Цветы на подоконнике. Бальзамин.
классный час на тему

Воронович Роза Владимировна

Занятие на тему "Окружающий мир" представлено в форме виртуального путешествия на воздушном шаре на родину этого тропического растения. На занятии дети знакомятся с особенностями произрастания, строения и ухода за комнатным растением бальзамин. Данное занятие может быть полезно всем, кто интересуется происхождением и разведением комнатных растений, а также педагогам дополнительного образования, воспитателям коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety_na_podokonnike._balzamin.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Цветы на подоконнике. Бальзамин»

Цель: Познакомить учащихся с комнатным растением бальзамин ( название, отличительные признаки, особенности жизни и размножения, коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении, формировать интерес к изучению и уходу за комнатными растениями.

Ход:

  1. Орг. Момент:
  • А сейчас, а сейчас воспитательный час.

Интересное направление «Мир вокруг нас»

Ставьте ушки на макушке

Слушайте внимательно,

Ведь всё, что вы услышите,

Пригодиться обязательно.

  1. Подготовительная часть:
  • Ребята, прежде, чем вы узнаете тему нашего занятия, я хочу предложить вам послушать небольшой рассказ и ответить на вопрос: «Чего нет в Юлиной комнате?»

«В этом году Юля закончила школу-интернат. И чтобы дальше продолжить её обучение Юлю направили в профессиональное училище. Администрация училища предоставила девочке одноместную, большую, просторную комнату в общежитие. Все здесь нравилось Юлии: холодильник, телевизор; большое красивое зеркало на стене, тёплое, разноцветное покрывало на кровати, весёлые с детским рисунком шторы на большом светлом окне; но чего-то не хватало...Как-то одиноко и неуютно? Выделялся просторный широкий подоконник. И Юля поняла чего нет в её комнате...»

  • Ребята, а вы догадались, чего не хватает в её комнате? Правильно, в этой удобной просторной, комнате не было комнатных цветов, которые придают уют и создают хорошее настроение.

«И вот тогда девочка пошла в цветочный магазин, где продавец посоветовал ей купить одно очень интересное и красивое комнатное растение. А что это за растение вы должны отгадать сами, выполнив небольшое задание. Кто быстрее»

Задание: БАЛ + Ь+ ( ЗАМОК-МОК ) + ( МИНА-А ) =

  • Правильно, молодцы! Девочка купила растение, которое называется БАЛЬЗАМИН.
  1. Сообщение темы:
  • Итак, вы наверное, уже догадались, что тема нашего занятия : «Цветы на подоконнике. БАЛЬЗАМИН»
  • А хотите узнать, почему именно бальзамин посоветовали купить Юле в магазине? Тогда я вам предлагаю совершить путешествие на воздушном шаре. На родину этого необычайно красивого и сказочного творения природы. Это путешествие необыкновенное оно будет мысленным и в то же время реальным, потому что растение с которым мы познакомимся во время путешествия настоящее, живое, растущее в нашем классе.

Релаксационная пауза: 

  • Итак, я предлагаю закрыть всем глаза и представить, что все мы находимся в корзине воздушного шара, который подгоняемый ветром несёт нас прямо к цели в тропические африканские леса. Мы пролетаем моря и океаны, давайте вдохнём свежего морского воздуха ( вдох — выдох, вдох — выдох), пролетаем через раскалённую солнцем пустыню,  давайте улыбнёмся и помашем стае ласточек, которая летит нам на встречу. И вот наш воздушный шар попадает в сумеречные дебри влажных тропических лесов. ( Открываем глаза — демонстрация картинки )
  1. Основная часть:
  • И вот среди огромного числа гигантских растений с трудом можно отыскать это удивительное растение. ( Демонстрация картинки )
  1. Рассказ воспитателя:
  • Бальзамин — род растений относится к семейству бальзаминовые. Родина тропические леса Азии и Африки. Это травянистое растение с мясистыми сочными стеблями, отличается обильным продолжительным цветением. Комнатный цветок бальзамин широко распространён в культуре с 19 века, в Европу был завезён более 400 лет назад. Это один из самых неприхотливых и популярных растений для комнат, балконов.

СЛОВАРНОЕ СЛОВО — НЕПРИХОТЛИВЫЙ. Что это значит? Не требующий особого уход. Даже у начинающих. С бальзамином не возникает никаких проблем, если знать несколько достаточно простых правил его содержания. Бальзамин — называют цветок с множеством имён.

а) За способность цвести круглый год бальзамин называют «Хлопотуньей». Цветёт коралловыми, лиловыми, оранжевыми, фиолетовыми и белыми цветками, однотонные, двуцветные, простые и махровые. ( показ картинки соцветий ).

б) Ещё его называют недотрогой — из-за особенностей строения семенной коробочки, когда она созревает, её створки от малейшего прикосновения скручиваются,  с силой разбрасывают семена в разные стороны.

в) Многие называют это растение «Ванька-Мокрый» из-за мелких капелек на листьях, которые выделяет цветок избавляясь от лишней влаги после обильного полива.

г) Ещё одно имя «Ванька-Встанька» - бальзамин получил за способность стебля поворачиваться кверху, какое бы положение не занимал цветочный горшок.

д) За его беспрерывное цветение многие цветоводы называют его «Вечноцвет».

е) Ребята, у поэтессы Елены Благининой есть стихотворение о бальзамине. Послушайте его и отгадайте, как называется бальзамин в стихотворение.

Читает ученик:

Хрустит за окошком

Морозный денёк

Стоит на окошке

Цветок — огонёк.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки

Его поливаю, его берегу

Его подарить никому не могу!

Уж больно он ярок,

Уж больно хорош,

Уж больно на сказку

На сказку похож!

Как называет автор бальзамин в стихотворении? ( ответы детей )

ж) Известен цветок и под названием «Огонёк», за яркую окраску цветов.

(Демонстрация картинки ). На этот счёт существует легенда.

«Случилось это давным  давно. Проводила девушка своего жениха на битву с врагом. Обещал парень вернуться  и попросил девушку засветить в окошке красный огонёк, чтобы звал и манил он домой уставшего воина. Но не помог ему огонёк в девичьем окошке. Не вернулся воин домой, пал в кровавой битве. Не хотела верить девушка, всё ждала своего любимого, а в окошке её всё горел красный огонёк. Прошло время, девушка состарилась и умерла, а огонёк превратился в красивое растение. Под названием «огонёк — бальзамин» со светящимися цветочками, которые будто зовут и манят кого-то домой».

  1. Чтобы мы могли перевезти понравившиеся растение к нам в страну, необходимо сдать небольшой экзамен, о том как ухаживать за этим комнатным растением. Вот вам экзаменационный лист, в котором вы должны подчеркнуть те правила, которые по-вашему мнению подходят для нашего нового знакомого.

( Практическая работа с тестами; проверка )

РАСТЕНИЮ НЕОБХОДИМО:

  • ПОЛИВ;
  • СТИРКА;
  • ГЛАЖКА;
  • РЫХЛЕНИЕ ПОЧВЫ

а) тонкой палочкой;

б) детской лопаткой;

  • УДАЛЕНИЕ ПЫЛИ С ЛИСТЬЕВ;
  • ЗАТЕМНЕНИЕ;
  • ОСВЕЩЕНИЕ;
  • ЗАВИВКА;
  • ПЕРЕСАДКА;

СПОСОБЫ УДАЛЕНИЯ ПЫЛИ:

  • ВЛАЖНОЙ ТРЯПОЧКОЙ;
  • СУХОЙ ТРЯПОЧКОЙ;
  • ПРИ ПОМОЩИ ВЛАЖНОЙ КИСТОЧКИ;
  • ОПРЫСКИВАНИЕМ ИЗ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА.

СЛОВАРНОЕ СЛОВО — ПУЛЬВЕРИЗАТОР — прибор для опрыскивания растений.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ:

  • ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ;
  • ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ;
  • ОТСТОЯВШЕЙСЯ ВОДОЙ КОМНАТНОЙ;
  • ПОЛИВАТЬ ЦВЕТОК ТАК, НАЧИНАЯ С ЦВЕТКОВ, ЧТОБЫ БЫЛИ ПОЛИТЫ СТЕБЛИ, ЛИСТЬЯ, КОРНИ;
  • ЛИТЬ ВОДУ НУЖНО ЛЁГКОЙ СТРУЕЙ, НЕ ДЕЛАЮЩЕЙ ЯМОК В ЗЕМЛЕ, НЕ БРЫЗГАЯ НА ЛИСТЬЯ;
  • ИЗ ЛЕЙКИ СБОКУ, НОСИК СТАВИТЬ НА КРАЙ ГОРШКА;
  • ИЗ ВЕДРА ПРЯМО НА ВСЕ РАСТЕНИЕ.

КОГДА ПЕРЕСАЖИВАТЬ РАСТЕНИЕ:

  • КОГДА ОНО ЗАВЯНЕТ;
  • КОГДА ЕМУ ТЕСНО В ГОРШКЕ;
  • ПЕРЕСАЖИВАТЬ ЛУЧШЕ ЗИМОЙ;
  • ПЕРЕСАЖИВАТЬ ЛУЧШЕ ЛЕТОМ;
  • ПЕРЕСАЖИВАТЬ ЛУЧШЕ ВЕСНОЙ.
  1. Физкультминутка.
  • Ребята, а теперь нам пора возвращаться домой. Но наш воздушный шар улетел. На чём мы можем быстро вернуться? Правильно, на самолёте.

Руки в стороны — в полёт

Открываем самолёт.

Правое крыло-вперёд

Левое крыло вперёд

Полетел наш самолёт.

Солнце вышло из-за тучки.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём

Мы закончили разминку

Отдохнули ножки, спинки.

VI. Заключительная часть:

- Путешествие вокруг света подошло к концу. Мы побывали в тропических лесах Африки, заглянули в старые времена. Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте и мы попробуем:

Задание: Докончи предложение.

  • Бальзамин — это цветок с...
  • Его называют хлопотуньей, потому что...
  • Из-за мелких капелек на листьях его называют...
  • Огоньком его называют за...
  • Прозвище «Недотрога» бальзамин получил, потому что...
  • «Стоит Мокрый Ванёк» в кудрях красный...
  • Аленький цветок бросается в...
  • За его беспрерывное цветение его называют...
  • Бальзамин относится к...
  • Даже у начинающих цветоводов с бальзамином не возникает никаких проблем если знать...
  • Родина бальзамина тропические леса...

Коррекционное упражнение — На сравнение:

  • Ребята, вы так много узнали, о бальзамине, теперь вы сможете отличить его от других комнатных растений.

Давайте найдём  его в классе.

  • А теперь давайте сравним его с кактусом.
  • Что у них общего?
  • Чем отличаются?

VII. Итог:

  • Сегодня мы побывали в удивительном царстве растений, показали себя умными и внимательными, Вы узнали много интересного. Ответьте мне пожалуйста, на такой вопрос: «Для чего же всё-таки нужны комнатные растения?»

Рефлексия:

  • У меня есть маленькая знакомая девочка, которая всегда находит название своему настроению; или собирает цветы, - то у неё — цветочное настроение,

         или ягоды — ягодное, или кормит — рыбок — аквариумное, или смотрит -   мультик — мультяшное.

  • А мы сегодня путешествовали на воздушном шаре, то у  
  • Нас было какое настроение; правильно — шаровое.
  • Вот здесь у меня три конвертика с шарами:

I — жёлтые шары — отличное настроение;

II — зелёные шары — хорошее настроение;

III — фиолетовые — плохое настроение.

  • Давайте определим какое шаровое настроение было у нас:

( Дети выходят и приклеивают свои шарики на доску )

  • И в заключении  нашего занятия я хочу вам подарить воздушные шарики, и пожелать, чтобы вы всегда были дружные и всегда стремились в путешествие к новым знаниям и открытиям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 1 класс."Что растёт на подоконнике?"(презентация)

Окружающий мир 1 класс."Что растёт на подоконнике?"(презентация) к учебнику А.А.Плешакова...

Окружающий мир "Что растёт на подоконнике"

Фото  известных растений, которые учащиеся видят часто в помещениях у себя дома или в школе....

"Что растет на подоконнике и на клумбе ?", 1 класс

Презентация и конспект урока по окружающему миру в 1 классе (Школа России)....

Исследовательская работа "Влияние стимуляторов на приживаемость черенков бальзамина"

Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность ...

Знакомство с основными цветами, смешивание цветов, тёплые и холодные цвета.

Данный лист распечатывается на плотной бумаге для каждого ученика. Ребёнку предлагается подписать лист на линии справа вверху. Затем знакомим с основными цветами, которыми он, используя краски, раскра...

Проект По теме: «Проектная деятельность как форма развития познавательной инициативы» «Цветы на подоконнике и на клумбе»

Цель:  Развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе; наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление. Создание условий для познавательного ...

Занятие в группе продленного дня по теме: "Цветы на подоконнике"

Занятие для обучающихся 3-4 класса. Беседа об эстетическом оформлении помещения, о пользе растений в жилых помещениях....