Беседа "Умеем ли мы прощать?"
классный час по теме
Эта беседа поможет детям понять, какие человеческие качества помогают нам при прощении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
г.о. Балашиха
Беседа с учащимися по теме:
Умеем ли мы прощать?
Всё ли можно простить?
Подготовила:
учитель начальных классов,
Ларионова Марина Александровна
декабрь,2013
Цель: формирование личности, умеющей любить и быть милосердной.
Оборудование: ноутбук, экран,проектор,магнитофон, флэшка с песней «Дорогою добра», музыка для сказки, магниты, клубок ниток, памятки для учащихся, лепестки из цв.бум.,картон,клей.
На доске-записана тема урока. (Тема закрыта, открою, когда дети сами назовут ее после введения)
Посадка детей( 3 группы по 6 человек).
Ход занятия.
1.Создание эмоционального настроя.
- Здравствуйте! Меня зовут Марина Александровна. Ребята, улыбнитесь друг другу, нашим гостям, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо садитесь на свои места.
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
- С каким настроением вы пришли на классный час? (хорошее, радостное, веселое)
- Пусть это настроение не покидает вас.
2. Введение в тему.
-Попробуйте догадаться о чем мы будем сегодня говорить с вами, прослушав одно стихотворение, которое называется «ТРУДНОЕ СЛОВО»
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
-Кто догадался, о чем пойдет речь?
3. Беседа.
Сегодня поговорим о том Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить? (На доске- перевернуть листы, на которых записана тема урока)
Прости… Почему это слово очень трудно сказать, трудно слышать и понять?(В душе в это время спряталась злость и обида. Бывает страшно, не знаешь как произнести. А вдруг тебя отругают за это…)
- Когда говорят слово «прости»? (Если обидел кого-то, рассердил, ударил, обозвал…). Кто может предложить другой вариант ответа.
- Вы можете вспомнить свои обиды? (нечаянно толкнули, поругали, обозвали)
- Расскажите, что вы чувствовали? (Гнев, раздражение, обида, боль, ярость)
- Вам приятно было? (нет)
- Всё ли можно простить? (дети могут дать разные ответы). (Если обида слишком велика, то сразу можно и не простить.)
6.А как вы думаете, легко ли человеку на душе, который не может простить?( Жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело.)
Если кто-то не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).
Простить можно. Надо лишь быть мудрым, добрым. Прощение очень важно, оно помогает победить злость и обиду, которые сильно вредят душе.
Неумение и нехотение прощать часто приводит к печальным последствиям. На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют , не хотят, не могут прощать друг друга.
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!
4.Как просить прощение?
- Как вы просите прощение? (Надо подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать слова прощения искренне, т.е. от чистого сердца)
Работа в паре: Предлагаю вам поработать в паре и вспомнить слова, которые вы говорите во время примирения.
Покажите. ( Дети встают около своих мест и рассказывают)
- Мирись! Мирись! Больше не дерись!
- Не дерись, не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
- Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
С тем не будем водиться.
- Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
-Прости меня, я больше так не буду!
- Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.
- Почему при прощении люди подают друг другу руку?
История рукопожатия (слайд 1)
Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Давным давно, много лет тому назад на земле жили первобытные люди. Когда первобытные люди встречались в мирной дружной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.
Встаньте, ребята, пожалуйста. Пожмите своему соседу руку.
(Потренироваться детям в паре с рукопожатием.)
(После показа дети садятся на свои места).
Молодцы! Садитесь.
5. Сказка «Цветочек и ручеек»
Сейчас я вам расскажу сказку про цветочек и ручеек (под музыку, слайд 2)
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился цветочек и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.»
– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но цветок слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону.
На смену весне пришло знойное лето... ( слайд 3)
Цветочек изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В завядших лепестках с трудом можно было узнать когда-то красивый цветочек. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил он позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро стал совсем высохшим.
Вот такая грустная сказка и одновременно поучительная.
-На месте цветочка как бы поступили вы?
-Тот, кто не умеет быстро прощать и подолгу обижается, вредит себе.
6. Тренинг «Оживи цветок». Работа в группе.
А вы хотите помочь цветочку стать опять красивым и добрым? (Да) (А если дети скажут–Нет, то я скажу – Но мы должны уметь прощать друг друга и не обижаться)
Давайте поможем нашему цветочку . Поработаем в группах. ( 3 группы).
Какие правила работы в группах вы знаете?
(Не шуметь. Разговаривать шепотом. Не перебивать говорящего. Выслушивать мнение своего товарища.Быть культурным в общении со своим одноклассником.)
(Я раздаю каждой группе файл, в котором находятся картон, лепестки, клей – 3 шт.)
Перед вами лепестки, на которых написаны различные человеческие чувства.( написать слова для всех групп разные, с двух сторон). Вам нужно выбрать и приклеить лепесточки к сердцевине цветка те, которые нам помогают прощать. Будьте внимательны! ( учитель раздает листы картона по группам, в центре нарисованы сердцевинки, дети приклеивают лепестки). (Звучит муз.песня «Дорогою добра»)
Давайте посмотрим какие цветы у вас получились. Выберите одного представителя в своей группе, который покажет ваш цветочек у доски. ( От каждой команды выходят представители, вешаем цветы на доску).
Прочитай, какие лепесточки вы выбрали..
Обладая такими качествами , мы сможем простить другого человека?
Давайте поаплодируем этой группе за правильный выбор лепесточков.
Следующая группа. Прочитай, какие лепесточки вы выбрали..
Молодцы. Справились с заданием. Давайте их тоже поддержим аплодисментами.
Следующая группа. А вы какие лепесточки выбрали? Давайте поаплодируем этой группе.
- Посмотрите, как красиво, светло стало!
- Вот то же происходит и в душе человека, когда он прощает, отпускает обиду.
- Ребята, я вижу на ваших столах остались лепесточки. (слова записаны для всех групп одинаковые (злость, обида, страх). Почему вы их не приклеили?
- Да. Эти качества мешают нам прощать.
Порвите их на мелкие кусочки, положите ко мне в коробочку, после нашего занятия я выброшу ее! (учитель ходит по классу и собирает кусочки в коробку).
Я надеюсь, что в ваших сердечках никогда не появятся эти качества.
7.Тренинг «Волшебный клубочек»
Ребята, встаньте. Выйдите ко мне. Давайте сделаем круг. (Мне встать лицом к доске, чтоб я смогла прочитать качества на лепесточках)
Я попрошу вас, передавая волшебный клубочек, друг другу, назвать качество, которое помогает нам прощать. Итак, я начну, а вы продолжайте: «Уметь прощать- значит проявлять милосердие» ……… (передавая клубок, наматывать нитку на палец каждого и передавать дальше) (качества – см.на лепестках)
Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Давайте поднимем руки, и мы увидим, что все качества составляют единое целое. Только обладая всеми этими качествами можно стать поистине милосердным человеком, умеющим прощать.
Опустите руки. Снимите нитки.
8.Рефлексия:
-Считаете ли вы наш разговор сегодня очень важным? (Да.)
- Почему? (В прощении заключается великая сила. )
- А чему вы научились? (Мы должны прощать . Уметь просить прощение. Поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! )
- Что поняли?(Можно и нужно прощать все. Не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. Прощение даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее. )
- Я каждому хочу подарить вот это сердечко-памятку. Памятка поможет не забывать проявлять добродушие.
(Учитель по кругу раздаёт ребятам на память памятки в виде сердечек.)
Памятка. (Я читаю)
Ребята, запомните!
1.Каждый может совершить ошибку.
2.Совершив ошибку, умей её признать.
3.Прости, и будешь прощён.
4.Прощение уничтожает злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5.Прости, и твоя душа будет светлее.
(Слайд 4) (Вкл.песню «Дорогою добра»)
Ребята. Давайте по кругу через рукопожатие передадим добро, тепло, понимание, что «прощай» означает «прости». (Финальное рукопожатие по кругу.)
Улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у всех настроение радостное!
- Наша беседа закончилась. Спасибо вам, ребята.
ЧУВСТВА
Порядочность Сердечность Взаимопонимание Доброта Любовь Радость Счастье Успех Уважение Вдохновение Интерес Добродушие Терпение Надежда Совесть Смелость Уверенность Доброжелательность Решительность Вежливость
| Обида Зависть Ненависть Гнев Равнодушие Ревность Страх Досада Агрессия Раздражение Презрение Ненависть |