Проект "Судиславский гончарный промысел"
проект (3 класс) по теме
В проекте участвует 4 группы, которые собирают материал о гончарных изделиях: кашнике, корчаге, крынке, кувшине. Находят материал о их назначении. Каждая группа собранный материал оформляет ввиде презентации. Заключительный этап проекта практическая творческая, коллективная работа. Продолжительность проекта 2 недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_goncharnyy_promysel_.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Судиславский гончарный промысел»
Цель проекта: познакомиться с гончарным народным промыслом Судиславского района
Задачи проекта:
обучающая – обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;
развивающая – развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;
воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.
При разработке и реализации проекта я старалась охватить всех учащихся класса. Был разработан план; определены цели, задачи и способы их решения; созданы четыре творческие группы. Каждая группа получила своё посильное задание.
1 группа. Найти в различных источниках (справочная литература, библиотека, энциклопедия, Интернет, беседа со взрослыми) материал о гончарном промысле (Лучше Судиславского района) Найти материал о крынке.
1). Что это такое (значение слова крынка)
2). Какая может быть форма?.
3). Для чего использовали?
4).Обработка материалов, создание презентации, добавить рисунки, фотографии.
2 группа. Собирает материал о корчаге.
3 группа. Собирает материал о кувшине.
4 группа. Собирает материал о кашнике.
Следующим этапом работы над проектом стало посещение школьного краеведческого музея, где была оформлена выставка изделий гончарного промысла. Все группы встретились и отчитались о проделанной работе в школьном краеведческом музее.
Занятие по развитию творческих способностей стало следующим этапом проекта.
Ученики по группам работали с мукосолом, каждая создавала то изделие, о котором собирала материал. Ученики получили дополнительную информацию об использовании глиняной посуды и об истории мукосола.
Завершился проект выставкой творческих работ учеников 3 класса и инсценировкой «Ярмарки»
Ход занятия
- А сейчас наш класс превратится в творческую гончарную мастерскую. Я хочу вам предложить стать мастерами по изготовлению посуды. У нас 4 группы гончаров. Каждая группа собирала материал, готовила презентации. Многие отнеслись очень ответственно к домашнему заданию. Вы сами себя представите.
Представление групп.
1 группа (корчага) Дианов Матвей
Наша группа собирала материал о глиняной посуде – корчаге. Особенно хочется отметить Васильева Антона и Новикова Илью.
(Презентация) Прилагается
2 группа (кашник) Крылов Максим
Наша группа собирала материал о глиняной посуде – кашнике.. Особенно хочется отметить Матанцева Ивана и Петухова Артема.
(Презентация) прилагается
3 группа (крынка)
Наша группа собирала материал о глиняной посуде – крынке.. Особенно хочется отметить Смирнова Сергея, Охапкина Кирилла.
(Презентация) прилагается
4 группа (кувшин) Буренина Вера
Наша группа собирала материал о глиняной посуде – кувшине.. Особенно хочется отметить Кочулина Алексея.
(Презентация) прилагается
- Какие вы знаете пластичные материалы (Глина, пластилин, мукосол)
Учитель раздает материал по группам. (мукосол или глину)
В каждой группе назначьте бригадира (ответственного).
Практическая работа (10 минут)
(Во время практической работы учитель делает небольшое сообщение о глиняной посуде, об истории мукосола)
Посуда из глины принадлежит к древнейшим созданиям человека, ее развитие обусловлено было доступностью сырья и жизненно необходимыми потребностями.
И конечно первым сосудом для приготовления пищи был горшок.
Посуда из глины на Руси
С давних времён использовали на Руси посуду из глины. Глиняные горшки, кринки, квасники… повсеместно использовались в быту. Готовили еду в русской печи, было это дело совсем не хлопотным. Крупу засыпали в глиняный горшок, заливали водой, приправляли специями, солили, сластили, добавляли сало или масло. Горшок накрывали крышкой и оставляли в печи до утра на остывающих углях. К утру, к завтраку, в семье уже была готова ароматная "рассыпуха."
Еда в русской печи больше парилась или, как говориться прежде, "томилась" - вот почему такими вкусными получались каши, гороховые супы, щи из квашенной капусты.
Горшки всегда были самой распространённой и самой необходимой посудой в старину. Их количество в хозяйстве доходило до 30-40 шт. И происходило это потому, что для каждого блюда был свой горшок. Был горшок - кашник, горшок - луковник, горшок братина, горшок- корчага.
Корчага - это большой горшок для хранения сыпучих продуктов: муки, зерна, крупы и др.
В старину каждый горшок пропитывался запахом того продукта, для которого он был предназначен. Это позволяло избегать смешения запахов и тем самым придавало блюдам неповторимый вкус. К горшкам относились очень бережно, и даже если они трескались, их не выбрасывали, а обматывали берестой и использовали их в другом качестве.
Мукосол – это изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний.
«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.
Мукосол – старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он то угасад, то возрождался в новых традициях.
Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда заканчивалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.
В наше время эта давняя традиция начала возрождаться. В последние 20 лет она вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Вы изготовили очень красивую посуду, ведь вы вложили в нее частичку своей души. Работали в группах. Сейчас заслушаем ребят, которые лепили крынку или другое изделие.
(примерный ответ)
Мы работали над изделием крынка. У нас были трудности в работе, но все вместе (Сообща) с работой справились. Работать в группе очень интересно. Мы друг другу помогали, советовались. Хорошо получилось у……
(заслушать 1-2 группы)
Наши изделия повезем на Ярмарку и предложим свой товар. У кого это получится лучше всех.
1 На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
давно вас ждут, друзья!
2 Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовет!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать!
3 К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
4 Все! Все! Все! Все на праздник!
Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!
5 Спешите! Спешите!
Торопитесь занять лучшие места!
Сам не займешь - соседу достанется!
6 Приходите все без стеснения!
Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!
7 Приходите, разомните кости!
Сегодня Ярмарка приглашает в гости!
8 Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника нашего веселей!
9 Гостей давно мы ждем- поджидаем,
Ярмарку без вас не начинаем.
10 Подходите, граждане,
Угодим каждому!
11 Мы ребята удалые!
Мы девчата озорные!
Всех на ярмарку зовем –
Мы посуду продаем!
12 Эй! Не стойте у дверей!
Заходите поскорей!
13 Глиняные кошки – копилки!
Покупай, не скупись
Бросишь копейку а достанешь – рубль!
14 Сладкие леденцы!
Всем хороши.
Отдам за пятак, а могу и так.
15 Хохломские ложки!
Сыграй на них немножко.
А надоест играть – можешь щи хлебать
16 Эй, народ, подходи в наш огород!
Разбирай гармошки.
Чтобы грусти не знать – надо музыку играть.
17 Сказочные книжки!
Не ленись, читай, мир узнавай.
18 Пестрые ткани для Тани и Вани!
Наряжайся! Веселись честной народ.
Ярмарка идет!
Наше занятие подошло к концу
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»
На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...
Задание на тему: "Определить народный промысел России".
Интерактивный лист по теме "Народный промысел России" может использоваться как в 3-м, так и 5 классах...
Богородский промысел
Богородский промысел...
Богородский промысел
Богородский промысел...
Дымковская игрушка как народный промысел, её особенности
Презентация по технологии 2 класс на тему "Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности"Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существуе...
Народный промысел "Гжель"
Презентация об истории промысла, инструкция по изготовлению поделки...