Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО.
статья по теме

Савватеева Ольга Сергеевна

      Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО.

    В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

    «Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».

    В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.

    Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

    Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

     Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

    Важным аспектом работы с родителями  в рамках введения ФГОС  является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС  для родителей являются  педагоги и администрация школы.

    Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет  Интернет-сайт школы, который включает  информационные рубрики для родителей:

  • - форумы для обсуждения;
  • - полезные ссылки( переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
  • - материалы для родителей( материалы для подготовки к уроку ,задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса).

      Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости  присутствовать на уроках. Изменилась  форма проведения родительских собраний:  из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий.

      Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:

1.Повышение педагогической культуры родителей:

  • - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
  • -изучение закономерностей развития ребенка;
  • -содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;  

 2.Повышение правовой культуры родителей:  

  • - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
  • - изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
  • - изучение Закона РФ “Об образовании”;  

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.

  • -  встречи с медицинскими работниками  
  • - встречи Родительского комитета  с  администрацией школы, учителями
  • -  встреча с психологом.  

4.Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

  • - участие родителей в конкурсах, выставках, праздниках и других мероприятиях, проводимых в классе , школе.  
  • -  совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

 5. Проведение открытых мероприятий для родителей;

  • - конкурс отцов и сыновей, дедушек и внуков  “А ну-ка, парни!”;
  • - конкурс матерей и дочерей, бабушек и внучек  “А ну-ка, девушки!”;
  • - поздравление бабушек и дедушек с Днём пожилого человека.  

 6. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

  • - организация деятельности Родительского комитета;
  • - создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
  • - беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;        
  • -ознакомление  родительской общественности с Уставом школы;
  • -проведение   классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями.

7.Пропаганда здорового образа жизни в семье:

  • - организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
  • - семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
  • - совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

        Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.    

      Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей.

 Используются следующие методы и формы работы с родителями:

Методы работы с родителями

  • -наблюдение;
  • -индивидуальные беседы;
  • - тестирование;
  • -анкетирование;
  • - диагностика;
  • -анализ детских рисунков и рассказов о семье;  

Формы работы с родителями:

  • - Формы участия родителей в управлении ОУ:
  • - социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • - эксперты качества образования;
  • - защитники прав и интересов ребенка.
  • - Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
  • - Университет педагогических знаний
  • - Лекция      Школьные и классные родительские конференции
  • - Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • -  Открытые уроки  
  • - Индивидуальные тематические консультации
  • - Классные родительские собрания  

    Родительские чтения –  форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.  

    Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,  поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

    Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится психологом школы с группой, состоящей из 12–15 человек.  

    Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

      И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС.

Статья об основных направлениях сотрудничества учителя с родителями, о формах работы с родителями....

Презентация на тему: "Совершенствование работы с родителями в рамках ФГОС НОО".

Ребенок – горящий факел!    Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содруж...

Доклад «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и ...

Работа с родителями в рамках ФГОС.

                        Работа с родителями в рамках ФГОС. В современных условиях организация воспитательного процесса не д...

Организация работы с родителями в рамках реализации обновлённых ФГОС

Информация, которую  необходимо донести до родителей, дети которых будут обучаться по обновлённым ФГОС...