Прощание с азбукой
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе "Прощание с азбукой" рекомендуется для проведения после изучения всех букв русского алфавита. В разработке представлены: инсценирование, стихи, песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy_2014.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение  

       «Уралинская основная общеобразовательная школа»

           Большеуковского района Омской области                    

                     Разработка внеклассного мероприятия

                                 для учащихся 1 класса

                                    «Прощай, азбука!»

                                                                                           подготовила

                                                               учитель начальных классов

                                                         Купрейкина Елена Николаевна

                                      Уралы

                                      2014 г.

Зал празднично украшен. На воздушных шарах – буквы алфавита.

Ведущая: 1 сентября наши первоклассники переступили порог школы, а сегодня мы празднуем их первую победу, которую они одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться.

 Сегодня мы благодарим и родителей, которые помогли приблизить эту победу. Наши первоклассники все научились читать и писать.

Дети читают стихи:

  1. Мы сегодня очень рады,
    Всем ребятам, папам, мамам.
    Мы приветствуем гостей,          
    Дорогих учителей.

  1.  Всех знакомых, незнакомых -
    И серьезных, и веселых.
    Первый класс, первый класс,      
    Пригласил на праздник вас.

  1. Букв сначала мы не знали,
    Мамы сказки нам читали.
    А теперь читаем сами,                      
    Подружились сказки с нами.

  1.  Пусть зовут нас первоклашки,
    Пусть не ставят нам отметки.
    Не ведем мы дневники,                        
    Все же мы ученики.

  1. Любим светлый, чистый класс,
    Это раз!
    Здесь читаем  мы слова,
    Это два!                                                  
    Ну, а в третьих, я Лариске
    Сам уже пишу записки.
    И бабуля говорит:
    «Мой внучонок вундеркинд!»

  1. Тому, кто хочет много знать,
    Кто хочет книги прочитать.
    Про горы и долины,
    Про водные глубины,
    Про голубую высь,

          Без азбуки не обойтись!

  1. Я с этой книжкой первый раз
    Пришел в свой первый светлый класс.
    Я эту книжку полюбил,
    Я в ней все буквы изучил,
    И как мне радостно сказать:
    «Умею я теперь читать!»

  1. Как сегодня радуются дети –

          Стало больше грамотных на свете

          Скажем Азбуке мы «до свиданья»

          И рукой помашем на прощанье.

  1. Трудно было нам с тобой в начале,

          Мы полгода буквы изучали!

          Но теперь нам совершенно ясно,

         Что старанья были не напрасны!

  1.  Ничего на свете лучше нету,

           Чем прочесть журнал или газету,

           Двадцать первого столетья дети,

           Мы освоим сайты в Интернете!

Ведущая: Ребята, вы все теперь умеете читать, и я думаю, с вами не случится такая история, как с котёнком Яшей.

Дети инсценируют сказку.

«Сказка про котенка, который не умел читать» (Леонид Каминский)


Автор:   Жил-был котенок Яша. Однажды кошка Мурка, Яшина мама, сказала:
Мама:  Пора тебе, Яша, научиться читать.
Яша: Успею еще!
Мама: Нечего лениться! Садись, я покажу тебе буквы. Начнем с самой простой буквы - буквы О.
Яша:  Какой-то кружок.
Мама:  Да, похоже на кружок, эта буква называется О.
Яша:  А в каких словах есть эта буква?
Мама:  Во многих. Например, в словах КОТ и КОШКА
Яша:  А в слове КОТЁНОК?
Мама:  А в этом слове даже две буквы О.
Яша:  Вижу, вижу! А три буквы О бывает?
Мама:  Конечно, есть такое хорошее слово - МОЛОКО.
Яша:  Правда! Целых три кружочка! А в слове МОРОЖЕНОЕ есть эта буква?
Мама:  Конечно. И тоже три.
Яша:  Хорошее слово!
Мама:  На сегодня всё. Иди гулять.
Автор:   Котенок пошел на улицу. Он гулял и думал про букву О.
Яша:  Хорошая буква! И бывает в хороших словах. И в самых вкусных!
Автор:   Тут он увидел большой забор. На нем висела красивая табличка, на которой было написано три каких-то слова, а в первом…- раз, два, три, четыре! Целых четыре буквы О!
Яша:  Вот это да! (радостно). Наверное, тут что-то очень приятное или вкусное.

Автор:   Яша толкнул лапой калитку и с любопытством заглянул во двор. Вдруг раздался оглушительный лай и из кустов выскочил огромный пес.
Яша:  Ой, мама!
Мама:  Что с тобой? Что случилось? Почему ты дрожишь?

Автор:   Котенок рассказал про табличку и собаку.
Мама:  Так, все понятно.  Вот что бывает, когда не умеешь читать. Знаешь, что было написано на табличке? «Осторожно, злая собака!»
Яша:  Да, там было правильно написано. Знаешь, мама, давай учить остальные буквы.

Мама:  Хорошо.

Ведущий:   Котенок Яша выучил все буквы и больше не попадал в нелепые ситуации. Но бывают случаи, когда ученики ленятся и домашнее задание за них выполняют папы, мамы, бабушки. Сценка «Бабушки и внуки»

Сценка Е. Смолина «Бабушки и внуки»

Первая бабушка.  Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.

Вторая бабушка.  Да что ты, я ещё уроки не сделала.

Первая бабушка.  Какие уроки?

Вторая бабушка.  Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.

Первая бабушка.  Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.

Вторая бабушка.  Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»

Первая бабушка.  Так, хорошо.

Вторая бабушка.  «…И днём, и ночью пёс учёный…»

Первая бабушка.  Какой ещё пёс?

Вторая бабушка.  Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?

Первая бабушка.  Да не пёс, а кот учёный! Поняла?

Вторая бабушка.  А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».

Первая бабушка.  С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова.

Вторая бабушка.  Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести.

Первая бабушка.  Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!

Вторая бабушка.  Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю, а ты помоги решить задачу.

Первая бабушка.  Так… (берёт учебник, читает.) «С ванной соединены две трубы…» Запомни, чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе то, о чём в ней говорится. «С ванной соединены две трубы» - ты представила?

Вторая бабушка.  Да-да, представила.

Первая бабушка.  «…Через одну трубу вода вливается, через другую выливается». Представила?

Вторая бабушка.  Представила! (убегая.) Представила-а-а-а!

Ведущий. Не знаю, выучил ли бабушкин внук буквы, а наши первоклассники запомнили все.

Выбегают гласные:

  1. В Букваре живет семья:
    Буквы все от А до Я.
    Две команды у них есть,    
    Кажется они уж здесь.

  1. Все мы вместе собрались,
    Петь готовы и «на бис»,
    Ведь мы буквы гласные –
    Все певцы прекрасные.

Выбегают согласные:

  1. Вот еще одна команда,
    И кого в ней только нет:
    Звонкие и удалые,                            
    И совсем, совсем глухие.

  1.  Буквы Й, Н, Л, М,Р
    Подают нам всем пример.
    Хоть живут они без пары,
    мы всегда их видеть рады.

  1. Ц, Ч, Х и буква Щ
    Уважаемы всегда.
    Говорят они глухие,                  
    Но беды ведь в этом нет.
    И в словах таких красивых
    Шлют они нам всем привет.

  1.  Вот остались два братишки,
    И без них не выйдет книжки
    Твердый знак и мягкий знак
    Нам без вас нельзя никак.

  1.  Вот такие наши буквы –
    Славный русский алфавит.      
    Знать его отлично должен
    Каждый, каждый ученик.

Ведущая:  А теперь на минутку представьте себе, что все буквы вдруг перессорились между собой и перестали дружить с нами…

(Сценка Л. Дымовой «Перепутаница»)

(Выбегают буквы «О», «Б», «В», «А». Они затевают между собой ссору. «О» прыгает через скакалку, «Б» отнимает ее, «В»  вступается за «О», «Б» присоединяется к «А». Буквы тянут скакалку в разные стороны)

Ведущая:  

Если буквы, если буквы

Не хотят дружить –

То на свете, то на свете

Невозможно жить.

О  –  надулась, рассердилась,

(Буква топает ногой и отпускает скакалку, остальные «буквы»

 падают на пол.)

А, Б, В  – упали бы с крыльца.

Получилась, получилась

Перепу – таница.

Буква О (растерянно разводя руками). Тары-бары-растабары.

Буква В (сидя на полу и потирая ушибленное место). Тики-чики-пам.

Буква А (пожимая плечами). Ничего не понимаем!

Ведущая (помогает буквам подняться):

Буквы, разве это дело?

Хватит ссориться,

Надоела, надоела

Перепу-таница!

(Буквы подают друг другу руки, мирятся)

Ведущая:

Помирились, помирились

О, Б, В и А.

И в тетрадке получились

Добрые слова.

(Буквы берут плакаты со словами.)

Дети (вслух читают).  Радость. Праздник. Солнце. Улыбаться . Дружить.

Ведущий:

Стало нам теперь на свете

Интересно жить!

Песня «учат в школе»

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два, по слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить восток и юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глагол и про тире, и про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

(Раздается стук, входит Нехочуха – переодетая пятиклассница)

Нехочуха: - Ой! Куда это я попала?

Учитель: - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такая?

Нехочуха: - Я – Нехочуха! Знаете такую? А вы что тут делаете?

Учитель: Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.

Нехочуха: - Я тоже хочу на праздник.

Учитель: - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?

Нехочуха: - Я нигде не учусь!

Учитель: - Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!

Нехочуха: - А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!

Учитель: - Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу!

Нехочуха: - Не знаю и знать ничего не хочу!

Учитель: - Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?(Ответы детей)

С первых дней учебы в школе мы изучали грамматику. Давайте покажем и расскажем Нехочухе чему мы научились.

Защита проектов (дети рассказывают о буквах).

Учитель. - Молодцы, ребята! А сейчас вы поработаете в группах. Надо составить пословицы и объяснить их смысл.

Хорошая книга – лучший друг.

Кто много читает- тот много знает.

- О чём все эти пословицы? (о книге)

- Для чего нам нужно уметь читать? (узнавать новое, интересное, быть грамотными, уметь правильно писать)

Учитель: - Молодцы, дети! А Нехочухе было трудно, так как она сама ничего не смогла ничего прочесть. Слайд 7

Нехочуха: - Да, ребята сами читали, а я только слушала и мне было как–то не по себе. Но и я приготовила вам задание. - Вы читали сказки?

Учитель читает загадки показывает героев из сказки. Нехочуха детей путает детей, называя другое название сказки, а ребята исправляют её. слайд 8-13

1. Свёколка (Репка)

Кто – то за кого – то ухватился цепко.
– Ох, никак не вытянуть!
– Ох, засела крепко! (Репка)

2. Три котёнка (Три поросёнка)

Жили-были три весёлых братца… Всё лето резвились они, не зная забот... Но вот наступила осень. Надо было заботиться о жилье…(Три поросёнка)

3. Курочка Пеструшка (Курочка Ряба)

Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… (Курочка Ряба)

4. Дед Мороз (Морозко)

Сидит под елью старикова дочь, дрожит, озноб её пробивает…
А кто-то спрашивает её:
- Тепло ли тебе, девица? (Морозко)

5. Гуси – вороны (Гуси – лебеди).

В сказке небо синее, в сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня, реченька спаси меня. (Гуси-лебеди)

6. Волк и пятеро козлят (Волк и семеро козлят)

Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят)

Учитель:- Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по-прежнему будешь говорить “не хочу, не буду читать”?

Нехочуха. - Нет! Я поняла, что чтение – лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!

Ведущая: Ребята! А как же мы забыли про Азбуку?! Давайте её  дружно позовем!

Дети хором: Аз-Бу-Ка!

Азбука: Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я пришла  к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли вы нового узнали. Угадайте, о каких буквах идёт речь в этих  загадках. 

  1. Вот два столба наискосок,
    А между ними – поясок.
    Ты эту букву знаешь? А?
    Перед тобою буква … (А)

  1. Чтобы «О» не укатилось,
    Крепко к столбику прибью.
    Ой, смотри-ка, что случилось:
    Получилась буква …

  1. Эта буква широка
    И похожа на жука.
    Да при этом, точно жук,
    Издаёт жужжащий звук. (Ж)

  1. Вы посмотрите – кто такой,
    Загородив дорогу,
    Стоит с протянутой рукой,
    Согнув баранкой ногу? (Б)

Ведущая: Дорогая Азбука, наши ребята научились не только читать, но даже исполнять про буквы частушки. Послушай!

Дети поют частушки

  1. Ставьте ушки на макушке,

          Слушайте внимательно.

          Развеселые частушки

          Споем вам обязательно!

  1. Мы собрали пап и мам,

          Но не для потехи.                            

          Мы сегодня рапортуем

          Про свои успехи.

  1. Мы в нарядах нынче новых,

          И у всех счастливый вид,

          Ведь сегодня наконец-то                      

          Изучили алфавит!                            

  1. Разбудите меня ночью,

          В самой серединочке,

          Расскажу вам алфавит                        

          Без одной запиночки!

  1. Буквы гласные мы любим,

          И всё больше с каждым днём.

          Мы не просто их читаем –

          Эти буквы мы поём!                              

  1. Буквы в Машиной тетради
    Не стоят, как на параде,
    Буквы прыгают и пляшут,                    
    Маше хвостиками машут.

  1. Я читаю очень быстро,

          В школе все гордятся мной.

          Ни один мальчишка в классе

          Не угонится за мной.

  1. Тыщу слов в минуту нынче,

           Как машинка, я строчу.

           Я любую вашу книжку

           Одним махом «проглочу»!

  1. Мы простимся с Азбукой,

          И рукой помашем,

          И спасибо десять раз

          Дружно хором скажем!

Учитель: Нам надо поблагодарить Азбуку, за то, что научила нас читать. Давайте скажем слова благодарности

 Спасибо тебе, Азбука!

Ученица:

  1. Мы азбуку прочли до корки.
    Нам по чтению «Пятерки!»
    Позади нелегкий труд
    Медленного чтения
    Нам сегодня выдают
    Удостоверения.

  1. В том, что азбуку прочли,
    Полный курс наук прошли,
    И теперь без передышки
    Мы прочтем любые книжки.

Азбука:

- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет книга.

Азбука:
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься,
обещайте не лениться,
старших слушаться всегда,
а шалить лишь иногда.
Ой! Совсем забыла я, друзья,
Вам представить я должна,
Кто на смену мне придет,
дальше вас учить начнет.

Литературное чтение:
Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.

                     Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
И много неизвестного.

                    Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Надо хорошо читать.

Ведущая: Спасибо вам, Мудрые книги!  Азбуке мы сегодня говорим:

Дети (хором) «Прощай».

Ведущая:  А Литературному  чтению –

Дети (хором)  «До новых встреч!»

- До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)

Слово библиотекарю.

ТЕЛЕГРАММА из Книжной страны. РЕБЯТАМ!

Не крутите старый глобус,
Не найдёте вы на нём,
Той страны - “Библиотеки” -
Той, в которой мы живём.

Здесь у нас свои порядки:
Есть шкафы, есть стеллажи,
Есть у нас свои квартиры,
Полки, адреса свои.

Приходите к нам учиться,
Приходите к нам играть.
Кто тут ленится? Скучает?
Приглашаем почитать!
Ваши друзья - книги!

Ученица:

  1. Мы азбуку прочли до корки.
    Нам по чтению (все хором) «Пятерки!»
    Позади нелегкий труд
    Медленного чтения
    Нам сегодня выдают
    Удостоверения.

  1. В том, что азбуку прочли,
    Полный курс наук прошли,
    И теперь без передышки
    Мы прочтем любые книжки.

 


Ведущая: А сейчас я хочу предоставить слово директору нашей школы Л.А.Гурьяновой.

Приветственное слово директора.

Ведущая:  Дорогие первоклассники! В народе говорят:  «Азбука ступенька к мудрости». Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас  и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать»

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка - будет песенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка - будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка - будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,
Раз словечко, два словечко - будет песенка.

Учитель.

Подошёл к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки! Вам, мальчишки!
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!

                              Список используемой литературы:

  1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы // Москва «Глобус» 2007
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы //Москва «Вако» 2004
  3. Попова Г.П. Классные часы // Волгоград 2007
  4. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры // Ростов-на-Дону «Феникс» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...