Храм
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ермолина Ирина Аркадьевна

Урок по ОРК и СЭ "Основы православной культуры"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkise.rar547.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Храм

Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Обучающая: уточнить имеющиеся и получить новые знания о назначении и устройстве православного храма, истории появления первых храмов на Руси и их значения для верующих;

Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;

Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Словарь: иконы, кадило, канун (панихидный столик), паникадило, аналой, иконостас, Царские врата, левый и правый клирос.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

П. Повторение пройденного материала.

1. На прошлом уроке мы с вами познакомились с «золотым правилом этики». Дома вы читали материал параграфа и выполняли задание на листочках.

-Вспомните, кого мы называем нашими «ближними»? (с. 43: кто не оставит в беде и сам нуждается в помощи)

-Как бы вы хотели, чтобы с нами поступали люди, наши «ближние»? (читают по рабочей тетради) Учитель обобщает: дарили любовь, тепло души, прощали наши грехи, помогали.

*

   -Зависит ли это от нас самих? Объясните.

Золотое правило этики читают хором по рабочим листочкам.

Ш.      Изучение нового материала.

 1) Введение в тему.

В течение нескольких уроков мы с вами вели беседы о том, как православные люди строят свои отношения с окружающими людьми, какую роль в их жизни играют данные Богом заповеди.

Сегодня мы поговорим о том, что помогает верующим вести праведную жизнь, исполнять заповеди, соблюдать христианские обычаи и традиции.

Думаю, что вы легко назовёте тему сегодняшнего урока после участия в

викторине «Храмы Йошкар-Олы», (сигнальные карточки)

Продолжим просмотр, обратите внимание на разнообразие, красоту храмов и их внутреннего убранства. Вы видите старинные храмы и более современные; сложенные из камня, кирпича и из дерева.

-Кто попробует угадать название темы урока?

-Правильно, тема урока «Храм».

Подумайте, что бы вы хотели узнать по этой теме, какие вопросы дополнительно задать? (вопросы записываются на доске на карточках)

Цель нашего урока - совершив небольшое путешествие в историю, узнать об устройстве храма и его значении для верующих людей.

2) Путешествие в историю.

Мы пока не изучаем историю как учебный предмет, но о некоторых событиях истории нашего государства уже говорили на уроках окружающего мира. Сегодня речь пойдёт о том времени, когда жил на Руси великий князь Владимир. Было это более 1000 лет назад. В то время вера была языческая, и решил Владимир найти новую веру для себя и своего народа. Послы его отправились по разным сторонам света, а вернувшись, в один голос заявили: нет лучше греческой веры!

Учитель по книге К. Бестужева-Рюмина «Крещение Руси» зачитывает впечатление послов князя о посещении службы в греческом храме.

Так в 988г. началось Крещение Руси, принятие христианской веры.

Кто может ответить, в каком веке от Рождества Христова началось Крещение Руси?

-Как вы думаете, когда появились первые храмы на Руси? (после Крещения Руси)

Рассказ ученика: В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.

-Сколько лет строился первый каменный храм на Руси? (7лет)

2) Экскурсия в храм.

Представьте, мы идём по глухому дремучему лесу, кажется, заблудились. Устали, выбились из сил, а храм нигде не виден. И вдруг, о, чудо! Откуда-то издалека... послышался...

(колокольный звон)

-О чём оповещает нас колокольный звон? (начало и окончание службы, праздничный перезвон, во время литургии, набат - беда и др.)

Теперь мы уверенно идём в сторону доносящихся звуков колокола. Вдали видна самая высокая часть храма... (колокольня) Диск

-Можно ли детям звонить в колокола? Когда? (После Пасхи на Светлой Седьмице)

-Приходилось ли вам звонить в колокола? Какое чувство вы испытали при этом?

Страх прошёл, появились силы. Впереди, на горе, в ярких лучах солнца ослепительно блестят... (купола храма). Они имеют форму луковицы и издалека похожи на огонь горящей свечи. Купол храма венчает 8-конечный крест. (Дети по точкам на доске пробуют нарисовать крест).

Рассмотрим внутреннее строение храма, (рисунок учителя на доске)

Просмотр ДИСКа: внутреннее устройство храма. Дети хором читают на доске новые слова из «Словаря».

Работа с параграфом учебника: среди слов, выделенных жирным шрифтом, найдите определение, что такое икона, иконостас, Царские врата.

-Кто из вас знает, какие иконы обязательно должны находиться в храме? (икона Спасителя, Божией Матери, Святой Троицы, святых).

Физкультминутка

4) Вопрос с доски: Зачем люди ходят в храм? (Молиться)

-Что такое молитва? (Обращение к Богу)

- Какие самые известные молитвы вы знаете?

Рассказ 1 ученика: В храме проходит исповедь и причастие, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Это место освещения всех сторон человеческой жизни.

Рассказ 2  ученика: Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковноприходские школы.

Учитель дополняет о существовании в современном обществе Православного детского садика и Воскресной школы для детей разного возраста.

5) Самостоятельная работа по листочкам рабочей тетради. Взаимопроверка.

6) Правила поведения в храме. Чтение вслух последнего абзаца.

-Какие   важные   мысли   уловили?   Зачитайте.   (Есть   запреты   и ограничения поведения в храме для блага самого человека)

Работа в командах(2 мин)

Составьте  памятку  для  прихожан:   «Правила  поведения  в  храме. Запреты и ограничения».

(Ограничения: передвижение по храму, обращение с вопросом или просьбой к прихожанам, в одежде)

7)    Итоги       паломнической    поездки    в   Оптину   Пустынь   и Шамордино.

Вспомните нашу недавнюю паломническую поездку в Оптину Пустынь и Шамордино.

-Знание  правил  поведения пригодились  вам во  время  посещения храмов?

Чтение собственного сочинения «Мои впечатления от поездки в Оптину Пустынь». (Зыков Павел)

Презентация «Храмы Оптиной Пустыни».

 

III. Подведение итогов урока.

>

** Вопросы на доске основные и дополнительные (если есть)

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Домашнее задание: чтение статьи учебника, поиск информации о каком-либо из перечисленных или хорошо известных храмах.

Счёт жетонов, выявление самых активных учащихся.

Сочинение

ученика 4 класса Зыкова Павла

«Мои впечатления от поездки в Оптину Пустынь».

     Оптина встретила нас грозными раскатами первого весеннего грома и двойной радугой по небосводу. Окунувшись в воды святого источника в Шамордино, приняв таинство Святой исповеди, очистившись и омывшись духовно, мы прибыли в Оптину Пустынь уже поздно вечером. Спать нас уложили под сводами храма. На левом клиросе постелили девочкам, а мальчиков разместили на правом. Мы находились в окружении святых, возле преподобных Оптинских старцев. Наверное, поэтому было так легко и спокойно. По монастырскому уставу мы встали в 5 часов утра и в 6 уже были на Божественной литургии. Пел мужской хор. Торжественно и размеренно шла служба.

     Оптина Пустынь запомнилась мне белоснежно-радостной, с её светлыми храмами и голубыми в звёздах куполами. Тут же вспомнилось Шамордино: величественный двенадцатиглавый храм из тёмно-красного кирпича, сияющие в лучах заходящего солнца кресты, устремлённые ввысь на почти чёрных, как монашеские одеяния, куполах.

     А вечером мы уже пели акафист Воскресению Христову в Высоцком мужском монастыре города Серпухова. Помолившись и приложившись к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», мы отправились в обратный путь. Благодарю Бога, что посетил эти святые места, эти чудесные уголки Святой Руси.

Апрель-май 2011г.

Литература К.Бестужев-Рюмин «Крещение Руси». – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. – 128 с.

Рабочая тетрадь. Урок 13

Золотое правило этики

Задание 1.

Запиши золотое правило этики.

Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________

2.При встрече ________________________________________________________________

3.За глаза ____________________________________________________________________

4.В трудной ситуации _________________________________________________________

5.В болезни _________________________________________________________________

6.В играх ___________________________________________________________________

7.Когдая ошибаюсь __________________________________________________________

8.Когда у меня не всё получается ________________________________________________

Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Православный храм

Урок по ОПК (4 класс)...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....