Внеклассное мероприятие "Природа в опасности"
методическая разработка (3 класс) по теме

Мероприятие  рассчитано на учащихся 3 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_priroda_v_opasnosti.rar37.06 КБ

Предварительный просмотр:

             Внеклассное мероприятие «Природа в опасности»

Цель: Формировать бережное отношение человека к  природе и необходимость ответственного отношения к ней.

Задачи:

  1. Расширить  представления о связях человека и природы, формировать интерес к окружающему миру.
  2. Осознавать ответственность человека перед природой.

3.        Формировать собственную позицию в отношении к природе.
Форма проведения: беседа с элементами диалога.

Этап подготовки

1. Подготовка плаката со словами Пришвина «Охранять природу -  значит охранять Родину».

2. Подготовка из отдельных фрагментов, выполненных на листе ватмана, красочной схемы:

В центре — изображение человека (для лица две маски — грустная и улыбающаяся).

На одинаковом расстоянии от центра - 5 больших кругов.

В первом круге - фигура человека.

Второй круг — на светло-голубом фоне аппликации, изображающие засохшие деревья.

Третий круг - неокрашенный, белый, на нем множество спиралей и стрелок различных цветов.

Четвертый круг - ярко-синего цвета. В нем - фигурки неопределенных форм темных цветов.

Пятый круг зеленого цвета. На нем черные круги и квадраты. Под ними - изображения животных и растений, которые нуждаются в охране. Слева вверху изображено солнце и по всему полю -звезды.

В начале классного часа лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска.

Этап проведения

Учитель. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?

Дети отвечают

– А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

– А может ли природа жить без человека?

Дети. Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.

– Отчего в нашем доме бывает светло?

Дети. Свет идет от лампы.

Учитель. А что можно сравнить с лампой в природе?

Дети. солнце.

Учитель: Знаменитый французский писатель и летчик Антуан  де Сент Экзюпери, автор истории о Маленьком Принце и планете людей, говорил: «Мы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля». Этот корабль называется Землей. Наша маленькая голубая планета несется в мировом пространстве крошечной песчинкой, и именно на этой песчинке возникла жизнь в ее разнообразных формах.

Но венцом творения по праву считается существо разумное — Человек.

... Он взмыл в облака и нырнул в глубину,

Силу ветра себе подчинил,

 Сделано много, но нужно еще

Чтобы он это все сохранил.

Ребята! У нас сегодня интересный классный час. Посмотрите на доску. То, что вы видите - газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты - ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.

Но сначала посмотрим в центр круга. Что в нем представлено?

Дети: Грустный человек.

Учитель: А почему он грустит? Давайте послушаем рассказы корреспондентов, может быть, тогда нам станет ясна причина этой грусти.

Первая   группа (корреспонденты):

Мы будем говорить об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой (прикрепляют на доске написанное нa листе бумаги слово). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи и загадки о небе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но  не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, скорые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются.

Как  вы думаете, что нужно делать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).

Правильно: проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой

убрали микробов с голубого поля! (Убирают аппликации микробов).

Ещe хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на

листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с

дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть

много зелени, а нам надо беречь растения, сажать больше деревьев.

1. Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто-то дерево узнал? (Липа).

Учитель: Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля - наш человек в центре будет улыбаться!

Предоставляю слово учащимся второй группы.

Вторая группа:

Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех вас есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной из песенок девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор.

И, конечно, репродуктор,

И еще - магнитофон.

Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна!

Вы же дома не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей).

Учащиеся второй группы: Им не нравится,  потому, что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную громкость.

Существует много звуковых загрязнителей (показывает поле со стрелками и спиральками) - звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие звуки. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт.

- Что могут делать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей).

Правильно: не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы убираем стрелки и ставим красивые волны.

Учитель: Ну вот, уже два поля чистые, и мы идем дальше, на синюю страничку. Слово предоставляется учащимся третьей группы.

Третья группа:

Ни умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, реках, ручьях. Снег - это вода, и облака - это вода.

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой.

Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

Конечно, это о чистой воде. Пресной воды на нашей земле не уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей).

Правильно, не нужно оставлять краны открытыми, лить воду "понапрасну. Надо беречь воду от загрязнения. Посмотрим на это синее поле (показывает), на нем пятна, это - загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что для этого надо делать? (Ответы детей).

Молодцы. Мы вырастем и научимся защищать воду. Уберем на нашей схеме все грязные пятна! (Убирают).

Учитель: Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле - чистая вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой. Если нет – присядьте.

 - Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Надо выбрасывать мусор в реки

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

Слово четвертой группе ребят.

Четвертая   группа:

Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей).

Вы правы, она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам:

Жить в зеленом царстве этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

 Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

 Скачет по ветвям куницей,

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг!

Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей).

Посмотрим на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем, какие экологические правила нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было вокруг много? (Ответы детей).

Главное правило - красивыми растениями нужно любоваться, а не губить, не рвать их. Мы запомним это правило и можем убрать черные круги (убирают). Но поле портят черные квадраты. Что будем делать? Как их убрать? (Ответы детей).

Прозвучало много интересных мнений, давайте их объединим в экологические  правила. Например, такие:

Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу. Не обижать, не трогать никого из представителей живого мира. Запомним это правила и уберем черные квадраты. Хорошо без них на зеленом поле! Под ними рисунки красивого мотылька, ястреба, лягушки. Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе.

В последние годы на Земле исчезает ежедневно от одного до десяти видов животных и еженедельно - по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Координацию работ по животным и растениям, которые нуждаются в защите, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1948 году была составлена первая Красная книга. В 1966 году была издана Международная Красная книга. Ее идея - спасти животный и растительный мир.

Всемирно известна организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Она насчитывает 2 млн. членов и сторонников. Штаб-квартира находится в Амстердаме. «Гринпис» занимается серьезными проблемами, а главное - объединяет усилия всех людей доброй воли в защиту нашей планеты.

Учитель: Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сегодня поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в  природе,

 мы ей поможем. А сейчас, посмотрите, у нашего человечка совсем другой вид. Он улыбается - ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров.

Здоровье человека - это тоже богатство природы, и его тоже надо беречь.

На одной планете

       Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда  птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

                           Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали.

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

       Где живем и ты, и я! (C. Крупина)

У ч и т е л ь: А теперь, как всегда, «Открытый микрофон». Вопрос:

 что самое главное в сегодняшнем разговоре для тебя лично?

|( Цепочка ответов детей)

Учитель. - Спасибо вам за участие! Всем спасибо за активность, за искренность, за понимание. Ещё раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

Думаю наша  Природа может быть спокойна: у нее такие замечательные защитники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"

Вы ходите в школу и в магазин, ездите в гости к приятелям и к родственникам, посещаете кинотеатры и клубы, стадионы и поликлиники. И каждый раз, когда вы выходите из дома на улицу, вы можете столкнуть...

Внеклассное занятие "Земля в опасности"

Основная цель данного занятия - познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. Развивать познав...

"Дорога без опасности" Внеклассное мероприятие

Тема: «Дорога без опасности»Цели:Образовательные:Формирование навыков безопасного поведения на улицах города.Знакомство с дорожными знаками.Развивающие:Развивать внимание и память, логическое мышление...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Природа в опасности!", для учащихся 3 класса.

Занятие посвящено Всемирному дню защиты животных. К этому дню мы готовимся заранее. Дети подбирают материал про интересных для них животных, составляют рассказ и репетируют докладывать с «красной триб...

Внеклассное занятие по теме "Бытовые объекты повышенной опасности"

Внеклассное мероприятие в 3 классе по теме "Бытовые объекты повышенной опасности"...

Внеклассное мероприятие на тему "Опасности, которые подстерегают нас дома"

Внеклассное мероприятие на тему "Опасности. которые подстерегают нас дома"...