конспект внеклассного мероприятия "Твои права"
классный час (3 класс) по теме

Шундикова Татьяна Васильевна

Данный материал можно использовать как на уроках, таки во время внеучебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОИ ПРАВА.

        БИБЛИОТЕКАРЬ: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

        Что люди могут делать и чего не могут?

        Что они обязаны делать и чего не обязаны?

        На что они имеют право и на что не имеют?

        И так далее.

        Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

        И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках...

                

        ПОМОЩНИК: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья — самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

        БИБЛИОТЕКАРЬ: Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и так далее. Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетна международная организация ООН.

        ПОМОЩНИК: Что же это за организация?

        В 1945 г. закончилась Вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел и деревень...

        Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

        БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1948 г. государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих — независимо от национальности и цвета кожи.

        ПОМОЩНИК: Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 г. ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

        БИБЛИОТЕКАРЬ: О каких же правах идет речь в конвенции?

Главное право каждого человека право на жизнь. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве законодателям приходится сталкиваться с вопросами о ценности любой жизни. Нужно ли, есть ли возможность заботиться о детях-инвалидах и других неполноценных, с точки зрения государства, детях? Было в древности государство Спарта — вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами — выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной он не нужен Спарте... Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким; он может стать большим ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому — помогать...

        ПОМОЩНИК: Каждая страна — так написано в конвенции должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.

        БИБЛИОТЕКАРЬ: В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. Назовите, пожалуйста, свои имена! (Дети по очереди называют свои имена.) Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ — свидетельство о рождении. Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

        ПОМОЩНИК: Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.) Следовательно, о вас заботится правительство России. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.

                

                    Если вы родители —

Ласкатели,

Хвалители,

Если вы родители —

Прощатели,

Любители,

Если —

Разрешатели,

Купители,

Дарители,

Тогда вы

Не родители,

А просто

ВОСХИТИТЕЛИ!

А если вы родители

Ворчатели,

Сердители,

Если вы родители —

Ругатели,

Стыдители,

Гулять не отпускатели,

Собакозапретители,

То — знаете, родители,

Вы просто

КРОКОДИТЕЛИ!

        БИБЛИОТЕКАРЬ: Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.

        ПОМОЩНИК: Каждый ребенок у нас имеет право на бесплатное образование. Значит, когда вы ходите в школу, вы помогаете своей стране выполнять обещание! А вот что думает о необходимости образования ваш ровесник Антон Титов.

                     Школьная жизнь, школьная

                                                пора!

 У тебя она одна-единственная.

 А когда очнешься и когда поймешь,

 Будет уже поздно.

 И поэтому занимайся серьезно,

 Учись читать, писать, считать,

 Старайся все понять.

        БИБЛИОТЕКАРЬ: Но не все время ведь нужно учиться — можете возразить вы. Надо когда-нибудь и отдыхать!.. Да, вы имеете право на отдых, и это не пустяки, раз об этом говорится в таком серьезном документе. Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям, содержать семью.

        ПОМОЩНИК: Бывает и так, что родители перегружают ребенка всевозможными занятиями: он вынужден заниматься и музыкой, и спортом, и иностранными языками, и еще чем-нибудь... Конечно, хорошо, если ребенок вырастет разносторонне образованным; нужно только, чтобы эти занятия отвечали его интересам и были ему по силам. Родители не должны забывать, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка. В жизни не должно получаться так, чтобы каждый день проходил, как в стихотворении Вики Ивченко.

                         В мелодической картинке

                         Стал скрипичный ключ сутул.

 Виноватые ботинки

 Сами прячутся под стул.

 Ускользает нужный клавиш.

 Я играю как-нибудь.

 «Ты не там акценты ставишь!

 И про локти не забудь!

 Ведь у нас концерт во вторник!

 Нажимай же на педаль!..»

 Словно кит — огромный, черный —

 Разевает рот рояль.

 Во дворе через резинку

 Скачут девочки гурьбой.

 Музыкальные картинки

 Март рисует голубой.

        БИБЛИОТЕКАРЬ:   Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну... Он сам может выбирать себе друзей, и никто не должен у него выспрашивать: о чем это вы, мол, шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи, эту музыку не люби, думай только так, а не иначе!..

        ПОМОЩНИК: Конечно, это не значит, что родителям должно быть безразлично, с кем ты дружишь, где бываешь... К мнению взрослого стоит прислушаться:  ведь у него большой жизненный опыт, он может многому научить, что-то посоветовать, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, хоть и маленького.

        БИБЛИОТЕКАРЬ:     Ребенок имеет право на собственное мнение. Он может думать совсем не  так, как взрослый, и все, что думает, высказать вслух, написать и даже напечатать в газете или журнале.

        ПОМОЩНИК: Да, для счастья нужно многое, и, прежде всего — мир. К сожалению, в некоторых странах и сейчас ведутся войны. А значит, дети гибнут, страдают от голода и нищеты, теряют родителей и жилище...

        БИБЛИОТЕКАРЬ: В конвенции записано, что все страны, чьи правительства подписали это соглашение, предоставляют убежище ребенку, который вынужден бежать от войны.

        ПОМОЩНИК: Если ребенок бежал один, без родителей, надо помочь  ему  разыскать  семью. Ведь каждый имеет право на безопасность и счастье – так говорит конвенция.

        БИБЛИОТЕКАРЬ:         Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер тоже занялись решением вопросов о Правах Человека.

        И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев...

        И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

В И К Т О Р И Н А  /мультимедиа/

                                    ( 1 кадр )

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться.

        Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

        Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши

         дни?

 Статья  признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

                                     ( 2 кадра )

  1. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

 Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

                                       ( 1 кадр )

  1. Маугли не умеет говорить человеческим языком.  Он  может

        лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки.

        Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и         обращаться

          с ним, как с животным?

Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.

                                        ( 2 кадра )

  1. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

 Статья гласит: "Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию ".

                                        ( 2 кадра )

  1. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

 Статья Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья  выдержка, из которой цитировалась ранее.

                                         ( 7 кадров )

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

 "Серая шейка", "Красная Шапочка", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Дюймовочка " «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

                                           ( 4 кадра )

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».

                                           ( 2 кадра )

  1. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную  жизнь?

Людмила из поэмы А. С. Пушкина. Марья Моревна — персонаж русских народных сказок.

                                            ( 3 кадра )

  1. Героини, каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства?

"Лягушка-путешественница", старуха из  "Сказки о рыбаке и рыбке".

                                             ( 2 кадра )

  1. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

"Дюймовочка".

                                              ( 2 кадра )

  1. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

"Золотой ключик, или Приключения Буратино ".

                                              ( 4 кадра )

  1. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?

Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель, "Кот в сапогах ".

                                              ( 4 кадра )

  1. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

Бременские музыканты, "Квартет ", Семь гномов.

                                              ( 9 кадров )

  1. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

"Мороз Иванович ", "Госпожа Метелица ", "Сказка о попе и его работнике Балде ".

                                               ( 5 кадров )

  1. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями?

 Барон Мюнхгаузен, Алиса — девочка из будущего, Дама из стихотворения "Багаж".

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "Правила дорожного движения"

Конспекты внеклассных мероприятий"Правила дорожного движения"3-4 и 1-2 классы...

Конспект внеклассного мероприятия "Правила безопасного поведения на улице".

Конспект внеклассного мероприятия по проведению внеклассного занятия с учащимися начальной школы....

Конспект внеклассного мероприятия "Правила этикета. Назначение салфеток."

Рассказ о правилах этикета, появлении и назначении салфеток....

Конспект внеклассного мероприятия «Правила дорожного движения» (2 класс)

Цели: формирование представления младших школьников о безопасном дорожном движении; закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках....

Конспект внеклассного мероприятия "Правила дорожного движения"

Цели: проверка и закрепление знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; развитие мышления, познавательной активности и взаимодействия со сверстниками.Оборудование: презентация, раздаточный ...

Конспект внеклассного мероприятия «Правила дорожного движения»

Цель: развитие умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями о ППД в повседневной жизни.Оборудование:раздаточныйматериал,презентация....