"Кто, если не мы!"
методическая разработка (2 класс) на тему

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников

«Кто, если не мы!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников

«Кто, если не мы!»

Содержание:

  1. Введение.
  2. Определение целей и задач проекта.
  3. Принципы реализации проекта.
  4. Ожидаемые результаты реализации проекта.
  5. Средства реализации проекта.
  6. Содержание проекта.
  7. Продолжительность реализации проекта.

Введение.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать,

Как важно – не опоздать!

Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе развития образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства.
Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности.
Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений  и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Гражданско - патриотическое воспитание является особенно важным для воспитания подрастающего поколения и молодых граждан, так как именно здесь закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития трудового и интеллектуального потенциала страны, стремления к укреплению государства.

Цель проекта:

Основная цель данного проекта - формирование основ патриотизма: воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к  истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Задачи проекта:

  • формирование у учеников  интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края,  родины.
  • воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
  • формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
  • приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

Патриотическое воспитание.  
Реализация следующей эффективной воспитательной цепочки:
• Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 
• Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста). 
• Любовь к родной природе (охрана окружающей среды). 
• Моя Родина - Россия. Мой дом – Нижний Новгород (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей "малой” родине – городу Нижний Новгород). 
• Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся: 
• ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО; 
• ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА; 
• ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА; 
• СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ; 
• БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

Принципы реализации проекта:

  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
  • непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание.

Участники проекта – обучающиеся 2 класса, классный руководитель, родители.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация данного проекта предполагает сформированность:

  • начальной системы  краеведческих знаний,
  • устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • любви и бережного отношения к родной природе;
  • посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.

Средства реализации проекта.

    Возможные формы активных воспитательных  мероприятий:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
  • Игры;
  • Викторины;
  • Исследовательская деятельность,
  • Конкурсы рисунков, выставки;
  • Соревнования;
  • Экскурсии, поездки, походы;
  • Тренинги общения;
  • Конкурс творческих проектов «У фамильного древа».

Содержание проекта.

Нельзя  воспитать любовь к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

В ходе реализации проекта учащиеся должны целенаправленно посещать краеведческие музеи, музеи города, совершить экскурсии реально и виртуально.

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “Окружающий мир”. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своём крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир.

Одним из приоритетных направлений в воспитательной системе – это нравственно-патриотическое воспитание, которое способствует становлению ребёнка как гражданина родной земли, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Работа ведётся по основным направлениям:

1) Историко-краеведческое направление.

Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.

2) Военно-патриотическое направление.

Военно-патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

В современном понимании патриотизм – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Составляющими системы патриотического воспитания является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

3) Спортивно-патриотическое направление.

В рамках данного направления необходимо развивать привычки правильно использовать природные факторы здоровья, понимание взаимосвязи социальных и природных факторов здоровья и формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек, музеев.

Не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.

Продолжительность реализации проекта.

Август 2013 г. – май 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…?»

Выступление на общешкольном родительскои лектории "Трудный ребёнок"...

Методическая разработка по туристическо -краеведческой работе. Игра - путешествие "если с другом вышел в путь".

Цель игры - повышение интереса к истории и природе родного края. Назначение игры - развитие познавательного интереса младших школьников в области краеведения и туризма. Авторы работы - учителя начальн...

Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

Если будешь ссориться, если будешь драться!

Конспект классного часа в 1 классе.   Цель: Воспитывать уважительное отношение к младшим, сверстникам, взрослым; готовность помочь товарищу, выручить из беды....