"Без неё мир бы рассыпался..."
проект (3 класс) по теме
Проект для участия в VIII Международном конкурсе образовательных проектов "Диалог - путь к пониманию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательный проект "Диалог - путь к пониманию" | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 3»
города Энгельса Саратовской области
VIII Международный конкурс образовательных проектов
«Диалог-путь к пониманию».
ТЕМА. БЕЗ НЕЁ МИР БЫ РАССЫПАЛСЯ…
Разработчик проекта: Кривошеина Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
«Кто знает одну культуру - не знает ни одной».
Макс Мюллер
Для многих регионов России характерна исторически сложившаяся смешанность состава населения. Таковы Урал, Сибирь, Поволжье и другие регионы. Многонациональность - это характерная черта всех крупных культурных центров, портовых городов и столиц. Избежать межнациональных конфликтов в таких городах возможно только при осознании и соблюдении принципа толерантности по отношению друг к другу.
В России издавна придерживались мудрого жизненного принципа: «Худой мир лучше доброй ссоры». Сегодняшние социокультурные реалии и нарастающая тенденция к полиэтничности в каждом регионе России вынуждают интенсивно изучать и включать в повседневную жизненную практику весь комплекс накопленных знаний.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.
Педагогика толерантности должна учить умению анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, а также способствовать критическому анализу.
Опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.
Работа по формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве проводилась на базе МБОУ «ООШ № 3» города Энгельса при участии учеников 2 класса. Контингент 2 класса неоднороден по социальному статусу и национальному составу. В классе обучаются русские (62,4%), узбеки (16,3 %), осетины (12,6%), казахи (8,2 %), молдаване (4,1 %).
Вся работа проводилась в двух направлениях: в учебной деятельности (уроки литературного чтения, изобразительного искусства, технологии), таблица 1 и во внеклассной работе (классные часы, внеклассные занятия по предмету, кружок «Русская традиционная кукла»), таблица 2.
Таблица 1. Программа учебной деятельности (привожу некоторые темы)
№ п/п | Тема урока | Цель урока |
1. | Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник» | Преодоление стереотипов и усвоение лозунга «не такой как все, не значит враг» |
2. | В стране сказок (Сказки разных народов) | Формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки |
3. | «Угадай-ка!» (Загадки разных народов) | Вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок |
Таблица 2. Программа внеклассной работы.
№ п/п | Тема мероприятия | Цель мероприятия |
1. | Классный час «Я в мире…Мир во мне… Понимание – путь к миру» | Выбор качеств толерантного человека |
2. | Внеклассное занятие по курсу «Русские народные игры» «Затеи наших друзей» (Игры разных народов) | Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры; познакомить детей с национальными подвижными играми |
3. | День толерантности | Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры |
4. | Деловая игра «Кристалл» | Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими» |
5. | Праздник «Народов дружная семья» | Знакомство с народной культурой представителей национального состава класса |
6. | Фестиваль «Наш общий дом - Земля» | Увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через включение коллективной творческой работы |
7. | Кружок «Русская традиционная кукла» | Способствовать воспитанию толерантного сознания через приобщение к культурам народов с помощью традиционных кукол |
Воспитание толерантности – непростая задача, поскольку предполагает широту знаний исторических процессов, поликультурный подход к этническим традициям разных народов, знание мифологии и религии. Для решения этой задачи необходим совершенно особый инструмент, который способен комплексно отражать все грани культуры того или иного народа, и при этом был бы доступен, близок и понятен любому человеку. Таким уникальным инструментом является, с нашей точки зрения, традиционная кукла.
Для этой работы в школе был организован кружок «Русская традиционная кукла». Так как состав класса многонационален, в программу кружка были дополнены темы; «Знакомство с куклами Кавказа», «Знакомство с узбекской народной куклой», «Знакомство с казахской народной куклой».
Цель программы:
- способствовать воспитанию толерантного сознания через приобщение к культурам народов, населяющих Россию с помощью традиционных народных кукол, то есть воспитание умения воспринимать и понимать культуру иного народа.
- учить проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи;
- воспитывать уважение, понятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческих индивидуальностей;
- укреплять культуру мира в российском обществе.
Задачи:
- расширение знаний учеников, родителей об этническом и культурном своеобразии мигрантов;
- раскрыть содержание понятие толерантности, культурного своеобразия, национального самосознания, национальных отношений, этнической принадлежности;
- воспитание негативного отношения к проявлениям ассоциативного поведения;
- формирование представлений о равенстве в общении;
Предполагаемые результаты:
Разнообразные мероприятия, которые предложены в качестве проектных, стимулируют в детях возможности их самореализации, способствуют сглаживанию этнических различий; усиливают интеграционные тенденции; делают доступным культурное своеобразие России; способствуют профилактике мигрантофобии. Повышается самооценка личности и как следствие, развивается желание глубже изучать традиции русского народа. Круг заинтересованных в изучении русской культуры, как неродной расширяется.
Ниже привожу конспект занятия кружка «Русская традиционная кукла».
Тема. Творческие « возможности» русской деревянной ложки.
Изготовление традиционной архангельской куклы на ложке.
Кукла «Столбушка». Кукла «Пеленашка».
Цель: систематизировать сведения о народной кукле; научить изготавливать одну из разновидностей народной куклы – куклу «Пеленашку», куклу «Столбушку».
Задачи: познакомить учащихся с историей появления народной куклы, русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол; продолжить знакомство с традиционными куклами других народов (осетинская народная кукла)
побудить у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского (осетинского) народа;
научить подбирать материалы для изготовления кукол;
воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.
Практическая работа: изготовление куклы «Столбушка», куклы «Пеленашка».
Учебно-материальное оснащение:
- лоскуты белой ткани(55x70 см), цветной ткани 22x25 см, 32x24 см, 26x21 см для туловища, платка, пелёнки
- красные нитки для перевязывания, белые шнурки
- берёзовые и осиновые полешки длиной 17 см, диаметр 4,5 см
- деревянные ложки
- образцы народных кукол
- инструкционные карты для изготовления кукол
- электронная презентация «Народные куклы»
Ход:
I. Организационный момент.
- Наше занятие хотелось бы начать следующими словами:
Слайд 1. Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
хоть новому принадлежим.
В. Шафнер.
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
…Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу: береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Она скажет тебе, чем помочь несчастью.
- Почему мать велела беречь куклу после её смерти?
(Ответы детей)
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Отгадайте загадку.
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Слайд 2. (Изображение деревянной ложки)
- Деревянная ложка известна всем как столовый прибор, как уникальный ударный музыкальный инструмент. Но ложка также является одним из средств создания предметов для игры.
IV. Постановка цели занятия.
- Подумайте, почему я начала занятие с отрывка из сказки «Василиса Прекрасная», а потом загадала загадку о ложке? Чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей)
V. Объяснение нового материала.
- А вы еще играете в куклы?(Ответы детей)
- Всюду, где селился человек, кукла была неизменным его спутником.
Слайд 3. Слова А.Синявского ( «Голос из Хора»)
…Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей)
- На мой взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.
- Итак, мы начинаем знакомство с таинственным и загадочным миром кукол. Сегодня мы познакомимся с традиционной русской народной куклой, с которой выросли многие поколения наших предков. А также начнём знакомиться с куклами других народов. С этими куклами мы познакомимся потому, что в нашем классе учатся дети, приехавшие из других стран, а всех нас объединяет... кукла!
А помогут нам ученицы 9 класса.
Ученик 1. При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?
- А как вы думаете, что означает слово «кукла», как вы понимаете его значение?
(Ответы учащихся)
Ученик 2. Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «сuculla», либо произошло от древнегреческого корня «кук». Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте».
Ученик 3. Если открыть словарь С. И. Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре В. Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений. Вот некоторые из них:
- Идол. В старину говорили: «А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет».
- «Заломы», закрутки в посевах, делаемые колдунами.
- Снежная баба.
- Кулак.
- Лён в связке.
- Моток ниток.
Слайд 4. (Ребёнок с куклой)
Ученик 1. Раньше, в обычной жизненной ситуации, когда ребёнку хотелось поиграть или он закапризничает, мама брала первое, что находилось под рукой, а это часто было небольшое полешко, а позднее ложка и кусок материи или платок, оборачивала материей черпак ложки и получалась кукла в платке.
Ученик 2. Ложка в деревенской семье изначально была сакральным предметом, то есть священным, имеющим магический смысл, поэтому применение в качестве игрушки было сначала запрещено. Но были баклуши, ложки с небольшими дефектами, а позднее и просто ложка, которая быстро превращалась в игрушку-куклу.
Ученик 3. На черпаке ложки лицо не принято было рисовать, так как по народным поверьям считалось, что кукла с лицом обретала душу, становилась одушевлённой и могла навредить ребёнку. Поэтому такая кукла была и игрушкой и оберегом.
Учитель. То, что у куклы не было лица, объясняется также отсутствием в деревнях необходимых красок и умения красиво рисовать.
Традиционной игрушкой на ложке считается архангельская кукла на ложке.
Слайд 5. (Архангельская кукла)
Ученик 1. В семье для игр кукол «вертели» обычно из старого тряпья. Считалось, что ношеная материя оберегает ребёнка, хранит родовую силу. Для кукол чаще всего использовали подол женских рубах и фартуков. Лоскутки рвали, а не резали ножницами.
(Показ учителем изготовления архангельской куклы на ложке при помощи заготовок).
- Так было в русских семьях. А теперь перенесемся в осетинскую семью. В какие куклы играли осетинские дети?
Слайд 6. (Осетинская семья)
Ученик 2 Наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла, имеющая в осетинском языке несколько названий (хъазæн чындз, чындз, гыкъына). По сведениям информаторов, тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки от кукол, сделанных руками взрослых. Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.
Слайд 7.
VI. Практическая работа.
Слайд 8. (Кукла «Пеленашка»)
Ученик 2. Кукла «Пеленашка» имела в жизни женщины много значений. «Пеленашка» была символом материнства. Ещё до рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она охраняла младенца от злых духов, потом её вешали над колыбелькой (Слайд 9), а затем ребёнок в неё играл.
Слайд 10-11.
Ученик 3. В основе кукла «Столбушка» имеет берёзовое полешко, баклушу (деревянная заготовка, из которой впоследствии вырезается ложка). Раньше следили, чтобы эта кукла, которая является оберегом, стояла на устойчивом основании для достатка в доме, для сохранения семейного счастья.
Ученик 1. Тряпичные осетинские куклы по технике изготовления можно условно разбить на два вида. Куклы первого вида, на деревянном каркасе, именовались «къæцæлын чындз». Для их изготовления брались два небольших разноразмерных обрезка палки и крестообразно накладывались один на другой. Это положение накрепко закреплялось ниткой, на полученную крестообразную основу, отдаленно напоминающую человеческую фигуру, надевался кукольный наряд – разнообразные матерчатые лоскутки, в которые пеленали кукольную заготовку. (Ученик демонстрирует этапы изготовления куклы. )
Ученик 2. Плоский овальный камешек, а в последующее время – пуговица или старая монета, обшитые белой тканью, символизировали лицо куклы. Вокруг талии лоскутки перехватывались игрушечным поясом, чем достигался образ кукольной фигурки, своими пропорциями приближенный к человеческой фигуре. Одежда такой простейшей куклы составляла неотъемлемую ее часть и не снималась.
Учитель. Сейчас у вас будет возможность попробовать изготовить рукотворную куклу, которая будет самой любимой и памятной для вас. Ту, в которую вы вложите частичку своей души. В ней будет что-то такое, от чего станет теплее на сердце.
1 группа детей под руководством 1 ученика делают куклу «Пеленашку».
2 группа детей под руководством 2 ученика делают куклу «Столбушку».
Учитель. Работать мы будем по инструкционным картам.
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Пеленашка».
- На черенок ложки намотать светлую хлопчатобумажную или льняную ткань.
- Посередине общей длины ложки ткань завязать шнурком.
- На голову куклы (черпак) повязать платок, сделав одинарный узел спереди и двойной узел сзади ложки.
- Куклу завернуть в пелёнку и крестообразно перетянуть верёвкой. (Раньше это считалось дополнительным оберегом).
«Пеленашка» готова!
Инструкционная карта по изготовлению куклы «Столбушка».
- Обернуть полешко тканью по длине.
- Повязать на полешко крест-накрест платок, края завести назад полешка и зафиксировать тонким шнуром.
- Запеленать полешко и обвязать крест-накрест верёвочкой.
Игрушка готова! Дадим ей имя! И будем её беречь!
Учитель. Осталось только поговорить с малышом и покачать его.
Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать
Начинайте ворковать.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице –
Спи-ка на здоровьице.
Стали гули ворковать –
Стала дочка засыпать.
VII. Итог занятия.
- Почему кукла бала без лица?
- Хотели бы научиться изготавливать другие народные куклы? Хотели бы познакомиться с народными куклами других наров? (Слайды 12-20)
В какую страну на следующем занятии мы отправимся, узнаете, собрав слово:
У б е з и к а н с т
Слайд 21.
- Отличается ли современная кукла от народной? В чём, по-вашему, «плюсы» и «минусы» этих кукол?
- Пригодится ли вам умение делать куклу в дальнейшей жизни?
VIII. Рефлексия.
- Подарите улыбки своим куклам.
Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите.
И, может теплее кому-нибудь станет.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла, и доверия к людям.
И, может быть, кукла - всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде…»
Приложение
- Презентация к занятию кружка «Традиционная народная кукла».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Осень рассыпала краски...»
Концертно-развлекательная программа для учащихся 1-4 классов...