Доклад на тему: "Современные воспитательные технологии."
материал (2 класс) по теме

Юлина Марина Михайловна

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_vospitatelnye_tekhnologii._yulinam._m.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

          Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребёнку

Существует масса различных воспитательных технологий технологий: это и распространённые традиционные и современные инновационные.

Я хочу остановиться на следующих новых технологиях.

Новое – это хорошо забытое старое.

  • Диалоговые технологии
  •  Шоу – технологии
  •  Технология «Коллаж»
  •   «Коллективное творческое дело»

                       Диалоговые технологии проходят в форме:

  • Дебатов
  • «Круглого стола»
  • Коммуникативного письма
  • «Мозгового штурма»

                        дебаты

Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

Условия игры:

  1. Принимают участие две команды            (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
  2. Обязательно наличие «спикера» в каждой команде
  3. Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше

Структура:

  • Определение темы (в виде утверждения), целей – «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».
  • Формирование команд
  • Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм»,  поиск информации, составление вопросов)
  • Подготовка команд
  • Критерии оценки
  • Форма анализа и оценки
  • Рефлексия

                    «Круглый стол»

Это одна из форм проведения дебатов

                     «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»

Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Обязательные условия:

  1. Закрепление эксперта ( пишет)
  2. Назначение «кукушки» (засекает)
  3. Ограничение времени (10 – 15 минут)

Правила

  • Запрет критики
  • Отсутствие шаблонного мышления
  • Свобода воображения
  • Желательное уточнение мыслей посредством вопросов.
  • Мысли озвучиваются коротко
  • Приветствуется большое количество идей
  • Оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!

Примеры:

  • Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
  •  Предложите модели одежды без ниток и клея.
  • «Ассоциации» (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба)
  • Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево)
  • Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.
  • Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая её?

 « Коммуникативное письмо»

  • Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

  • Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

  • Ранжирование

(что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу – технологии

Игровые мероприятия с делением участников на три группы:

  • «Сцена»
  • «Зал»
  • «Ведущий»

                    Игры – шоу

«Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», КВН, и т. д.

Игры тренинги

Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем  месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

  • Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.
  • Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.
  • Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.
  • Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Этапы:

Подготовка

  • «Сцена»
  • «Ведущий»
  • «Зал»
  • Оценивание
  • Оформление

Реализация

  • Запуск (разогрев)
  • Сценическое действо
  • Финал
  • Диагностика результата

Технология «Коллаж»

  • Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
  • Реализуется в группах.
  • Предусматривает презентацию

«Добрый – значит щедрый?»

«Я, есть часть, глобального»

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

  • - коллективное творчество;
  • - единое дело и добровольное участие в нём;
  • - свобода выбора форм деятельности;
  • - содружество взрослых и детей;
  • - развитие коллектива под влиянием  творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
  • И другие

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии

  • это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;
  • создание благоприятного психологического климата на уроке;
  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?

Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.  Необходимо  ориентироваться в первую очередь на развитие  ребёнка,  научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной,    работы   в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей  работы,  вовремя перестраивать её,   брать  на себя ответственность.  

В чём отличие современных технологий от традиционных:

Если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Доклад на тему: "Современные технологии в начальной школе"

Доклад на тему: "Современные технологии в начальной школе"...

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

Доклад на тему " Современные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя."

Данный доклад поможет лучше спланировать и построить работу классного руководителя...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...