Зимушка-зима.
материал (2 класс) по теме

Селиванова Светлана Викторовна

 

Создание условий для положительных эмоций в преддверии празднования Нового года; познакомить с традициями русского народа через изучение научных данных, через поэтические, музыкальные произведения, устное народное творчество, произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

Тема: Зимушка-зима

Цель: создание условий для положительных эмоций в преддверии празднования Нового года; познакомить с традициями русского народа через изучение научных данных, через поэтические, музыкальные произведения, устное народное творчество, произведения искусства.

Оборудование: бумага для вырезания снежинок, ножницы, буквы для складывания слов, презентация, табличка с «зимними совами», рисунки детей, аудизаписи песен «Зима», «Три белых коня», «Праздник к нам приходит», «Снежинки», «зимние звуки – метель»…

Форма проведения: праздник-игра

Ход мероприятия

1.

- Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка праздника. Давайте посмотрим за окно. Какое сейчас время года? (Зима.)

  Я пришла к вам рассказать о зиме много нового и интересного. И еще хочу узнать. Как же вы приготовились к зиме.

1 ученик

Пускай за окном всё кругом в серебре,

Сильней пусть морозец ударит.

А скажем мы «здравствуй» царице-зиме

И радость она нам подарит.

- Ребята, давайте скажем хором: «Здравствуй, зимушка-зима!»

2.

- Назовите главные признаки зимы.(Мороз и снег.)

- Давайте поиграем. Я буду говорить о снеге, а вы говорите «да» или «нет».

Игра

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету?

(Да.)

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту?

(Да.)

Он на солнышке румяный

Под луною – голубой?

(Да.)

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой?

(Да.)

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый как медведь?

(Нет.)

Раскидай его лопатой,

Назови, что это…СНЕГ.

2 ученик Загадка

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка.)

3.

- А теперь создадим зимний пейзаж, будем вырезать снежинки. А чтоб было веселей во время вашей работы будет звучать песня «Зима» («У леса на опушке…»)

(Разделить детей на 3 команды, заранее приготовить бумагу и ножницы. Дети вырезают, снежинки прикрепляют к доске. Мусор выбрасывают в ведро.)

4.

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

- Сейчас каждая команда сложит название зимнего месяца из букв и поместит таблички на доску. (Заранее приготовить буквы, клей, включить песню «Три белых коня»)

5.

- Какой сейчас зимний месяц? (Декабрь.) Вот про него мы и будем говорить.

- Почему так говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает»? (Это последний         месяц года, первый месяц зимы.)

- А еще 21 декабря – день зимнего солнцестояния. В это время самый короткий день и самая длинная ночь. Солнце в это время находится низко над землёй. После зимнего солнцестояния, ко всеобщей радости, постепенно начинает удлиняться световой день и укорачиваться темнота. Еще этот день  называют: день Спиридона поворота, когда хот на воробьиный скок да прибудет денек.

  Для наших древнейших предков, которые занимались земледелием и скотоводством, которые полностью зависели от природы, зимнее возрождение солнца после дня солнцеворота было весьма значительным событием для выживания рода.

  20 декабря у древних славян было последним днем осени, а 21 декабря – первый месяц зимы и нового года. После солнцеворота начинались праздники Святки, Рождество, Новый год. Праздники наполнялись весельем, вкусной едой и магическими ритуалами.

  На Святки готовили коливо или сочиво – кашу с медом и изюмом, сочевики – сладкие пирожки с творогом (мы сегодня такие отведаем) и вареньем. Избы украшали куклами – прообразы деда Мороза и Снегурочки. А на улицах катали горящие колёса, жгли костры, чтобы помочь зарождающему солнцу. Молодые парни и девушки пели колядки – песни с пожеланиями благополучия и получали в награду угощение. Наряжались в новые одежды, выставляли на столы лучшие угощения, собирались всей семьёй. (Гадали на будущее, пытаясь предугадать урожай, войны, свадьбы.)

  Итак, на Руси (и во многих европейских странах) день зимнего солнцестояния отмечали как праздник РОЖДЕНИЯ СОЛНЦА.

6.

- А ещё декабрь называют студень, стужайло. Декабрь – стужайло, на всю зиму землю студит.

\  Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даёт.

7.

- Давайте, ребята, посмотрим вот на эту картину Васнецова. Кто это? (Это Снегурочка.)

  Нравится вам она? Чем понравилась, какая она? (Красивая, стройная, сверкающие одежды, снежный убор на голове.)

  Глядя на неё так и хочется сказать: красавица, волшебница, сказочница, чародейка.

  Снегурочка выступает как прообраз зимы.

8.

-  А какие «зимние слова» знаете? (Снег, снежинки, иней, пурга, вьюга, метель, позёмка.

9.

- Я сейчас включу «зимние звуки», которые вас должны «устрашить». Но, а вы народ смелый, будете соревноваться кто кого, рассказывая стихи.

? ученик

«Снеговик» З. Орлова

На дворе белым-бело

Снег пушистый выпал,

Всё крылечко замело

Весь наш двор засыпал.

Стас лениться не привык

Надо делать снеговик!

Вот растёт он какой:

Нос морковкой, рот большой…

Шляпу из кастрюли

Принесла бабуля.

Посмотрите: просто шик

Получился снеговик!

Дети за руки взялись,

Прыгают по кругу.

Снеговик. Улыбнись,

Дай мне свою руку.

Но не хочет он, молчит.

Ничего не говорит.

Руки в стороны развёл

Повернулся и ушёл.

? ученик

«На катке» З. Орлова

На каток я собираюсь,

Быстро-быстро одеваюсь.

Говорю дедуле: «Деда!

Вот увидишь, как поеду»

На каток мы с ним пришли,

Покатилась я – смотри!

Покатилась и упала…

Настроенье всё пропало.

Ну и пусть, ну и пусть

Синяков я не боюсь!

А кататься научусь!

? ученик

«На горке» З. Орлова

На дворе белым-бело,

Много снега намело.

Ксюша рада снегу:

Вот как с горки съеду!

Съехала с горки.

И скорей к Егорке.

Вот лентяй, Егорка!

Что, крутая горка?

Побежим бегом,

Прокачу с ветерком!

? ученик

«»Мороз, Красный нос» З. Орлова

Ух, шалун, какой мороз!

Заморозил Саше нос!

Ручки покраснели…

Щёчки заалели

Нет, не страшен ты, мороз

Не дождёшься моих слёз.

Ручками похлопаю,

Ножками потопаю.

Прокачусь с горы крутой,

Приглашу тебя с собой.

Приходи поскорей,

Вместе будет веселей!

10.

- А вы боитесь мороза? Давайте покажем морозу. Что мы его не боимся.

А если ручки замерзнут?

Мы похлопаем!

А если ножки замерзнут?

Мы потопаем!

Чтобы было нам теплей

Выходи плясать скорей!

Как на тоненький ледок

1.Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Припев:

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

2.выпал беленький снежок,

Ехал ванечка – дружок.

Припев.

3.Ехал Ваня, поспешал,

Со добра коня упал.

Припев.

4.Он упал. Да и лежит.

Никто к ванне не бежит.

Припев.

5.Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Припев.

6.На коня Ваню сажали,

В путь дорожку показали.

Припев.

11.

- Ну и наконец-то, о радостном событии, которое любят не только дети. Но и взрослые. Это Новый год! А что такое Новый год?

Что такое Новый год?

Это всё наоборот.

Ёлки в комнатах растут,

Белки шишек не грызут.

Зайцы рядом с волком

На колючей ёлке.

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой.

Блещет, что есть мочи,

Никого не мочит.

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

12.

Исполнение песни «Снежинки».

13.

- Вот и подходит к концу наш праздник. Но нас ждёт праздник в музее. Нас ждут сюрпризы дома.

  Праздник к нам приходит! (Включить аудиозапись рекламы «Праздник к нам приходит…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, зимушка-зима!

На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

"Зимушка - зима"

Выставка рисунков....

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"

Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...