Урок доброты. Внеклассное занятие
методическая разработка (1 класс) по теме

Фёдорова Лариса Михайловна

Развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, развивать самооценку учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_v_1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в 1-м классе по теме: "Урок доброты"

Фёдорова Лариса Михайловна,

 учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 60»

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа, Классное руководство

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета “Земля”, рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель:

Итак, друзья, внимание-

 Ведь прозвенел звонок.

 Садитесь поудобнее-

 Начнём скорей урок.

2. Вступительная беседа.

Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. )

Учитель: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например… (приложение1)

Учитель: Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)

Учитель:  Это нечто, противоположное добру. Например, … (приложение2)

Учитель: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Учитель:                                     Дети:

-Сесть поудобнее.                     -Есть сесть поудобнее!

 -Пристегнуть ремни.                -Есть пристегнуть ремни!

 -Ключ на старт.                        -Есть ключ на старт!

- Контакт.                                   -Есть контакт!

 -Включить мотор.                     - Есть включить мотор!

 -Пуск.                                          1,2,3,4,5, ВЖИК (звук взлетающей ракеты)

Учитель:  Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)

Учитель: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)

Учитель:  Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела. (рисунок Кота Леопольда или мягкая игрушка)

Учитель: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла на планете Добра.

Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:

      По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

4. Беседа по содержанию рассказа.

Учитель: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Учитель: Сесть поудобнее!             Дети: Есть сесть поудобнее!

-Пристегнуть ремни.                                   - Есть пристегнуть ремни.

 -Ключ на старт.                                           - Есть ключ на старт.

- Контакт.                                                      - Есть контакт.

-Включить мотор.                                         - Есть включить мотор.

- Пуск.                                                         -1,2,3,4,5, Вжик. (Звук взлетающей ракеты)

.

 Учитель: А теперь прочитайте пословицу на доске. Доброе слово человеку, как дождь в засуху»

-Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)

(Здравствуй; До свиданья; Извините; Спасибо; Браво; Будьте здоровы; Пожалуйста; Только после Вас; Доброго пути; Благодарю; Добро пожаловать; Разрешите Вам помочь; Поздравляем; Прошу прощенья; С добрым утром; Добрый день; Добрый вечер; Спокойной ночи; Будьте так добры; Угощайтесь; Приятно познакомится; Приятного Вам аппетита)

Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)

(Надо обращать внимание не на модный прикид, а на то насколько человек добр и отзывчив, как он относится к другим людям)

Учитель: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей) Как вы думаете от чего зависит сила добрых слов?

-Правильно, многое зависит от того как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо.

Учитель: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

 Не зависит доброта от роста,

 Не зависит доброта от цвета.

 Доброта - не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Баба Яга: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха- ха- ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

 

Баба Яга: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Дети играют.

Баба Яга: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.

(Баба Яга уходит.)

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Фея уходит.

5. Физминутка

В тёмном лесу есть избушка,

 Стоит задом наперёд,

 В той избушке есть старушка,

 Бабушка Яга живёт.

 Нос крючком,

 Глаза большие,

 Словно угольки горят.

 Ух, сердитая какая!

 Дыбом волосы стоят!

6. Продолжение темы.

Учитель:

Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

7. Коллективное составление аппликации.

Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Учитель: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).( "Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло").

Учитель: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

                 Выступление детей:

Если с другом разделил

 Ты свои конфеты-

 Хорошо ты поступил,

 Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет

 И разнёс сейчас же,

 Это плохо, хуже нет,

 Это подло даже!

Если подал ты при всех

 Девочке пальтишко,

 Ты- культурный человек,

 Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,

 Сразу лезешь драться,

 Не достоин ты, поверь,

 Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,

 Кормишь птичек в стужу,

 Это- просто красота,

 Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

 Бросил кошку в лужу.

 Будь уверен, в сорок раз

 Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,

 Старших, младших тоже.

 И тогда тебя, мой друг,

 Назовут хорошим.

8. Итог урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”. Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.

Учитель: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) (Совершать добрые поступки)

Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)

Слова: Хайт А. Если добрый ты

1.Дождик по земле босиком прошёл,

 Клёны по плечам хлопал.

 Если ясный день - это хорошо,

 А когда наоборот - плохо.

 Если ясный день - это хорошо,

 А когда наоборот - плохо.

2. Слышно, как звенят в небе высоко

 Солнечных лучей струны.

 Если добрый ты - это хорошо,

 А когда наоборот - трудно.

 Если добрый ты - это хорошо,

 А когда наоборот - трудно.

3.С каждым поделись радостью своей,

 Рассыпая смех звучно.

 Если песни петь - с ними веселей,

 А когда наоборот - скучно.

 Если песни петь - с ними веселей,

 А когда наоборот - скучно.

 Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля

 Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля

 Если песни петь - с ними веселей,

 А когда наоборот - скучно.

 Если песни петь - с ними веселей,

 А когда наоборот - скучно.

Ребята, запомните:

    Добрые сердца – это сады.

    Добрые слова – это корни.

    Добрые мысли – это цветы.

    Добрые дела – плоды

       

Так заботьтесь  о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками,

Наполняйте его солнечным светом. Добрыми словами и добрыми делами.

С п е ш и т е   д е л а т ь   д о б р о!                      

- Что мы можем сказать всем на прощание? (До свидания , до скорых встреч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе

В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе...

Активизация познавательной деятельности на уроках и внеклассных занятиях по математике через использование элементов истории.

Известный французский математик, физик Жуль Анри Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания , история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче и богаче от ...

Применение информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях по изучению окружающего мира

Являясь учителем начальных классов, считаю, что применение информационных технологий в начальной школе должны быть ориентированы на решение  основных задач  начального общего образования: ра...

Конспект урока по внеклассному занятию в 1 классе "Сигналы машин"

конспект урока предназначен для обучающихся специальных коррекционных школ...

Арт-терапевтические упражнения для организации работы на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.

Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной ...

Разработки уроков и внеклассных занятий

Цель: Создание условий для формирования осознанного ответственногоповедения, интереса к окружающему миру через знакомствос произведениями Ушинского.Задачи:Предметные: наблюдать за сюжетом и повед...