Храм
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Храм
Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока:
Обучающая: уточнить имеющиеся и получить новые знания о назначении и устройстве православного храма, истории появления первых храмов на Руси и их значения для верующих;
Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;
Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Словарь: иконы, кадило, канун (панихидный столик), паникадило, аналой, иконостас, Царские врата, левый и правый клирос.
Ход урока:
I. Организационный момент.
П. Повторение пройденного материала.
1. На прошлом уроке мы с вами познакомились с «золотым правилом этики». Дома вы читали материал параграфа и выполняли задание на листочках.
-Вспомните, кого мы называем нашими «ближними»? (с. 43: кто не оставит в беде и сам нуждается в помощи)
-Как бы вы хотели, чтобы с нами поступали люди, наши «ближние»? (читают по рабочей тетради) Учитель обобщает: дарили любовь, тепло души, прощали наши грехи, помогали.
*
-Зависит ли это от нас самих? Объясните.
Золотое правило этики читают хором по рабочим листочкам.
Ш. Изучение нового материала.
1) Введение в тему.
В течение нескольких уроков мы с вами вели беседы о том, как православные люди строят свои отношения с окружающими людьми, какую роль в их жизни играют данные Богом заповеди.
Сегодня мы поговорим о том, что помогает верующим вести праведную жизнь, исполнять заповеди, соблюдать христианские обычаи и традиции.
Думаю, что вы легко назовёте тему сегодняшнего урока после участия в
викторине «Храмы Йошкар-Олы», (сигнальные карточки)
Продолжим просмотр, обратите внимание на разнообразие, красоту храмов и их внутреннего убранства. Вы видите старинные храмы и более современные; сложенные из камня, кирпича и из дерева.
-Кто попробует угадать название темы урока?
-Правильно, тема урока «Храм».
Подумайте, что бы вы хотели узнать по этой теме, какие вопросы дополнительно задать? (вопросы записываются на доске на карточках)
Цель нашего урока - совершив небольшое путешествие в историю, узнать об устройстве храма и его значении для верующих людей.
2) Путешествие в историю.
Мы пока не изучаем историю как учебный предмет, но о некоторых событиях истории нашего государства уже говорили на уроках окружающего мира. Сегодня речь пойдёт о том времени, когда жил на Руси великий князь Владимир. Было это более 1000 лет назад. В то время вера была языческая, и решил Владимир найти новую веру для себя и своего народа. Послы его отправились по разным сторонам света, а вернувшись, в один голос заявили: нет лучше греческой веры!
Учитель по книге К. Бестужева-Рюмина «Крещение Руси» зачитывает впечатление послов князя о посещении службы в греческом храме.
Так в 988г. началось Крещение Руси, принятие христианской веры.
Кто может ответить, в каком веке от Рождества Христова началось Крещение Руси?
-Как вы думаете, когда появились первые храмы на Руси? (после Крещения Руси)
Рассказ ученика: В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.
-Сколько лет строился первый каменный храм на Руси? (7лет)
2) Экскурсия в храм.
Представьте, мы идём по глухому дремучему лесу, кажется, заблудились. Устали, выбились из сил, а храм нигде не виден. И вдруг, о, чудо! Откуда-то издалека... послышался...
(колокольный звон)
-О чём оповещает нас колокольный звон? (начало и окончание службы, праздничный перезвон, во время литургии, набат - беда и др.)
Теперь мы уверенно идём в сторону доносящихся звуков колокола. Вдали видна самая высокая часть храма... (колокольня) Диск
-Можно ли детям звонить в колокола? Когда? (После Пасхи на Светлой Седьмице)
-Приходилось ли вам звонить в колокола? Какое чувство вы испытали при этом?
Страх прошёл, появились силы. Впереди, на горе, в ярких лучах солнца ослепительно блестят... (купола храма). Они имеют форму луковицы и издалека похожи на огонь горящей свечи. Купол храма венчает 8-конечный крест. (Дети по точкам на доске пробуют нарисовать крест).
Рассмотрим внутреннее строение храма, (рисунок учителя на доске)
Просмотр ДИСКа: внутреннее устройство храма. Дети хором читают на доске новые слова из «Словаря».
Работа с параграфом учебника: среди слов, выделенных жирным шрифтом, найдите определение, что такое икона, иконостас, Царские врата.
-Кто из вас знает, какие иконы обязательно должны находиться в храме? (икона Спасителя, Божией Матери, Святой Троицы, святых).
Физкультминутка
4) Вопрос с доски: Зачем люди ходят в храм? (Молиться)
-Что такое молитва? (Обращение к Богу)
- Какие самые известные молитвы вы знаете?
Рассказ 1 ученика: В храме проходит исповедь и причастие, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Это место освещения всех сторон человеческой жизни.
Рассказ 2 ученика: Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковноприходские школы.
Учитель дополняет о существовании в современном обществе Православного детского садика и Воскресной школы для детей разного возраста.
5) Самостоятельная работа по листочкам рабочей тетради. Взаимопроверка.
6) Правила поведения в храме. Чтение вслух последнего абзаца.
-Какие важные мысли уловили? Зачитайте. (Есть запреты и ограничения поведения в храме для блага самого человека)
Работа в командах(2 мин)
Составьте памятку для прихожан: «Правила поведения в храме. Запреты и ограничения».
(Ограничения: передвижение по храму, обращение с вопросом или просьбой к прихожанам, в одежде)
7) Итоги паломнической поездки в Оптину Пустынь и Шамордино.
Вспомните нашу недавнюю паломническую поездку в Оптину Пустынь и Шамордино.
-Знание правил поведения пригодились вам во время посещения храмов?
Чтение собственного сочинения «Мои впечатления от поездки в Оптину Пустынь». (Зыков Павел)
Презентация «Храмы Оптиной Пустыни».
III. Подведение итогов урока.
>
** Вопросы на доске основные и дополнительные (если есть)
Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.
Домашнее задание: чтение статьи учебника, поиск информации о каком-либо из перечисленных или хорошо известных храмах.
Счёт жетонов, выявление самых активных учащихся.
Сочинение
ученика 4 класса Зыкова Павла
«Мои впечатления от поездки в Оптину Пустынь».
Оптина встретила нас грозными раскатами первого весеннего грома и двойной радугой по небосводу. Окунувшись в воды святого источника в Шамордино, приняв таинство Святой исповеди, очистившись и омывшись духовно, мы прибыли в Оптину Пустынь уже поздно вечером. Спать нас уложили под сводами храма. На левом клиросе постелили девочкам, а мальчиков разместили на правом. Мы находились в окружении святых, возле преподобных Оптинских старцев. Наверное, поэтому было так легко и спокойно. По монастырскому уставу мы встали в 5 часов утра и в 6 уже были на Божественной литургии. Пел мужской хор. Торжественно и размеренно шла служба.
Оптина Пустынь запомнилась мне белоснежно-радостной, с её светлыми храмами и голубыми в звёздах куполами. Тут же вспомнилось Шамордино: величественный двенадцатиглавый храм из тёмно-красного кирпича, сияющие в лучах заходящего солнца кресты, устремлённые ввысь на почти чёрных, как монашеские одеяния, куполах.
А вечером мы уже пели акафист Воскресению Христову в Высоцком мужском монастыре города Серпухова. Помолившись и приложившись к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», мы отправились в обратный путь. Благодарю Бога, что посетил эти святые места, эти чудесные уголки Святой Руси.
Апрель-май 2011г.
Литература К.Бестужев-Рюмин «Крещение Руси». – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. – 128 с.
Рабочая тетрадь. Урок 13
Золотое правило этики
Задание 1.
Запиши золотое правило этики.
Задание 2.
Подумай и ответь.
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________
2.При встрече ________________________________________________________________
3.За глаза ____________________________________________________________________
4.В трудной ситуации _________________________________________________________
5.В болезни _________________________________________________________________
6.В играх ___________________________________________________________________
7.Когдая ошибаюсь __________________________________________________________
8.Когда у меня не всё получается ________________________________________________
Задание 3.
Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"
Курс ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....
Православный храм
Урок по ОПК (4 класс)...
« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»
Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....
«Православный храм» (правила поведения в храме)
Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, п...
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия
Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....
Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"
Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...
Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"
Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....