний»...