Проект "Имя гимназии - Александр Невский"
рабочая программа (2 класс) по теме
В данном файле представлена программа по внеурочной деятельности "Имя гимназии - Александр Невский" с приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 706.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4
НОУ СОШ «Переславская православная гимназия
имени святого благоверного великого князя Александра Невского»
Примерная программа
работы кружка «Проектная деятельность» для 2 класса.
Тема «Имя гимназии – Александр Невский»
[для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня]
Шмелева Вера Геннадьевна
Учитель начальных классов
г. Переславль-Залесский
2013
Пояснительная записка
Центральная тема работы кружка «Проектная деятельность» на протяжении 4 годов обучения - ИМЯ - определяется следующими причинами:
1.Имя даётся человеку с рождения и сопровождает его всю жизнь. В Священном Писании сам Бог даёт имена первым людям. Как женщине, так и мужчине.
2. На протяжении всей Священной истории Бог зовёт человека только по имени (фамилии, отчества, прозвища – это уже творчество людей).
- «Я знаю тебя по имени…»
Исход глава 33 стих 12
- «… не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему, ты- Мой.»
Исаия глава 43 стих 1
- «… дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени…»
Исаия глава 45 стих3
- «… но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.»
Евангелие от Луки глава 10 стих 20
3. Создатель даёт понять человеку, что обращение по имени – очень личное обращение, доверительное, обращение Того, Кто любит.
4. Очень важно дать понять детям, что имя – это не просто набор букв, если мы его пишем, и не просто набор звуков речи, если мы его произносим. Всякое имя имеет значение, за каждым именем стоит человек, судьба.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Тема работы кружка во втором классе - «Имя гимназии – Александр Невский». Личность этого человека для Переславля-Залесского значимая: наш город – родина великого князя Александра Невского. Красная площадь города наблюдала, как рос мальчик Александр, стены Спасо-Преображенского собора помнят, как проводился обряд пострига над княжичем, как молился пред иконами уже подросший князь. Велика роль этого человека и для всего нашего государства. Князь Александр с дружиной воинов-подвижников земли Русской был и есть верховный полководец всех тех, кто готов сражаться за Россию, защищать её во все времена от любого врага.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и так далее (далее – и т.д.).
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других; умение обращаться за помощью к сверстнику, к взрослому.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают.
Цели программы:
- приобщение младших школьников к исследовательской деятельности на тему «Александр Невский – имя гимназии»;
- стимулирование интереса младших школьников к личности святого благоверного великого князя Александра Невского (далее – св. блгв. вел. кн. А.Невский);
- создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
- приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах групповой работы, о способах нахождения и обработки информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование у учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в книге, кинофильме, картине, экскурсии, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задачи), прогнозирование, контроль, коррекцию;
- формирование самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, речи, мышления, творческого воображения, артистических способностей.
Программа рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю).
Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- отдельные события из жизни св. блгв. вел.кн. А. Невского (детство, Невская битва, Ледовое побоище, пребывание в Орде, успение, перенесение мощей);
- методы исследования: поиск информации в литературе, кинофильмах, экскурсиях;
- правила успешной работы в группе;
- правила осуществления самоконтроля.
Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования;
- классифицировать предметы, явления и события;
- с помощь взрослого предлагать идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, совместно с учителем составлять план действий исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми;
- участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
- выставка общеклассной мозаики и обсуждение хода работы над ней;
- кроссворд «Крестословица «Александр Невский»;
- урок-игра «Кто такой князь Александр Невский».
Содержание программы
Семья и детство князя. Княжеская наука. Обряд. Княжение в Новгороде. Невская битва. Ледовое побоище. Поездки в Орду. Смерть и погребение князя Александра Невского. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского Александро-Невскую лавру.
Примерное календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия | Примечание |
1 | Что такое исследование и кто такие исследователи? | Беседа. | |
2 | Игра «Вопрошайка». Учимся задавать вопросы. | ||
3 | Книги – помощники исследователей. | Экскурсия в библиотеку. | |
4 | Хочу всё знать! Учимся определять тему проекта. | ||
5 | «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» Учимся составлять план исследования. [1] | ||
6 | «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля). | ||
7 | Куцаева Н.Г. «Княжеская наука» [2] | ||
8 | Куцаева Н.Г. «Невская битва» [3] | ||
9 | Куцаева Н.Г. «Ледовое побоище» | ||
10 | Кинофильм С.Герасимова «Александр Невский» | Обмен впечатлениями. Рисование. | |
11 | |||
12 | Куцаева Н.Г. «Князь Александр и хан Батый» | ||
13 | Куцаева Н.Г. «Во благо Родины» | ||
14 | Как составляют кроссворды. | Беседа. | |
15 | Кроссворд «Александр Невский» (подбор информации на основе книги и фильма) | Работа в группах. | |
16 | Составление кроссворда. Виды оформления работы. | ||
17 | Что такое мозаика? | Беседа. | |
18 | Изготовление мозаики «Всадник Александр Невский». | Работа в группах. | |
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | К. Симонов «Ледовое побоище» | ||
23 | Н. Вальнер «Сказ о Пскове» («Ледовое побоище»). | Работа над пьесой. Инсценирование. | |
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | |||
29 | |||
30 | |||
31 | |||
32 | |||
33 | Обобщающий урок по теме «Кто такой князь Александр Невский». | Урок-игра | |
34 | Расскажем младшим о св. блгв. вел. кн. А.Невском. | Представление в 1 классе. |
[1] По мере обсуждения родился план работы:
1. Найти рассказы о жизни князя Александра Невского и прочитать их.
2. Найти кинофильмы, рассказывающие о подвиге князя Александра Невского, и посмотреть их.
3. Найти изображения князя Александра Невского.
4. Посетить памятные места города Переславля-Залесского, связанные с именем князя Александра Невского (Красная площадь, Спасо-Преображенский собор, храм Александра Невского, Александрова гора).
5. Изготовить общую мозаику всадника Александра Невского.
6. Изготовить кроссворд «Имя гимназии – Александр Невский».
[2] Обучающимся даётся индивидуальное задание найти изображение:
- ордена Александра Невского
- храма во имя князя Александра Невского за границей
- памятника Александру Невскому
- площади, носящей имя князя Александра Невского
- улицы, носящей имя князя Александра Невского
- моста имени князя Александра Невского
- мозаики «Ледовое побоище»
- корабля или подводной лодки, носящей имя князя Александра Невского
- картины, на которой изображён князь Александр Невский
- иконы св. блгв. вел. кн. А.Невского,
которыми будет украшена крестословица.
[3] По мере чтения книг на стенде появятся карточки, на которых написаны даты и название события из жизни А. Невского:
|
|
Карточки на стенде специально меняются местами, чтобы дети, заметив ошибку, возвращали все на своё место. Предполагается, что указанные даты дети выучат наизусть.
Библиография
- Вальнер Н. «Сказ о Пскове» (пьесы для детей). - Издательство «Гименей» Псков 2011.
- Герасимов С. А. Кинофильм «Александр Невский». (1938 г.) [Электронный ресурс] URL:http//realnoekino.ru/103-aleksandr-nevskiy.html (дата обращения 28.10.2013)
- Куцаева Н.Г. «Святой благоверный великий князь Александр Невский» - Белорусская Православная Церковь (Белорусский Экзархат Московского Патриархата) 2009.
- Ларионов В.Е. «Александр Невский и Русское небо» - Издательство «Духовное просвещение» 2010.
- Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский». Части: хор «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище». [Электронный ресурс] URL: http//muzofon.com (дата обращения 28.10.2013)
- Романовский С. Т. «Аелександр Невский» - Издательство «Детская литература» 1998.
- «Святый княже, Александре, моли Бога о нас!» Фонд Всехвального Апостола Андрея Первозванного. – Издательство «Сибирская Благозвонница» 2007.
- Симонов К. М. «Ледовое побоище» (6 глава). [Электронный ресурс] URL: http//er3edqrz.ru/simonov-ledowoe.htm#shestaya (дата обращения 28.10.2013).
Приложение № 1
Итоговые работы детей
Крестословица «Александр Невский»
Мозаика «Всадник Александр Невский»
Приложение № 2
Урок-игра
Тема: «Кто такой князь Александр Невский»
Цели занятия:
- проверить знания обучающихся о жизни князя Александра Невского;
- формировать умения работать в группе;
- развитие памяти, логического мышления, связной речи обучающихся;
- воспитание уважительного отношения к имени князя Александра Невского и его подвигу.
План занятия
- Вступительное слово учителя.
- Деление класса на команды.
- Представление жюри.
- Сообщение правил игры: разделы, стоимость ответов, стоимость дополнений.
- Игра: - разминка; - ответы на вопросы; - конкурс капитанов.
- Подведение итогов. Награждение.
Описание игры
Темы
- Даты
- Города
- Имена
- Житие
Оформление доски
Даты | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Города | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Имена | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Житие | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Стоимость вопросов от 10 до 50 очков.
Командам даётся время для того, чтобы они выбрали капитана своей команды и придумали название команде. Причём название команды должно быть связано с темой игры. Команды обязательно выбирают капитанов, которые определяют в своей команде очередность выбора вопроса. Если ученик затрудняется сразу ответить на вопрос, он может обсудить ответ с командой в течение 30 секунд. Если команда отвечает неправильно, у соперников есть возможность заработать 50% стоимости вопроса, дав правильный ответ.
Вопросы со *(напечатаны на бумаге отличного цвета) дают команде соперника, дав существенное дополнение, заработать дополнительные очки от 5 до 10. Существенность дополнения оценивает судья-историк.
В теме «Житие» есть ячейка «Кот в мешке». Задание-сюрприз озвучивается только тогда, когда команда выберет этот вопрос. А задание следующее: прочти наизусть отрывок из стихотворения К. Симонова «Ледовое побоище».
Разминка. Максимальная оценка 3 балла.
- Назовите 3 страны, кроме России, в которых есть храмы, поставленные в честь кн. А. Невского.
- Назовите 3 памятных места в нашем городе, связанных с именем князя.
Даты (выбрав дату, сказать, какое событие, связанное с князем А.Невским, произошло в этот день)
10 очков 12 июня 1220 года
20 очков 5 апреля 1242 года
30 очков 15 июля 1240 года
40 очков 6 декабря 1263 года
50 очков 12 сентября 1724 года
Города (выбрав город, сказать, как связан этот город с князем А.Невским)
10 очков Переславль-Залесский
20 очков Новгород
30 очков Санкт-Петербург *
40 очков Городец
50 очков Каракорум
Имена
10 очков Назовите имена родителей А.Невского. *
20 очков Как звали брата А.Невского, княжившего в Суздали.*
30 очков Что за человек по имени Биргер?*
40 очков Назовите фамилию скульптора памятника А.Невскому, который стоит в г. Переславле-Залесском на Красной площади.
50 очков Назовите имя, которое получил А.Невский при постриге перед самой смертью.
Житие
10 очков Сколько лет было Александру, когда был проведён обряд посвящения в княжичи? *
20 очков Как долго добирался кн. А.Невский в Каракорум и зачем? *
30 очков Каких святых видели недалеко от места Невской битвы перед боем?
40 очков Почему князь Александр получил прозвище Невский?
50 очков Назовите 5 наук, которым обучали княжича Александра в детстве. *
Конкурс капитанов
Соедините название битвы с противником и с высказыванием Александра Невского. Будьте внимательны, не все в этой таблице касается князя. Максимальная оценка 2 балла.
«Не в силе Бог, а в правде.» «Кто не работает, тот не ест.» «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.» | Ледовое побоище Невская битва Куликовская битва | Шведы Татары Ливонцы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему :" Александр Невский".
Данный материал может использоваться как на классном часе , так и на уроках окружающего мира....
Классный час "Александр Невский".
Цель: Познакомить с биографией Александра Невского.Закрепить знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга.Развивать интерес к истории России, родного города.Воспитывать чувство п...
Эссе "Александр Невский"
Рассказ о великом князе...
Александр Невский
В презентации показана жизнедеятельность Александра Невского. Презентация может быть полезной и на уроках и во внеурочной деятельности....
Интеллектуальная игра "Имя гимназии - Александр Невский"
Данная игра поможет детям (после изучения жития святого благоверного князя Александра Невского) проверить свои знания, закрепить их....
Творческий отчет к престольному празднику Александро - Невского храма: « Князь Александр Невский – защитник, полководец, святой.
Мероприятие к прастольному празднику Александро- Невского храма....
«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского
Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...