Программа кружка "Музыкальная капель"
рабочая программа (1 класс) по теме
Новизна данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_kapel.docx | 113.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
муниципального образования Усть – Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от _.08.2013 года
Председатель педсовета
____________ Вараксина Т. В.
Подпись, печать ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая программа
(тип программы: комплексная/тематическая)
кружок «Музыкальная капель»
(наименование)
4 года (1 - 4 классы)
(срок реализации программы)
6– 11 лет
(возраст обучающихся)
Шевченко Наталья Николаевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Музыкальная капель» 1- 4 классы создана на основе программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Музыка 1-8 классы» Алеев, Науменко. М. Просвещение, 2007, авторской рабочей программы Л.С Миклухо «Сольное пение», авторской программы И.Н. Ходневой «Студия вокала» в соответствие с требованиями ФГОС НОО Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю (135 ч.)
1кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение обучающихся к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Новизна данной программы заключается в том, что она отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС НОО – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. Программа дает возможность для реализации развития индивидуальности, музыкальных и творческих способностей детей, помогает открыть перспективу для будущего развития личности, дает возможность ей самоутвердиться.
Актуальность программы состоит в том, что музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с воспитанниками различного возраста. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Замечательный педагог современности В. Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любит, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному».
Реализация программы направлена на достижение следующей ЦЕЛИ:
создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра
Реализации данной цели способствуют следующие ЗАДАЧИ:
- расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре через изучение детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен, углубить знания обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной, обучить воспитанников вокальным навыкам;
- развивать индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений; развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
- привить навыки сценического поведения учить обучающихся быть чуткими слушателями и исполнителями;
- создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.
- воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
Содержание программы внеурочной деятельности «Музыкальная капель» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования школы.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочной деятельности. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, литературой, ритмикой.
Связь с предметом музыка | Связь с предметом литературное чтение | Связь с внеурочным занятием ритмика | |
Вокально-хоровая работа | Последовательность звуков различной длительности | Правильное звукообразование - формирование гласных; четкое и короткое произношение согласных | Спокойный вдох, правильный выдох |
Работа над певческим материалом | Скорость звучания, последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема | Чтение и разучивание текста песен, соотнесение с ритмом стихотворений | Выполнение движений под музыку, создание двигательных образов, гармония движений |
Сценическое искусство | Выразительность, образность | Дикция и основные правила произношения в пении, литературные образы героев песни | Сценическая импровизация, движение под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару, культура поведения на сцене |
Слушание музыки | Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации. | Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства, о жизни и деятельности композиторов. Беседа о музыке и тексте песни. Народная песня. Раскрытие ее значения, как выразительницы исторического прошлого нашего народа. | Пластическое выражение темы и содержания |
Основные методы работы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у обучающихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы).
- МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Особенности реализации программы
Основная форма образовательной работы с обучающимися: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого обучающегося.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, музыкально-голосовые упражнения и игры, творческие задания, просмотр тематических видеофильмов, клипов. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о композиторах, истории музыкальных жанров. Одной из форм проведения занятий являются музыкальные игры, разучивание музыкальных физминуток, итоговая игра «Минута славы»
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю (135 ч.)
- кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Второй год обучения:
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Третий год обучения:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение, увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Четвёртый год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
В результате освоения программного материала, обучающиеся начальных классов должны знать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- знать гигиену голоса;
- виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»;
- место дикции в исполнительской деятельности;
Обучающиеся должны уметь:
- передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно;
- уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
- уметь петь короткие фразы на едином дыхании;
- различать песни по жанрам;
- принимать участие в творческой жизни школы.
- проявлять исполнительское мастерство на сцепе
Для оценки планируемых результатов проводится диагностика обучающихся два раза в год, стартовая и итоговая. На начало и конец учебного года обучающиеся проходят процедуру тестирования уровня основных, базовых навыков, умений и способностей. Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности. Предлагаемые в программе методические рекомендации диагностики музыкальных способностей обучающихся 1-2 год обучения (Приложение 1), 3-4 год обучения (Приложение 3) представляют собой систему игровых тестов. Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
- опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (специфика музыкально-мыслительной деятельности);
- применимы для массового исследования;
- дают сравнимые между собой результаты.
Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. Оцениваются данные параметры по трём уровням (оптимальный, допустимый и критический). Результаты заносятся в таблицы (Приложение 2, Приложение 4) и обсуждаются с воспитанником, при этом происходит нацеливание обучающегося на дальнейшее продвижение и улучшение результатов.
Занятия по программе состоят из следующих этапов:
- артикуляционная гимнастика.
- игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха
- усвоение певческих навыков (распевание).
- разучивание песен.
Формы организации подведения итогов:
занятие – смотр знаний;
- участие в школьном концерте;
- сообщение об истории возникновения изученного музыкального произведения;
- размещение материала в портфолио;
- выступление на родительском собрании;
- Минута Славы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта наблюдения за использованием музыки в жизни человека, проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в умении различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. При достижении результатов второго уровня ребёнок должен уметь исполнять различные по характеру муз. произведения. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в концертной жизни школы. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации своей деятельности, участие в концертной деятельности школы, музыкальных конкурсах разного уровня. |
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная капель» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Личностные результаты
Личностные Личност- ные | 1 класс Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к вокально-хоровой деятельности. Наличие эмоциональноценностного отношения к искусству. |
2 класс Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; навыков творческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха. | |
3 класс Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека. | |
4 класс Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального пения; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей. |
Метапредметные результаты.
Регулятивные
1 класс
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление музыкально-хоровых представлений.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
2 класс
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в пении
3 класс
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений.
4 класс
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
Познавательные
1 класс
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
2 класс
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения музыкально-творческих заданий с использованием учебной литературы;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.
3 класс
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
4класс
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
Коммуникативные
1 класс
умение координировать свои усилия с усилиями других; задавать вопросы.
2 класс
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
3 класс
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
4 класс
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематический план состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть плана включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах гигиены голоса, о различных жанрах музыки, биографические сведения о композиторах. Практическая часть тематического плана предполагает обучение распеванию, пение учебно-тренировочного материала. Слушание музыки помогает обучающимся правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни, формирует их слушательскую культуру. Кроме того, изучая народные песни, обучающиеся приобщаются к культурным традициям нашего народа.
Тематический план состоит из четырёх разделов:
- Вокально-хоровая работа: (пение произведений, сценическое искусство)
- Слушание музыки
- Сводные репетиции
- Концертная деятельность
На каждом занятии может осуществляться работа по всем разделам тематического плана. Однако, в зависимости от задач занятия, учитель может отводить на каждый раздел, различное количество времени, или совсем исключить какой-либо раздел из занятия.
1 класс
Название разделов программы | Количество часов | ||
общее | теорет. | практ. | |
| 20 3 5 5 | 3 0,5 | 17 2,5 5 5 |
ИТОГО | 33 | 3,5 | 29,5 |
2 класс
Название разделов программы | Количество часов | ||
общее | теорет. | практ. | |
| 16 5 8 5 | 4 2 1 - | 12 3 7 5 |
ИТОГО | 34 | 7 | 27 |
3 класс
Название разделов программы | Количество часов | ||
общее | теорет. | практ. | |
| 17 2 8 5 | 4 0,5 1,5 - | 13 1,5 6,5 5 |
ИТОГО | 34 | 6 | 28 |
4 класс
Название разделов программы | Количество часов | ||
общее | теорет. | практ. | |
| 17 2 8 5 | 4 0,5 1,5 - | 13 1,5 6,5 5 |
ИТОГО | 34 | 6 | 28 |
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды деятельности учащихся. Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Музыкальная капель» является одной из эффективных форм приобщения обучающихся к миру музыки. Общение с высокохудожественными образцами песенной музыки способно вызвать у каждого обучающегося чувства переживания, ассоциации и помочь ему раскрыть для себя мир, познать себя. Главное, что при таком подходе воспитанники трудятся душой, сопереживают, удивляются и сомневаются; воспринимают музыкальные произведения, личностно проживая их. А это значит – музыка становится для них добрым другом, собеседником, затрагивает струны разума и сердца.
Занятия внеурочной деятельности «Веселые нотки» строятся по следующим направлениям:
- ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА (71 час)
Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучению постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху правильному звукообразованию; правильному формированию гласных; четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона.
- Пение произведений. (54 часа)
Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства в интересной для детей форме. Показ - исполнение произведения. Рассказ о жизни и деятельности композитора. Беседа о музыке и тексте песни. Народная песня. Раскрытие ее значения, как выразительницы исторического прошлого нашего народа.
Детская эстрадная песня. Военно-патриотическая песня. Тематические песни.
- Сценическое искусство. (17 часов)
Умелое нахождение на сцене, сценическая импровизация, движение под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару.
- СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (14 часов)
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации.
- СВОДНЫЕ РЕПЕТИЦИИ (30 часов)
Репетиции песенного репертуара. Распевки. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот.губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо).
Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных при пении упражнений (и - э - а - о - у) в сочетании с различными согласными. Дикция и основные правила произношения в пении. Дикция и основные правила произношения в пении:
произношение согласных;
произношение гласных;
правила культуры речи (верное ударение в словах).
- КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (20 часов)
Детям предлагается разнообразный песенный репертуар: народные, композиторские, авторские песни. Прежде чем включить в работу ту или иную песню, руководитель определяет ее актуальность для формирования духовного багажа ребенка. Выступления на школьных мероприятиях, концертах, родительских собраниях.
Основные критерии отбора песенного репертуара:
- Психолого-педагогические, возрастные, индивидуальные возможности детей.
- Художественное достоинство песни, ее педагогическая и воспитательная целесообразность.
- Доступность диапазона, интонационные, ритмические особенности мелодии.
Имеет место варьирование песенного репертуара. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятий внеурочной деятельности.
Материально – техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете или актовом зале школы с использованием:
- ПК, оснащенного звуковыми колонками, мультимедийного проектора для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей,
- микрофонов, CD-проигрывателей или музыкального центра;
- дисков DVD, дисков DVD – караоке
- детских песен из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядных демонстрационных пособий (портреты композиторов, изображение музыкальных инструментов, нотный стан
- школьной библиотеки (словари, справочники)
- ИНТЕРНЕТ – ресурсов.
Список используемой литературы:
- Агапова, И.Н., Давыдова, Е.В. Музыкальные вечера в школе. М. Просвещение, 2001
- Алеев В.В., Науменко Т.И. Программа для общеобразовательных учреждений по курсу «Музыка 1-8 классы» М. Просвещение, 2003
- Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. М. Просвещение, 2000
- Миклухо Л.С. Рабочая программа специального курса «Сольное пение»
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов» Ярославль: «Академия развития», 2000
- Овчарук Т. Праздничная культура в народной педагогике. М.: Просвещение, 2009
- Орлова Т.М. Учите детей петь. 2005г
- Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М. Айрис-пресс, 2008
- Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры. М.: Айрис - пресс, 2005
- Силкачева Л.М. Хороведение. Кемерово, 2003
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения. М. Просвещение, 2001
- Шаинский, В. Твои любимые песни. М.: Советский композитор, 2002
Интернет ресурсы для педагога и обучающихся:
http://muzyka.net.ru/slovar/h/ - музыкальный словарь
http://voisstar.isite.by/manual.html - мультимедийный учебник по вокалу
http://enc-dic.com/music/Lad-245.html - музыкальный словарь
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 8 __________________ ______________
от ___________ 20__ года № 1 подпись Ф.И.О.
_________ ______________
подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
_____________ 20__ года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №8
муниципального образования Усть – Лабинский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Музыкальная капель»
Класс 1 класс
Учитель Шевченко Натадья Николаевна
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Шевченко Натальи Николаевны, утвержденной решением педсовета протокол № 1 от _.08.2013 года
Приложения
к программе
внеурочной деятельности
«Музыкальная капель»
Приложение к программе
«Музыкальная капель»
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Аккомпанемент - музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.
Аккорд - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно.
Ансамбль – 1.Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.
Артикуляция - Способ исполнения звуков при пении и игре на муз. инструм. Основное правило — пение, не прерывая дыхания, на гласных, с перенесением согласных, заканчивающих слог, к след. слогу, а также "пропевание" сонорных (звучащих) согласных.
Атака звука - начальный момент его возникновения (термин применяется к фонации чистых гласных). Механизм атаки звука прост: дыхание посылается узкой струей, как “укол”, в высокую позицию (к корням верхних зубов).
Виртуоз - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Гимн - торжественное хвалебное песнопение.
Квартет - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.
Квинтет - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.
Диапазон - звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука.
Динамика - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
Дуэт - оперный или камерный ансамбль двух участников.
Запев - начало хоровой песни, исполняемое одним певцом - запевалой
Интонация - (произношу нараспев) — одно из важнейших музыкально-теоретических и эстетических понятий. В широком смысле под интонацией понимают воплощение художественного образа в музыкальных звуках.
Импровизация - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
Колядка - общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).
Композитор - сочинитель, составитель, создатель - автор музыкального произведения.
Марш - жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. Марш бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.
Мелодия - пение - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Мотив - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.
Нота - условный знак, находящийся на нотном стане и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука
Нотный стан - система из 5-ти горизонтальных параллельных линий для написания нот (ноты пишутся на линиях, а также над, под и между ними)
Опера - жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы
Оркестр - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений.
Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще.
Припев - часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.
Речитатив - омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим разнообразием и свободой построения.
Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.
Скоморохи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.
Соло - самостоятельное выступление одного исполнителя. Исполнитель соло - солист.
Тембр - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.
Темп - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго, медленно – адажио, спокойно, плавно – анданте, умеренно быстро - модерато, быстро - аллегро, очень быстро - престо. Иногда темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша».
Унисон - одновременное звучание двух тонов одной и той же высоты
Фраза - всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот.
Хор - крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию.
Приложение 1 к программе
«Музыкальная капель»
Задания для диагностики музыкальных способностей
Примечание «3», «2», «1» баллы, которые суммируются для определения уровня музыкальных способностей.
Ладовое чувство (1 год обучения)
Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно
Ладовое чувство (2 год обучения)
Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.
«2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Музыкально-слуховое представление (1 год обучения)
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Музыкально-слуховое представление (2 год обучения)
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Чувство ритма (1 год обучения)
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание
Чувство ритма (2 год обучения)
Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н. попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - невыполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.
«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.
«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.
«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.
Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Приложение 2 к программе
«Музыкальная капель»
ТАБЛИЦА
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз-слуховое представление | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (1-2 год обучения)
- Оптимальный уровень 36 - 27 баллов
- Допустимый уровень 26 - 18 баллов
- Критический уровень 17 - 12 баллов
Приложение 3 к программе
«Музыкальная капель»
Диагностические тесты
(3-4 год обучения)
Примечание: слабый уровень (критический)
средний уровень (допустимый)
высокий уровень (оптимальный)
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на ложках, бубне простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
После определения обучающимся понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) он в умеренном темпе исполняет мелодию. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, обучающемуся далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
- адекватное исполнение своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
- адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
- ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
- сбивчивое и незавершённое исполнение - низкий уровень.
2. Тест - игра на изучение чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает обучающемуся спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
- адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
- средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
- высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
"Повтори мелодию"
Цель:
- определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
- вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
- инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Обучающемуся предлагается:
- спеть любую известную ему песенку;
- повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
- подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
- слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне;
- высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.
4. Диагностика чувства тембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
- детского голоса;
- женского голоса;
- мужского голоса;
- хора;
- струнных смычковых инструментов;
- деревянных духовых инструментов;
- медных духовых инструментов;
- фортепиано;
- оркестра.
Обучающемуся предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
- низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
- средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
5. Диагностика динамического чувства
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
Стимулирующий материал:
- Барабан или бубен;
- фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш школьников".
Обучающемуся предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а он- на бубне или барабане. Предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
- средний уровень - 2-3 балла;
- высокий уровень - 4-5 баллов.
6. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра "Незавершённая мелодия"
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Обучающемуся предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
- средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
- высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Обучающемуся предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
- низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
- средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
- высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
- оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
- детализация (разработанность) своей идеи или образа;
- беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
- гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
- Ты любишь музыку?
- Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
- Где тебе нравится петь больше - в школе, музыкальной школе или дома?
- Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
- Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
- Где ты чаще слушаешь музыку - в школе или дома по телевидению и радио?
- Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
- Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
- Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
- Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
- Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов:
- низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
- средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
- высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
- народная вокально-хоровая музыка;
- народная инструментальная музыка;
- народная вокально-инструментальная музыка;
- классическая вокально-хоровая музыка;
- классическая инструментально-симфоническая музыка;
- классическая вокально-инструментальная музыка;
- современная классика авангардного направления;
- современная развлекательная музыка;
- духовная музыка.
Обучающемуся предлагается выбрать в «музыкальном магазине» понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
- низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
- средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
- высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает уобучающихся с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
- проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность обучающегося к развитию своих музыкальных способностей;
- индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности
Приложение 4 к программе
«Музыкальная капель»
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(3-4 год обучения)
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________
Возраст ребёнка ________________________________________________________________
Дата: стартовой диагностики (1) (3класс) __________________________________________________
промежуточной диагностики (2) (начало 4 класса) __________________________________________________
итоговой диагностики (3) (конец 4 класса) _____________________________________________________
Уровень развития | Параметры музыкальных способностей | |||||||||||||||||
Метро-темпо-ритм | Чувство тембра | Чувство звуковысотности | Гармоническое чувство | Динамическое чувство | Чувство формы | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Оптимальный | ||||||||||||||||||
Допустимый | ||||||||||||||||||
Критический |
Уровень развития | Эмоциональная отзывчивость | Личностные характеристики | Итоговые данные | ||||||||||||
Мотивационный компонент | Когнитивный компонент | Операциональный компонент | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Оптимальный | |||||||||||||||
Допустимый | |||||||||||||||
Критический |
Приложение 5 к программе
«Музыкальная капель»
Примерный песенный репертуар для 1 класса
№ | Название произведения | Автор слов | Композитор |
1. | «Здравствуй, первый класс» | С. Маршак | |
2. | «Первоклашка» | А. Ламм | В. Шаинский |
3. | «Учат в школе» | М. Пляцковский | В. Шаинский |
4. | «Белые снежинки» | И. Шаферан | Г. Гладков |
5. | «В лесу родилась ёлочка» | Р. Кудашева | Л. Бекман |
6. | «Маленькой ёлочке» | З. Александрова | М. Красев |
7. | «Песенка про папу» | М. Танич | В. Шаинский |
8. | «Моя Армия» | И. Резник | Э. Ханок |
9. | «Праздник бабушек и мам» | Е. Караганова | А. Берлин |
10. | «Светит солнышко для всех» | А. Ермолов |
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
№ | Тема | Название произведения | Композитор | Дата изучения |
1. | Музыка в нашей жизни | «Полька», « Камаринская» | И. Дунаевский, М. Глинка | Сентябрь |
2. | Музыка и ее выразительные возможности. | « Вольный ветер», « Ласковая просьба». « Лебедь» | И. Дунаевский, Г. Свиридов Сен-Сенс | Ноябрь |
3. | Знакомство со средствами музыкальной выразительности. | « В пещере горного короля»« Ежик». « Дождик» | Э. Григ. Д.Кабалевский Г. Свиридов | Декабрь |
4. | Народно-песенные истоки музыки. | Прослушивание русских народных песен в исполнении профессиональных хоров, произведений в исполнении русских народных инструментов. | Январь | |
5. | «Серьезная» музыка и «легкая» | Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд Российской эстрады. | Май |
Примерный песенный репертуар для 2 класса:
№ | Название произведения | Автор слов | Композитор |
1. | «Здравствуй, мир!» | В.Костров. | Л.Квинт |
2. | «Песенка о солнышке» | В. Орлов | А. Ермолаев |
3. | «Учиться надо весело» | Н. Шевченко | С. Соснин |
4. | «В новогоднем лесу» | Е. Шкловский | А. Варламов |
5. | «Новый год» | А. Кузнецова | Т. Потапенко |
6. | «Прадедушка» | А. Ермолов | А. Ермолов |
7. | «Бабушкина сказка» | С. Соловьёв | Г. Грей |
8. | «Мамин день» | М. Садовский | Ю. Тугаринов |
9. | «Несовместимы дети и война» | М. Садовский | О. Хромушкин |
10. | «Из чего же, из чего же» | Я. Халемский | Ю. Чичков |
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
| Тема | Название произведения | Композитор | Дата изучения |
1. | Музыка в нашей жизни | « Марш», « Колыбельная песнь в бурю» | И. Дунаевский, П. Чайковский | Сентябрь |
2. | Музыка и ее выразительные возможности. | « Наш край», « Баба-Яга» « Океан-море синие » из оперы « Садко» | Д. Кабалевский Римский-Корсаков, Мусоргский | Ноябрь |
3. | Знакомство со средствами музыкальной выразительности. | « Новая кукла», « Жаворонок», « Марш» | П. Чайковский, М. Глинка, Прокофьев | Декабрь |
4. | Народно-песенные истоки музыки. | Прослушивание русских народных песен в исполнении профессиональных хоров, произведений в исполнении русских народных инструментов. | Январь | |
5. | «Серьезная» музыка и «легкая» | Прослушивание эстрадных песен в исполнении звезд Российской эстрды. | Май |
Примерный песенный репертуар для 3 класса:
№ | Название произведения | Автор слов | Композитор |
1. | «Осень рыжая» | Г. Фёдоров | И. Фетисова - Мюллесон |
2. | «Листопад» | Т.Гунбин | С. Ранд |
3. | «Ёлочка» | И. Шаферан | И. Фельцман |
4. | «Что такое Новый год?» | М. Пляцковский | Ю. Чичков |
5. | «Песенка Красной Шапочки» | Ю.Ким | А. Рыбников |
6. | «Крылатые качели» | Ю. Энтин | Е. Крылатов |
7. | «О той войне» | Елена Плотникова | Елена Плотникова |
8. | "Майский вальс" | М. Ясень | И. Лученок |
9. | «Маленькая страна» | И. Николаев | И. Николаев |
10. | «Наша перемена» | Елена Плотникова | Елена Плотникова |
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
| Тема | Название произведения | Композитор | Дата изучения |
1. | Музыка в нашей жизни | Музыкально-литературная композиция «Щелкунчик» | П.И. Чайковский | Ноябрь |
2. | Музыка и ее выразительные возможности. | Симфоническая музыка. Разнообразие жанров симфонической музыки. | Римский – Корсаков, Л.В. Бетховен | Январь |
Примерный песенный репертуар для 4 класса
№ | Название произведения | Автор слов | Композитор |
1. | Школьные частушки | Слова народные | |
2. | «Школа» | В. Графчикова | Е. Лучников |
3. | «Любимая сказка моя» | Е. Челнокова | И. Челноков |
4. | "Под Новый год" | П. Ермолаев | П. Ермолаев |
5. | «Подари улыбку миру» | Т.Гунбин | С. Ранд |
6. | «За что сражались деды» | М. Садовский | О. Хромушкин |
7. | «Смешной человечек» | П. Синявский | А. Журбин |
8. | «Мир похож на цветной луг» | М. Пляцковский | В. Шаинский |
9. | «Песня о дружбе» | А. Хайт | Б. Савельев и А. Флярковский |
10. | «Не крутите пёстрый глобус» | М. Пляцковский | В. Шаинский |
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
| Тема | Название произведения | Композитор | Дата изучения |
1. | Музыка в нашей жизни | Музыкальные образы родного края. | Горюнов | Ноябрь |
2. | Музыка и ее выразительные возможности. | Героическая тема в музыке. Подвиг русских богатырей. | Январь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы вокального кружка "Музыкальная капель"
Программа направлена на индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности вокального искусства....
Концертно-развлекательная программа "Весенняя капель"
Этот материал можно использовать к празднику 8 марта...
Празднично-игровая программа «Весенняя капель»
Сценарий празднично-игровой программы «Весенняя капель»...
Сценарий концертной программы "Мартовская капель"
Сценарий предназначен для проведения концертной программы в честь 8 марта. Содержит стихи, частушки, весёлые конкурсы....
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
Конкурсная программа для девочек и для мам. Можно провести как ко Дню матери, так и перед Международным женским днем....
Праздничная программа "Весенняя капель"
Праздничная программа к Марта, подгтовленная детьми 3 классов....
Концертно-игровая программа «Мартовская капель»
Цели:• воспитывать любовь к самому близкому человеку на земле - маме;• прививать детям чувство уважения к женщине; заботливое отношение к своим мамам, бабушкам, сестрам, одноклассницам...