Нежная, добрая моя мама
классный час на тему

Будущее нации в руках женщины. О. Бальзак

Яковлев сказал: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, даётся ему от матери». Ко Дню матери мы провели праздник: «Нежная, добрая моя мама» с использованием произведений художников, поэтов. Основная цель – показать детям, что образ матери-женщины на протяжении всей человеческой жизни воспевался художниками, поэтами. Есть среди них и наши земляки. Образ матери был представлен на примере русской иконы, лучших произведений живописи зарубежных и отечественных мастеров. Использованы репродукции картин В.А. Игошева. При раскрытии литературного образа женщины-матери были включены стихи М.К. Вагатовой,  А.Тарханова, Ю Шесталова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nezhnaya_dobraya_moya_mama.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитание уважения, любви к женщине - матери.

Подготовительная работа:

оформление выставки «Образ матери – сквозь века»;

подбор стихов, песен, музыки, репродукций.

Ход праздника.

Исполняется песня «Поговори со мною, мама».

1 ведущий.  В последнее воскресенье ноября отмечается славный праздник - Всемирный день матери - дань уважения материнству, признание его особой роли. Какая женщина не мечтает о семейном материнском счастье. Но сколько нужно приложить усилия, терпении, какую нужно иметь душевную крепость, чтобы создать такую семью, где было бы по-домашнему тепло и уютно, где можно укрыться от жизненных невзгод и потрясений. Недаром говорят «Счастлив тот, кто счастлив дома».

2 ведущий.  Самое прекрасное слово на земле – мама. Вслушайтесь, как гордо оно звучит! Мама!

Мама самый главный человек в жизни каждого из нас. Зеленая земля, красное солнышко, голубые звезды подарены нам каждому вместе с жизнью нашими мамами.

1ведущий.      И в каждом нашем доме – её дела.

   И в каждой нашей песне – её радость.

   И в каждой нашей слезинке её горе.

                                   И в каждом нашем подвиге её подвиг.

Как же велико должно быть ее сердце, чтобы вместить всю радость и все горе.

2 ведущий.   Как часто в минуты своих душевных тревог мы обращаемся к маме в надежде, что мама защитит, никому не отдаст и никогда не предаст.  Может быть, потому и первое слово, которое произносит малыш чаще всего звучит «Мама».

Стихотворение «Все начинается с мамы»

                                                             А Костецкий.

        Сделать на свете многое сможем

        В глубинах морских

        И космических тоже

        К тундре придем

        И к пустыням горячим,

Даже погоду переиначим!

Дел и дорог

Будет в жизни немало…

Спросим себя:

Ну а где же начло?

Вот он, ответ наш

Правильный самый,

Все чем живем,

Начинается с мамы!

1ведущий.   Мама - это доброта, заботливость и вечная тревога за судьбы своих детей. Она сберегает нас от напасти и невзгод. Она видит в нас продолжение ее наилучших устремлений и надежд. Она вложила в нас столько сердечности и доброты.

2 ведущий. В народе живет много теплых слов о маме. Например, в поговорках.

При солнышке тепло при матери - добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Без отца пол сирота, а без матери и вся сирота.

Мать кормит детей, как земля людей.

Куда матушка, туда и дитятко.

 Без матки пчелки пропащие детки.

1 ведущий.  Ю. Я.Яковлев сказал «Любовь к Родине начинается с любви к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери».

Песня «Мама» (В полночной тишине ...) сл. и муз. О. Газманова

2 ведущий.    Как только человек научился писать, рисовать образ матери прославляется поэтами, художниками.

1ведущий.   Николай Алексеевич Некрасов, Сергей Есенин, Расул Гамзатов, Андрей Дементьев и многие другие поэты в своих стихах воспевали образ женщины - матери.
Есть среди них и наши земляки.

2 ведущий.   Мария Кузьминична Вагатова - заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Она человек многогранного дарования. Она и поэт, и сказатель, и исполнитель народных танцев, и организатор. За чтобы она не бралась - все у нее получается хорошо, все ей под силу.   В 2001 году вышла в свет на хантыйском языке ее книга «Моя песня, моя песня». В ней есть глава, которая посвящена матери и называется она: «Сердце материи». В нее вошли такие стихи: «Молитва матери», «Песня бабушки», «Доченька, доченька», "Дыхание ребенка» и др./4,3/

Стихотворение «Сердце матери»

                                Посвящается моей милой маме В И Вагатовой.

Матерь, все тепло собравши,

Нежность кровную несет нам,

Сердцем доброту познавши

Дарит силушку бессчетно.

Так земля на белом сеете

Все рождая в нашем лесе.

Листву, и хвою лета,

Нежит до поры белесой.

У болот необозримых,

Теша маленькие корни,

Ягель низенький любимый

Соком жизни сладко кормит.

У Земли и нашей мамы

Схожи древние заботы -

Самой честной, важной самой

Заняты они работой.

Сердце матери сравнимо

Только с жизнью, только с нею,

Старость пусть проходит мимо,

К очагу спешить не смеет.

С мамой первое дыханье,

С нею открываем двери

В мир прекрасный утром ранним,

С ней в бессмертье ханты верят.

Материнскими сердцами

Все на свете бережется.

От того и над лесами

Над болотами поется.

Из богатства ценной самой

Мать была и будет вечно.

Землю называют мамой

За надежность и сердечность.

[4,12-13].

1 ведущий.    Поэт Андрей Тарханов - живет в Ханты-Мансийске.

Лирика Андрея Тарханова - это праздник чувств и мыслей человека, воспевающего красоту мира, зовущего людей к братству и дружбе, бережности друг к другу. [5, 3].

Костер памяти.

Маме. Клавдии Гавриловне.

На этой меже солнцеликих ромашек

Есть пепел костра, что давно отпылал.

И здесь мой отец, синеглазая мама

Тебя в своей юности поцеловал.

Вы часто ходили сюда после свадьбы.

Костер полыхал и светила звезда

И было надежным семейное счастье,

Но мир всколыхнула большая беда

Ты часто ходила к меже. Ты стояла

У хрупкой березки, тая свою боль

И верил мой папа в карельском окопе

В твою, моя мама, печаль и любовь.

Гремела война далеко за лесами

И миллионы, как ты матерей

Пахали и сеяли, строили, пели,

Растили во имя Отчизны детей.

Отец не вернулся. И ты, моя мама,

Седая от горя, к березке ушла.

И пламя костра трепетало, как свечка

О памяти вечной божилась душа [5,135-136].

        2 ведущий.  Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории ее существования. Едва ли найдется художник, который не пытался постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до современных художников - таков путь постижения женской красоты и обаяния.

1 ведущий.  В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода.

         Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым ученые дали условное названий «палеолитические Венеры». Это каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Но подчеркнуто женское начало, непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры женской прически. В палеолитических Венерах заключался эстетический идеал женщины-матери наших далеких предков. Каждое из подобных изображений -настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого [8, 12].

1 ведущий.    Доброта, заботливость и вечная тревога за судьбы своих детей - вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть художники в своих работах. Живописцы стремились создать обобщенный образ совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства.

Ученик.    Одним из лучших ранних образов живописи явилась икона «Владимирской Богоматери». Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли, как «радость святей печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полным душевного благородства и немой укоризны затаилась тревога и печаль.

При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И. Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной извечной песней материнства» [7, 4].

Ученик.    К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Донская Богоматерь». Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к сыну, которого в будущем ждет мученическая смерть во имя спасении человечества.  А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, темные тона все же создает ощущение спокойствия, тихой и светлой радости [1, 70], [7, 11].

Ученик.      Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа

[8, 446-447].  На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать свое представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств. Очень верно подчеркнул Г Шевченко:

И в самых сладостных краях

Не знаю ничего красивей

Достойной матери счастливой

С ребенком малым на руках.

Ученик.   В 19 веке известный портретист, академик А. Г. Венецианов писал множество картин, где в облике величавой славянки им подчеркнуто одухотворенное начало и яркая индивидуальность. У художника складывалось свое представление об идеале женской красоты.   Венецианов писал простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой

Перед вами работа художника «На пашне. Весна» [7, 60].  Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведет под уздцы двух впряженных в борону коней. От еще непрогретой земли поднимается легкий пар, и кажется, словно она не идет, а плывет в этой дымке, едва касаясь мягкой земли.  А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать.

Ученик. А вот другое полотно А.Г.Венецианова «На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время летних полевых работ [7, 64].

В центре картины женщина-жница с ребенком на руках.  Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н А Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты – русская, долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать...

Зной нестерпимый: равнина безлесная

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,        

Столб насекомых над ней колыхается

Жалит, щекочет, жужжит!

Слышится крик у соседней полосоньки,

Баба туда - растрепалися косынки,

Надо ребенка качать!...

Ученик.    В искусстве 20 века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.  Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К. С. Петрова - Водкина.

В работе «Петроградская Мадонна» молодая женщина с ребенком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудит расклеенные декреты новой власти. Но все это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернута спиной к городу. Ее главные заботы - заботы о ребенке, о его настоящем и будущем [9, 66].

Ученик.    Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А. А. Дейнеки.  Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремиться подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных невзгод.

Ученик.    По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях созданных в годы Великой Отечественной войны. Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!» [2, 130].

В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремленный на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» -так был воспринят этот плакат современниками.  Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

Ученик.   Сколько раз мать провожала на войну своих сыновей Сколько раз… Перед вами работа Мыльникова А. «Прощание» [6, 361].

Горе теска, тревога во взгляде старой женщины- матери провожающего сына на войну. И немой вопрос: за что? Почему?

С надеждой и мольбой о том, чтобы выжил, вернулся смотрит она на сына. А она будет надеяться и верить, что он вернется. И будет ждать письма - светлую весточку с фронта о том, что он жив, здоров, не ранен.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом

Склонившись, мне тихую песню поешь,

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война не грозила

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

                                            Э. Асадов.

Ученик.  Но не все вернулись с фронта, не всех беда обошла стороной. Своей суровой рукой война коснулась многие семьи. Вместо писем с фронта получали похоронки.

        «Последнее письмо» - автор Неменский [9, 156]. В фигуре молодой матери, в ее опущенных руках, в ее взгляде, кажется, угасла вся надежда и такая безысходность во всем. Но женщина не одна. К ее спине прижимается ее сын – их продолжение, смысл их жизни. И ради него она должна быть. Она – мать. Ведь если ее нет – ничего нет. И жизни нет. Она такая сильная, мудрая, ясная. Она всех будущих детей вырастить и сбережет. Для мира. Для счастья.

Сотню раз вспомню маму,

Сотню раз поклонюсь.

В чем таиться та самая

Ее светлая грусть?

Ее тихая мудрость

В междустрочии слов?

Постоянное утро

Без дождей и ветров?

Ее вечное право

Мир добром одарять?

И на подвиг на правый

И…

На смерть посылать.

Песня «Мама» (Там далеко-далеко…)  сл. Т.Мартыненко,

муз. А. Розанова.

1ведущий.   И на сегодняшний день известные и неизвестные художники не перестают восхищаться величием женщины-матери, ее внутренним осознанием своего стержневого предназначения на земле и в семье, крепостью духовности, мужества и всепобеждающего терпения.

Ученик.    В доме-музее народного художника Владимира Александровича Игошева в собрании картин находится работа «Семья Тасмановых». В центре картины изображена женщина-хранительница семейного очага. Вокруг нее ее дети. Она бережна прижимает к себе самого маленького, который больше всех нуждается в ее внимании. Взгляд женщины спокойный, умиротворенный ведь все, кто дорог ей рядом [3, 72].

Там же находится еще одна работа - этюд к картине «В клубе далекого поселка». Не в каждом далеком сибирском поселке есть телевизор. И посещение клуба для всех жителей этого поселка - целое событие. Вот и мама с дочкой  тоже пришли. Но как бы не была увлечена женщина происходящим в клубе, она всегда помнит о главном - о своем ребенке. Мама бережно обнимает свою дочь, прижимая ее к себе, как бы желая защитить.

1 ведущий.   Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир.

        2 ведущий.   Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери - вот, что насыщает нас любовью к жизни.

1 ведущий.   М Джалиль сказал: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать».

2 ведущий. О, как прекрасно это слово - мама

                    Все на земле от материнских рук.

                    Она нас непослушных и упрямых

                    Добру учила ~ высшей из наук.

1ведущий.   Да, слово «мама»

                            Возносят выше самых ярких звезд.

Песня «Мама» Сл. О. Ульяновой, муз В. Войтенко.

Литература.

1. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004. – 736 с.

2. Бабурина Н.И. «Россия – XX век. История страны в плакате». – М.: «Панорама», 2000. – 256 с.

3. В Игошев. Альбом/ ред. Десятерик В.И.. – Москва, 1993. – 240 с.

4.  Мария Вагатова. Моя песня. Моя песня: Стихи. Легенды. Сказки. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство «Новое время», 2002. – 193 с.

5. Тарханов А.С. Плачь неба: Книга стихотворений. – Тюмень; «СофтДизайн», 1996. – 304 с.

6. Три века Русской живописи. Иллюстрированное издание/ Составитель Чахошен О.Ю., Чахошена С.А.ю – Санкт-Петербург: «Китеж», 1994. – 417 с.

7. Энциклопедия мирового искусства: Шедевры русской живописи. – М.: «Белый город», 2006. – 568 с.

8. Энциклопедия для детей. Иcкусство. Часть I: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. – М.: «Аванта», 2005. – 687 с.

9. Ягодовская А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. Размышления и наблюдения. – М.: Советский художник, 1987. – 242 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поздравительная программа ко Дню Матери "Нашим мамам ласковым и нежным самым".

Мама - самый дорогой человек на Земле. Во многих странах есть День Матери, как хорошо, что с 1998 года такой день появился и в нашей стране. А что может быть для матери ценнее, чем поздравление от ее ...

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...

Самое нежное слово на свете – МАМА!

Сценарий праздника ко Дню Матери....

Мама, все нежные слова тебе

Классный час проводился совместно с родителями....

Эти нежные строки тебе, Мама!

Конспект воспитательного мероприятия, посвященного Дню матери....

Конспект урока по музыке в 3 классе "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»

Конспект урока по музыке в 3 –м  классе. УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Урок музыки по теме: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»...

Урок музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама»

Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама»....