Эстетическое воспитание младших школьников
материал (3 класс) на тему
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc | 67.5 КБ |
esteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Табагинская общеобразовательная школа
Городского округа «Город Якутск»
Эстетическое воспитание младших школьников
Замостина Людмила Васильевна
учитель начальных классов
Юсупова Захира Лотфулловна
учитель начальных классов
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?
Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.
Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?
Считаем, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.
Поиски ответов на эти вопросы заставили нас обратиться к изучению одного, на наш взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.
Мы уверены в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.
Тема “Эстетическое воспитание младших школьников”
Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни.
Достижение цели через решение следующих задач:
- Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
- Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство.Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.
В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.
Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому мы организовали детский ансамбль «Весельчаки» . Учитель музыки откликнулся на нашу просьбу. И вот с 2007 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно по желанию детей и родителей они зачисляются в ансамбль. Затем идёт отбор по музыкальным способностям. Занятия проводятся в здании школы во внеурочное время.. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу. А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.
Мы ставим перед собой цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.
Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.
Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.
. В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.
Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод мы сделали в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).
Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.
Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.
Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение , находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.
Мы уверены, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и мы хотим продолжить творческий поиск по данной проблеме.
Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.
Пусть наши воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.
Для себя мы сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.
А результаты говорят сами за себя.
Учебный год | Уровень | Название конкурса | Участники | Результат |
2007-2008 | Республиканский | Выступление на конкурсе песен «Ыллыыр о5о саас», | Ансамбль «Весельчаки» | благодарственное письмо, грамоты, сертификаты |
2008-2009 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас», посвященном 65-летию Великой Победы, | Ансамбль «Весельчаки» | грамота, сертификаты |
2009-2010 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | Дипломанты Сертификаты |
2010-2011 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | Дипломанты 3 степени |
2011-2012 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | Дипломанты |
2010-2011 | Республиканский | 1 Республиканский детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», | Ансамбль «Весельчаки» | Грамота, сертификаты |
2012-2013 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | |
2013-2014 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | |
2009-2010 | Городской | Городской конкурс детских вокально-хоровых коллективов «Поющая Тумаада», посвященный 65-летию Великой Победы | Ансамбль «Весельчаки» | (грамота); |
2009-2010 | Городской | Городской музыкальный фестиваль «Весёлые нотки» | Ансамбль «Весельчаки» | Грамота |
2010-2011 | Городской | Городской вокальный конкурс «Веселые нотки», | Ансамбль «Весельчаки» | грамота, сертификат |
Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, добрее, а также здоровее.
И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Табагинская общеобразовательная школа
Городского округа «Город Якутск»
Эстетическое воспитание младших школьников
Замостина Людмила Васильевна
учитель начальных классов
Юсупова Захира Лотфулловна
учитель начальных классов
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?
Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.
Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?
Считаем, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.
Поиски ответов на эти вопросы заставили нас обратиться к изучению одного, на наш взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.
Мы уверены в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.
Тема “Эстетическое воспитание младших школьников”
Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни.
Достижение цели через решение следующих задач:
- Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
- Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство.Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.
В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.
Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому мы организовали детский ансамбль «Весельчаки» . Учитель музыки откликнулся на нашу просьбу. И вот с 2007 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно по желанию детей и родителей они зачисляются в ансамбль. Затем идёт отбор по музыкальным способностям. Занятия проводятся в здании школы во внеурочное время.. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу. А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.
Мы ставим перед собой цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.
Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.
Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.
. В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.
Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод мы сделали в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).
Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.
Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.
Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение , находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.
Мы уверены, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и мы хотим продолжить творческий поиск по данной проблеме.
Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.
Пусть наши воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.
Для себя мы сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.
А результаты говорят сами за себя.
Учебный год | Уровень | Название конкурса | Участники | Результат |
2007-2008 | Республиканский | Выступление на конкурсе песен «Ыллыыр о5о саас», | Ансамбль «Весельчаки» | благодарственное письмо, грамоты, сертификаты |
2008-2009 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас», посвященном 65-летию Великой Победы, | Ансамбль «Весельчаки» | грамота, сертификаты |
2009-2010 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | Дипломанты Сертификаты |
2010-2011 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | Дипломанты 3 степени |
2011-2012 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | Дипломанты |
2010-2011 | Республиканский | 1 Республиканский детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», | Ансамбль «Весельчаки» | Грамота, сертификаты |
2012-2013 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | |
2013-2014 | Республиканский | «Ыллыыр о5о саас» | Ансамбль «Весельчаки» | |
2009-2010 | Городской | Городской конкурс детских вокально-хоровых коллективов «Поющая Тумаада», посвященный 65-летию Великой Победы | Ансамбль «Весельчаки» | (грамота); |
2009-2010 | Городской | Городской музыкальный фестиваль «Весёлые нотки» | Ансамбль «Весельчаки» | Грамота |
2010-2011 | Городской | Городской вокальный конкурс «Веселые нотки», | Ансамбль «Весельчаки» | грамота, сертификат |
Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, добрее, а также здоровее.
И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
Выступление на МО начальных классов...
Эстетическое воспитание младших школьников.
Эстетическое воспитание младших школьников....
Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"
Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...
«Эстетическое воспитание младших школьников»
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...
Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".
Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....
Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала
Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...