"20 лет Конституции России"
классный час (3 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, построено в виде устного журнала. 1 страница "История появления Конституции Российской Федерации». 2 страница. "Знакомство со структурой Конституции РФ". 3 страница. «Права и обязанности граждан РФ».Страница 4. Викторина «Великая Россия». Презентация разбита на страницы. Для удобства демонстрации необходимо всё скачать и объеденить в одну презентацию. Викторина "Великая Россия" интерактивная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20_let_konstitutsii_rossii.docx | 520.23 КБ |
20_let_konstitutsii_rossii_razminka.ppt | 2.26 МБ |
20_let_konstitutsii_rossii_1-2_stranitsy.ppt | 1.71 МБ |
20_let_konstitutsii_rossii3_stranitsa.ppt | 2.79 МБ |
konstitutsii_rf_20_let_4_stranitsa.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«20 лет Конституции России»
Подготовила Рожкова И.В.,
учитель начальных классов
МКОУ «Прогимназия №1»
г.п.Залукокоаже
Октябрь, 2013г.
Вид: устный журнал
Возраст: 3-4 класс
Цель: познакомить с основным законом – Конституцией РФ.
Задачи:
- познакомить с историческими этапами развития Конституции;
- формирование представления о важности соблюдения законов государства;
- развитие гражданско-правового образования учащихся;
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
Универсальные учебные действия:
Личностныe:
У обучающего будут сформированы:
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- положительное отношение правам других людей.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Оборудование: Конституция РФ, гимн России, презентация.
Сценарий классного часа:
- Организационный момент.
Слайд 2.
Психологический настрой.
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное –
Готовы, вы, сегодня рассуждать? (Да!)
II. Сообщение темы, целей классного часа:
- Отлично. К работе все готовы. И сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Она касается всех нас вместе и каждого в отдельности.
Каждый из нас являясь гражданином РФ, должен знать какой закон регулирует отношения в нашем обществе, поэтому сегодня перед нами стоит задача познакомиться и узнать больше об основном законе страны, о Конституции.
Слайд 3.
Проблема: Когда в России впервые появилась Конституция? (ответы детей).
- Ваша задача, ребята, сегодня на классном часе, узнать как можно больше о самом главном документе государства.
III. Актуализация знаний.
Слайды 4-10.
Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как звучит полное название государства? (Российская Федерация).
- Выбери изображения символов России: флага, герба. (№2,№1)
1. Франция | 2. Россия | Нидерланды |
| Кабардино-Балкарская республика | СССР |
4. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.(№3)
5. Отгадайте ребус и тогда сможете прочитать фразу:
Ключ к ребусу: Столица России – город Москва.
6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)
IV. Основная часть
Слайд 11.
-Миллионы лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут?
-Что они обязаны делать и чего не обязаны?
-На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.
Слайд 12.
- Что же такое – законы? (ответы детей).
Законы – это правила, которое устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Законы бывают разные, но основной закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году мы будем отмечать 20 лет со дня принятия Конституции РФ.
Ребята, сегодня наш классный час пройдет в форме устного журнала. Давайте перевернём его первую страницу.
Слайд 13.
1 страница. «История появления Конституции Российской Федерации»
Слайд 14.
Ученик 1. «Конституция (от лат. Constitutio - устройство) - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства» - определение из Советского энциклопедического словаря.
Слайд 15.
Ученик 2. Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
Ученик 3: Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием. В России же первая Конституция была принята большевиками в 1918г.
Слайд 16.
Ученик 4. Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция, первый в истории Основной Закон социалистического государства, принята V Всероссийским Съездом Советов от 10 июля 1918 г. Она подвела итог начальному периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции.
Слайд 17.
Ученик 5. В 1922г. образовалось новое государство под названием СССР.
И в 1924 году принимается Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. Подчеркивалась диктатура пролетариата. Подтверждались классовые права трудящихся. Были сформулированы только трудовые права рабочих и крестьян.
Слайд 18.
Ученик 6. В 1936 году была издана новая «сталинская» Конституция РСФСР. Она объявляла, что в Российской Федерации в основном построен социализм. Четко была сформулирована идея однопартийности. Закреплялись две формы собственности: государственная и коллективная. Записаны личные права граждан.
Слайд 19.
Ученик 7. Конституция СССР 1977 года вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция». Она оставалась бумажным доказательством защиты прав человека в СССР. В документе отразились прогрессивные положения, касающиеся социально – экономических, политических и личных прав граждан.
Слайд 20.
Ученик 8. В 1991г. Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, 12 декабря 1993 году была принята всенародным голосованием (референдумом) ныне действующая Конституция Российской Федерации.
В референдуме участвовали 58 млн. 187 тыс. 775 зарегистрированных избирателей, 32 млн. 937 тыс. 630 ( 58,4%) – проголосовало за принятие новой Конституции.
Учитель. Ребята, давайте подведём итоги:
- Сколько раз в России принимался основной закон государства? (5 раз)
- Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)
Слайд 21.
2 страница. Знакомство со структурой Конституции РФ.
Учитель. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живём.
-А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)
На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. Гимн слушают и исполняют стоя.
Внимание! Звучит гимн Российской Федерации. «Смирно»! (звучит Гимн).
Учитель: Что записано в Конституции?
Слайд 22.
Ученик 1: В первой главе Конституции раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости прав и свобод человека и гражданина.
Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина.
В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации.
В четвертой главе Конституции определен статус Президента России.
Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания.
Глава шестая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Правительства РФ.
Глава седьмая – «Судебная власть».
Глава восьмая – «Местное самоуправление».
Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.
Учитель: Ребята, как вы думаете, с какой главой Конституции мы с вами сегодня будем знакомиться? Почему? (со второй главой, потому что она раскрывает права гражданина России).
Слайд 23.
3 страница. «Права и обязанности граждан РФ».
Учитель: На территории нашей страны живут более 180 национальностей и народностей. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции.
- Прочитайте тезисы из Конституции.
Статья 19.
- Все равны перед законом и судом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
- Мужчины и женщины имеют равные права.
Учитель:
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности? (ответы детей)
Слайд 24.
Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
Учитель: В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.
Проблема: Кто знает, какие права есть у детей? (ответы детей)
Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:
Слайд 25.
1. Право на жизнь.
2. Право на имя, отчество и фамилию.
- Право жить и воспитываться в семье.
Слайд 26.
4. Право на образование.
Слайд 27.
5. Право на медицинское обслуживание.
Слайд 28.
6. Право на защиту своих прав.
Слайд 29.
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
Слайд 30.
8. Право на отдых и досуг
Все эти права записаны в Конституции, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
Но кроме прав на вас возлагаются и обязанности. Кто знает, в чем они заключаются?
После ответов детей на слайде появляются: права и свободы граждан, обязанности граждан.
Слайд 31.
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь | Обязанность защищать Родину |
Право на личную неприкосновенность | Обязанность соблюдать законы |
Право на свободное передвижение | Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на жилище и его неприкосновенность | Обязанность платить налоги |
Право на труд | |
Право на отдых | |
Право на образование | |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь | |
Свобода мысли и слова | |
Свобода творчества | |
Свобода информации | |
Свобода совести, свобода вероисповеданий | |
Право на получение юридической помощи | |
Право на получение социальной помощи | |
Право избирать и быть избранным | |
Равенство прав и свобод |
Учитель:
- Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на нас Родина. Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека ждёт наказание.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать или сделать, нужно хорошо подумать!
Ученик 1.
Права, ребята, надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Учитель: Ребята, мы с вами сейчас прослушали много интересной информации о Конституции нашей страны. Быстрее растите, учитесь, возвращайтесь в родные места. Именно от вас зависит будущее нашей великой страны.
Слайд 32.
4 страница. Викторина «Великая Россия».
А сейчас мы проведем интеллектуальную викторину на тему «Великая Россия», но для этого вам надо разделиться на 2 команды. Перед вами табло из 5-и номинаций. В каждой номинации спрятано 5 вопросов, каждый вопрос имеет свою цену, которая зависит от его сложности. Вы должны подумать командой, выбрать вопрос по стоимости и ответить на него. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
Символика России | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Конституция России | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Конституция в сказках | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Великие люди России | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Мой край родной | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Номинации и вопросы к ним:
Символы России
100- Какая птица изображена на российском гербе? - орёл
200- Торжественная песнь, несущая славу государству. - Гимн
300- О чем вам говорит эта дата: 12 декабря 1993 года? – День Конституции
400- Какое дерево является символом России? - берёза
500- Кто написал стихи к гимну России? – С. Михалков.
Конституция России.
100- Сколько лет исполняется последней Конституции РФ. - (20 лет)
200- Сколько раз в России принимался основной закон государства? - (5 раз)
300- Что по Конституции РФ, является высшей ценностью? - (человек, его права и свободы).
400- Сколько глав в нашей Конституции? - (9)
500- С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? - (с 18 лет).
Конституция в сказках
100- В сказке «Белоснежка и семь гномов» злая мачеха отравила Белоснежку, нарушив её право на… (жизнь)
200- В сказке «Золотой ключик» Буратино, взяв Азбуку, отправился в школу, воспользовавшись правом на…(образование)
300- Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. ( свободу передвижения)
400- Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…( частную собственность)
500- Мачеха из сказки «Золушка» заставляла работать бедную падчерицу, нарушая её право на … (свободный труд за вознаграждение и отдых).
Великие люди России.
100- Великий русский поэт России, воспитанник Арины Родионовны. А.С.Пушкин
200- Князь, одержавший победу в битве с монголо-татарами на поле Куликовом.- Дмитрий Донской
300- Великий царь, основавший город Санкт -Петербург.- Пётр 1
400- Первый космонавт, побывавший в космосе.- Ю.А.Гагарин
500- второй Президент Российской Федерации. - В.В.Путин.
Мой край родной
100- Назовите главный город нашей республики? - Нальчик
200- Какую гору называют горой счастья? – Эльбрус
300- Назовите знаменитых людей родного края. – Ю.Темирканов, З.Тутов, В.Коков.
400- Как зовут Главу Кабардино-Балкарской республики? – А.Б.Каноков.
500- В каком году был подписан военно-политический союз между Россией и Кабардой? -1557.
Слайд 33.
V. Рефлексия. Ребята, какие впечатление остались у вас от классного час?
Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне непонятно…
- Я хотел бы узнать …
VI. Заключение.
Ученик 1.
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
Не нужно думать и гадать,
Как описать закон.
Его лишь нужно соблюдать,
Чтоб был незыблем он.
Слайд 34.
Учитель: Создание и развитие правового государства, в котором будут соблюдаться наши права, защищаться наши интересы - зависит от каждого из нас, от выбора, решения конкретного человека, принятого в той или иной ситуации. Не бойтесь принимать верных решений и отстаивать свои права, боритесь за свои интересы, но при этом не нарушайте прав других людей. Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права! С праздником!
Использованная литература и интернет - источники:
- Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
- Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
- Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
- http//festival. 1 september.ru
- www.rossimvolika.ru
- http://nachalka29gimn.ucoz.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "20 лет Конституции России"
Классный час на тему "20 лет Конституции России"Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основные понятия о своей стране: ее с...
Презентация Классный час в 3 классе по теме : «Конституция РОССИИ»
Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации ...
День конституции России
Развитие познавательной активности учащихся, кругозоро, воспитание любви к родине!...
кл.час "День Конституции России"
классный час для 4 класса "20 лет Конституции России"...
классный час" О конституция России для детей"
Цель классного часа :формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Консти...
Внеклассное мероприятие "20 лет Конституции России".
Задачи:дать основные понятия о своей стране: ее символах, законах и президенте;воспитание гражданственности и толерантности;развитие интереса к истории России;расширение общего кругозора....
Презентация "День Конституции России"
Материал ориентирован для школьников начальных классов и рассказывает о главном законе страны, его истории и содержании....