Доклад на тему: "Современные воспитательные технологии."
материал (2 класс) по теме
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_vospitatelnye_tekhnologii._yulinam._m.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по подходу к ребёнку
Существует масса различных воспитательных технологий технологий: это и распространённые традиционные и современные инновационные.
Я хочу остановиться на следующих новых технологиях.
Новое – это хорошо забытое старое.
- Диалоговые технологии
- Шоу – технологии
- Технология «Коллаж»
- «Коллективное творческое дело»
Диалоговые технологии проходят в форме:
- Дебатов
- «Круглого стола»
- Коммуникативного письма
- «Мозгового штурма»
дебаты
Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.
Условия игры:
- Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
- Обязательно наличие «спикера» в каждой команде
- Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше
Структура:
- Определение темы (в виде утверждения), целей – «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».
- Формирование команд
- Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм», поиск информации, составление вопросов)
- Подготовка команд
- Критерии оценки
- Форма анализа и оценки
- Рефлексия
«Круглый стол»
Это одна из форм проведения дебатов
«Мозговой штурм» или «Мозговая атака»
Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Обязательные условия:
- Закрепление эксперта ( пишет)
- Назначение «кукушки» (засекает)
- Ограничение времени (10 – 15 минут)
Правила
- Запрет критики
- Отсутствие шаблонного мышления
- Свобода воображения
- Желательное уточнение мыслей посредством вопросов.
- Мысли озвучиваются коротко
- Приветствуется большое количество идей
- Оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!
Примеры:
- Существует опасность столкновения Земли с крупным астероидом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.
- Предложите модели одежды без ниток и клея.
- «Ассоциации» (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба)
- Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево)
- Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.
- Как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая её?
« Коммуникативное письмо»
- Незаконченное предложение
«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»
- Контраргументы
«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»
- Ранжирование
(что такое хорошо, а что такое плохо)
Шоу – технологии
Игровые мероприятия с делением участников на три группы:
- «Сцена»
- «Зал»
- «Ведущий»
Игры – шоу
«Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», КВН, и т. д.
Игры тренинги
Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.
- Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.
- Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.
- Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.
- Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.
Этапы:
Подготовка
- «Сцена»
- «Ведущий»
- «Зал»
- Оценивание
- Оформление
Реализация
- Запуск (разогрев)
- Сценическое действо
- Финал
- Диагностика результата
Технология «Коллаж»
- Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
- Реализуется в группах.
- Предусматривает презентацию
«Добрый – значит щедрый?»
«Я, есть часть, глобального»
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
- - коллективное творчество;
- - единое дело и добровольное участие в нём;
- - свобода выбора форм деятельности;
- - содружество взрослых и детей;
- - развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
- Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
- Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
- Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
- Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
- И другие
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?
Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребёнка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной, работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.
В чём отличие современных технологий от традиционных:
Если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"
Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...
Доклад на тему: "Современные технологии в начальной школе"
Доклад на тему: "Современные технологии в начальной школе"...
Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.
Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Каждому уч...
Доклад на тему " Современные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя."
Данный доклад поможет лучше спланировать и построить работу классного руководителя...
Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы
Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...