Все начинается с семьи
план-конспект урока (4 класс) по теме

Воронкова Галина Владимировна

Сценарий мероприятия для родителей и учеников о семейных традициях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Все начинается с семьи35.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловка Волгоградской области»

Все начинается с семьи

Воронкова Галина Владимировна

Учитель начальных классов

Волгоградская область, г.Михайловка, 2014г.

 Цели:     Показать значение семьи в жизни каждого гражданина;

                 выяснить, как традиционные религии относятся к семье;

                 Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое

                близкое,  что  есть у человека.

                Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Задачи:

Обучающие 

    – раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы»,«старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья»,   «культура общения семьи».

   -  выявить  особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института

Развивающие 

     – развивать речь, внимание, мышление, память,

      -формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

      -способствовать формированию  понимания значимости семейного                                     воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.  

Воспитательные 

    – воспитывать любовь и уважение к своей семье. 

   -  воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к  окружающему миру.

   -  формирование у учащихся стремления  помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы    за семью.

Ход урока:

Организационный момент.

- Психологический настрой  (слайд)

 Учитель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня. – В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.

(слайд)
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель :
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)

(слайд)

 Ученик:   Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.
Худо ему жить одному.
И попробуй, пойми, отчего, почему,
Казалось бы, свобода, казалось бы, рай,
А ему - хоть ложись да помирай.
Ему не спится, ему не естся,
Не может он найти в одиночестве места.

 Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
пусто, как в поле, хоть пляши.

И тогда нам нужен кто-то другой,
кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
кто сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой,
ты мне близок и дорог любой...»
А секунды лапками шуршат как муравьи...
Нам порой не хватает обычной любви,

Нам порой не хватает….. (любимой семьи).


II. Актуализация знаний. (слайд)

Учитель: Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся,

но и для родителей.

Данный проект  предполагал работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнали о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработали семейный герб,  семейный девиз и составили генеалогическое дерево.

III.Работа по теме.

-Осознание понятия «семья»  (слайд)

Ученик 1:        Семья – это то, что мы делим на всех,
                Всем понемножку: и слезы и смех,
                Взлет и падение, радость, печаль,
                Дружбу и ссоры, молчанья печать.
                Семья – это то, что с тобою всегда.
                Пусть мчатся секунды, недели, года,
                Но стены родные, отчий твой дом –
                Сердце навеки останется в нем!

 Ученик 2:        Моя Семья!
                Неважно, когда она родилась,
                Неважно, в каком году.
                А важно лишь то, что меня она любит,
                И я  её очень люблю!
                Неважно, зима это, лето иль осень.
                Неважно, быть может, весна.
                А важно лишь то, что семья меня помнит.
                И я о ней помню всегда!

Ученик 3:        Неважно, что ссоримся по пустякам мы.
                Неважно, что мы вдалеке.
                Лишь важно всегда, что меня ты прощаешь.
                И я прощаю тебя!
                Ты так велика, но неважно насколько,
                                и  то, даже сколько нас.
                А важно всегда, что зовешься семьёю.
                И то, что люблю я вас!

(слайд)
Ученик:  
  В ходе проекта я узнал, что слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. 

Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь.

(слайд)

Ученик: Исследуя эту тему, мы узнали, что слово « семья» имеет много загадок и поучительных открытий. Слово « семья», например, можно разделить на два слова: « семь» и «я». И правда, в семье все чем – то похожи друг на друга лицом, голосом, взглядом, нравом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Ученик:  (слайд)

 Оказывается, что число « семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима. - Давайте посмотрим, как толкуется слово «семья» в толковом словаре.

(слайд)

 Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.   

Учитель:    Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.  

Учитель:

-Семья является основой общества почти во всех мировых религиях.

(слайд)

Синквейн «Семья» (слайд)
Учитель 2:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде.

Проверка.

-Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царит мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь.

Мне не хватает теплоты

Она сказала дочке

Дочь заявила:

Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

Ты не поймёшь, ещё мала,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла-

И тащит одеяло.

- О какой теплоте говорила мама?

-Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

Кластер «Задачи семьи» (слайд)
Учитель
– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный.
Пожалуйста, ваши ответы.
(ответы детей)
01
Учитель
- Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.

 

 IV.Презентация проекта:

1) «Дорожите именем своим! Тайна наших имён. Моя фамилия.

Ученик:

История начинается уже с вашего имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы обращаясь к нему по имени.

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Имена в Древней Руси были неотъемлемой частью человека. Они даже скрывались от врагов.

Ученик:

                        Имена, имена, имена –

                В нашей речи звучат неслучайно:

                Как загадочна эта страна,

                Так и имя – загадка и тайна

Учитель:

Первый символ рода – это ФАМИЛИЯ.  

Древние славяне были язычниками, они считали, что основателем рода мог быть не человек, а например мифическое существо или зверь (медведь, ворон), дух - покровитель, которое и давало название роду, а с годами перешло в привычные нам фамилии.

-Давайте узнаем историю ваших имён и фамилий.

1.«ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ» (слайд)

Учитель: Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию.

-Послушайте описание герба, нарисованного вашим одноклассником

2.«Моя родословная. Генеалогическое дерево». (слайд)

Учитель:

           Притча.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

-Господи! Это действительно  ты?- воскликнула женщина с радостью.

-Да, это я,- ответил Бог.

-А что у тебя можно купить?- решила спросить женщина.

-У меня ты можешь купить абсолютно всё,- ответил Бог.

-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

-Разве это всё?!- удивилась разочарованная женщина.

-Да это всё, - ответил Бог.- А разве ты не знала что в моём магазине продаются только семена?

Учитель:

-Как вы думаете, что за семена продаются в этом магазине?

-Действительно,  есть ещё одна тайна  у слова семья.  Оказывается происходит оно  от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

(слайд)

-Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.  

   -  . Маленькое семя с любовью посаженное, даёт росток. На нём появляются сначала нежные цветочки, а затем и добрые плоды.

  - Когда ваши родители создавали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, жить в согласии и заботиться друг о друге.

 

Ученик: (слайд)

          « Все мы живём в семьях, любим и гордимся своими близкими. Нет человека, который бы появился на свете сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Но мы забываем, что наши родственники это не только мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти. Это так же наши близкие и далёкие предки, люди, которые жили много лет назад и, без которых не было бы нас с вами. Часто мы не знаем своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Генеалогия  - это историческая дисциплина,  (слайд) которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Ученик:

-Мы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию,  составили свое генеалогическое дерево, на ветвях которого  разместили всех родственников по поколениям.

-Учитель:

-Посчитайте, сколько родственников вы нашли?

- У кого самая богатая родословная?

-Посмотрите, до какого колена вы дошли?  (слайд)

-Расскажите нам о родном и близком для вас человеке.

4.СЛЕД  ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ». (слайд)

Учитель: “В каждой семье есть свои реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но, вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

- Расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье”.

(слайд) «Своей жизнью ты обязан многим поколениям.»

 (слайд)

3.«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»    

Учитель:

        -Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить: (слайд)

-Какие традиции в ваших семьях?

o  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать

семейные праздники;

o  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

o  Приглашать гостей и собирать застолье;

o  Собирать и хранить семейные фотографии;

o  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память

о родных и близких.

o  Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались

одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей,

учителей и т.д.

-А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

(слайд) 

Учитель:И действительно, дом – это место, где тебя ждёт тепло и уют, забота и сердечность твоей семьи – бабушек, дедушек, мамы, папы, сестёр, братьев. Во время выполнения домашнего задания вы всей семьёй рисовали свой дом-мечту. Получились очень интересные работы.. (Выставка работ).

-Расскажите о своих мечтах и планах. (Рассказы с показом работ).

-И чтобы дом оставался именно таким, мы должны сформулировать законы, по которым живёт и будет жить семья.

- У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. ( после выполнения задания  озвучивают свой результат

- Какое же место в жизни человека занимает семья?

-Чем она важна?

-Изменил ли урок ваше понимание о семье?

-Какова значимость себя в вашей семье?

(слайд)

V.Итог урока (слайд)

  Учитель  :- Для чего современному человеку знать историю собственной семьи?

-Человек без этого познания подобен листу, который несет ветер, ему просто внушать любые истины, моральные нормы и им совсем просто управлять.

- Какая семья называется дружной?

 «СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ»

Учитель:

-Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи;

восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.

Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!

6.Релаксация.

Учитель:

Игра  «Свеча  любви»   (слайд)
Учитель.  Давайте  поиграем  в  игру,  которая  называется  «Свеча  любви»
Конечно  же,  каждый  из  вас  любит  свою  семью,  какой  бы  она  ни  была  -  большой  или  маленькой,  полной  или  не  полной.  Но  наверняка  вы  редко  задумываетесь  о  своих  чувствах  к  членам  семьи.  Просто  любите  их  -  и  все.  Сейчас  же  я  предлагаю  вам  задуматься  именно  об  этом  -  о  том,  как  дороги  вам  ваши  близкие.
Описание  игры.
Дети  становятся  в  круг.  Каждый  получает  маленькую  сувенирную  свечку.  Учитель  зажигает  свечу  одного  из  учащихся  и  просит  всех  подумать  о  своей  семье,  вспомнить  какие-либо  волнующие  моменты  из  истории  семьи,  а  затем  предлагает  ученику,  чья  свеча  уже  зажжена,  сказать,  глядя  на  пламя,  слова  благодарности  конкретному  лицу  (маме,  папе,  бабушке,  сестренке  и  т. д.)  и  пояснить,  за  что  он  его  (их)  благодарит.  После  этого  ученик  зажигает  своей   свечой  свечу  соседа.  Игра  продолжается,  пока  в  кругу  не  зажгутся  все  свечи.  Затем  учитель  предлагает  детям  повторить    слова  «Мир  дому  моему»,  глядя  на  свечу  любви,  после  чего  свечи  одновременно  тушатся.

(слайд)

Учитель:- Закрой глаза, представь уют, представь то место, где всегда поймут, где нету зла и нет печали, где по тебе всегда скучают. Ты скажешь- нет такого места. Нет, есть- Родительское сердце!

(приложите свои ладошки к сердцу)

(из горящих свечей составлено сердце)  (слайд)

-Что вы почувствовали?

(слайд)

Ученик: 
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель 
Ее от нечисти лихой.
Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Ученик:

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Ученик:

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

 

Семья- это счастье, любовь и удача

Семья- это летом поездки на дачу

Семья- это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота.

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно.

Семья-это сложно.

Счастливо жить одному невозможно.

- В результате нашей работы у нас с вами получилась книга.

Подарить куклы-обереги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Всё начинается с семьи..."

Семья? А что это такое – семья? Семья – это продолжение вашего рода. ...

Здоровье и воспитание начинается в семье

Родительское собрание о ЗОЖ и воспитании детей...

Всё начинается с семьи

Праздник 1 сентября в 1 классе. Дети в игровой форме знакомятся с правилами школьной жизни, рассказывают о своей семье, её традициях....

Сценарий семейного праздника "Все начинается с семьи"

Сценарий семейного праздника "Все начинается с семьи"...

Мир начинается с семьи

Разработка внеклассного мероприятия. Родословная, все о семье....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...