Заповедник Пасвик
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42
Классный час
Заповедник «Пасвик»
Подготовила: Синицына Н. В.,
учитель начальных классов
2013 – 2014 уч. г.
Цель занятия: познакомить с понятием «заповедник, с животными и растениями заповедника «Пасвик», правилами поведения в заповедниках, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- формировать понятие «заповедник через знакомство с природой заповедника «Пасвик», познакомить с правилами поведения в заповедниках;
- развивать кругозор, внимание, коммуникативные навыки обучающихся;
- воспитывать желание беречь и охранять природу родного края.
Оборудование:
Географическая карта заповедника «Пасвик», плакат с определением понятия «заповедник, слайды с изображением флоры и фауны заповедника «Пасвик», звукозапись голосов природы.
Ход занятия
1. Оргмомент
Дети слушают голоса природы (пение и щебет птиц, крики животных).
2. Объявление темы и целей занятия
- Сейчас вы прослушали голос природы. Что вы услышали, кого узнали?
- Природа – это огромный, неповторимый мир, в котором мы живём. Мы с вами – часть природы. Наша задача сберечь её, преумножить, стать хорошими друзьями для братьев наших меньших: птиц, зверей. Ведь охранять природу – это значит охранять свою Родину! Для этого и созданы заповедники. Мы сегодня совершим заочное путешествие в один из них. Это заповедник «Пасвик». Давайте поговорим об особенностях, природе этого заповедника.
3. Объяснение темы занятия
- Что такое заповедник?
Заповедник – это охраняемая природная территория, на которой под охраной находится весь природный комплекс.
- Как нужно вести себя в заповедниках?
В заповедниках нельзя: охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озёрах, собирать в лесу грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры, добывать минералы. В заповедниках запрещена любая хозяйственная деятельность. В заповедниках можно: любоваться величием и щедрой красотой неповторимой природы.
- Сегодня мы совершим заочное путешествие в один из российских заповедников. Это заповедник «Пасвик». Он расположен на берегу реки Паз в Мурманской области. (Показать на карте.) Основан заповедник в 1992 году. Его площадь – 14,6 тысяч гектаров. В долине реки Паз растут самые северные в Европе леса. В лесах много сосен, берёз, папортников, сосудистых растений: мхов, лишайников; ягодных растений: брусника, черника, голубика, кислица, клюква. Значительные площади занимают озёра и болота. Там гнездятся и отдыхают на пролёте чайки, лебедь-кликун, гоголь. Животный мир представлен 23 видами млекопитающих: бурый медведь, лось, лисица, белка, олень, ласка, россомаха, заяц-беляк, лесная куница; 122 вида птиц: чернозобая гагара, луток, кряква, длинноносый крохаль, кулик, серый журавль. Среди хищников встречаются скопа, орлан-белохвост, ястреб-тетеревятник, канюк-зимняк, пустельга, болотная сова. Из лесных видов на гнездовании отмечаются дятлы, лесной конёк, дрозд-рябинник, горихвостка, юрок, пеночки, мухоловки, овсянки. Многие птицы зимуют в лесах: это тетерев, глухарь, куропатки, рябчик, свиристель, синицы, воробьи, чечётка. В горной тундре встречаются обыкновенная каменка, луговой конёк, кронштеп.
В озёрах, болотах обитает 1 вид амфибий – травяная лягушка и 1 вид рептилий – живородящая ящерица.
В водоёмах реки Паз водятся 12 видов рыб: кумжа, форель, сиг, хариус, налим, щука, окунь. Очень много в заповеднике насекомых. Только пауков насчитывается 68 видов.
(Во время рассказа учителя демонстрируются слайды с изображением называемых животных и растений.)
4. Закрепление материала
- Мы просмотрели альбом «Растения и животные заповедника «Пасвик». Какие растения вы запомнили?
Какие животные обитают в районе заповедника?
Какие птицы гнездятся на пролёте?
Какие из них живут в лесу? Какие в горной тундре? Какие на водоёмах?
Назовите рыб заповедника «Пасвик».
- Цель создания заповедника «Пасвик» - сохранение самых северных коренных сосновых лесов, водно-болотных угодий с богатым растительным и животным миром.
- Какие растения и животные находятся под охраной заповедника «Пасвик»? Изобразите их на своих рисунках. (Проводится конкурс рисунков.)
5. Итог занятия
- Что такое заповедник?
- Каковы основные правила поведения в заповеднике?
- Какие российские заповедники вы знаете?
- Почему заповедник «Пасвик» так называется? Где он расположен? Какие растения и животные находятся под его охраной?
- Как нужно относиться к природе, чтобы её сберечь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родной природе на материалах текстов о заповедниках Белгородчины
Охраняемые природные территории Белгородской области...
Презентация "Жигулёвский заповедник"
Презентация "Жигулёвский заповедник" "Вряд ли во всей Средней России найдется более интересная для натуралиста местность, чем Жигули". ...
Презентация к уроку окружающего мира "Заповедники Тверской области" 2 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме " Заповедники родного края" 2 класс ( УМК "Перспективная начальная школа")...
Кавказский биосферный заповедник
Кавказский биосферный заповедник...
Лапландский заповедник. Сохранение первозданной уникальности природного памятника.
В данной работе моя ученица отразила экологические проблемы, возникшие в настоящее время на территории Лапландского заповедника. Сохранение природы в первозданном виде - неоспоримо во все времена....
Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.
Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....
Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)
Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока: Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....