Классный час. Школьные принадлежности.
классный час (1 класс) по теме

Каримова Гульсина Буляковна

Классный час для 1 класса. Цель: познакомить обучающихся с историей школьных принадлежностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_._.doc556 КБ

Предварительный просмотр:

       Школьные принадлежности

Классный час в 1 классе

                                                                        

                                                                

                                                        

Цели. Познакомить учащихся с историей школьных принадлежностей; воспитывать аккуратность и бережливость; развивать интерес и любознательность.

Учебные материалы. Альбомный или тетрадный лист, карандаши, циркуль, линейка у каждого ребенка; для ведущих – шапочки с изображениями школьных принадлежностей; портфель и пенал для учителя.

Ведущий (в руках у него школьный портфель). Собирая школьный портфель или готовясь к урокам, вряд ли вы, друзья, подозреваете о том, сколько интересного могли бы вам рассказать о себе ваши верные помощники – школьные принадлежности. С виду они настолько просты и привычны... (достает из портфеля пенал).

В этой маленькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручку, ластик, циркуль, кнопки –

Что угодно для души.

А может, все-таки стоит их послушать... Давайте начнем, например, с Циркуля.

Циркуль. Угадайте, ребята, с каким словом мое название звучит одинаково?

Дети. Цирк.

Циркуль. Совершенно верно. Ведь происходят они от одного латинского слова – циркулюс, что значит круг, окружность. У цирка, как известно, арена круглая, ну а мое назначение вы знаете: чертить круги.

Циркуль ваш, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой – проткнул бумагу,

Уцепился – и ни шагу.

Каких только циркулей среди моих далеких предков не было! Самый древний, например, был найден при раскопках во Франции. Он пролежал в земле больше двух тысяч лет! Бронзовые циркули были обнаружены в вулканическом пепле, засыпавшем древнеримский город Помпеи. Однако циркули существовали и много раньше. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках в Древних Вавилонии и Ассирии сохранились столь ровные круги, что ясно – без помощи моих сородичей не обошлось. А существовали эти государства около 3000 лет назад.

Ведущий. Но как впервые получили столь ровный круглый контур?

Циркуль. Воображение и память предков подсказывают мне, что сначала окружность делали с помощью нити: один ее конец закрепляли, а к другому прикрепляли кусочек мела или острую палочку. Крутишь натянутую нить вокруг закрепленного центра – получается круг. На смену нити пришла деревянная дощечка с отверстиями. Но и у нее был важный недостаток: с ее помощью можно было провести окружность только одного радиуса, равного длине этой дощечки. Для других кругов приходилось мастерить новые и новые приспособления. Пришлось древним изобретателям задуматься, как объединить их в одном инструменте.

Так на свет появился мой самый древний родственник: с двумя длинными разводящимися ножками. Он один мог изобразить окружности различной величины.

Но самое интересное, что мои предки не только прекрасно чертили. Некоторые из них служили инструментом для резания по дереву. Вместо привычного грифеля в одну ножку этого стального мастера вставляли резец и наносили рисунок на деревянном изделии. Один из них нашли при раскопках в Новгороде.

Ну, а мои современные братья вам, конечно, знакомы. Самый простой и бесхитростный циркуль носит прозвище «козья ножка». Со вставным карандашом он не одну окружность нарисует.

Есть еще циркуль-измеритель. У того обе ножки с иголками. Им удобно с большой точностью измерять длину линии, перенося разведенные ножки на линейку. Но об этом моя подружка и соседка по пеналу лучше вам сама расскажет.

Линейка. Я линейка. Прямота – главная моя черта. Мы, линейки, скажу я вам, очень прямолинейны. Значит, и говорим напрямую, все как есть. Вот и я скажу без ложной скромности, что линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались еще древние египтяне при строительстве своих пирамид.

Не обходились без линейки и русские писцы. В расходных книгах московских приказов ХVIII века нередко встречается имя моей прабабки Каркасы. Это была своеобразная личность. Она представляла собой деревянную раму в размер листа, на которую туго натягивались нити. Положив на лист бумаги каркасу, писец проводил вдоль нитей костяной палочкой, выдавливая линии. Вот почему рукописи того времени поражают ровностью строк и четкими интервалами.

Мои старшие сестры – деревянные Линейки с делениями – появились не так давно – после того как в 1792 году по предложению Парижской академии наук за единицу длины был принят метр.

Если бы вы знали, каким уважением пользовались линейки! Не всякое дерево брали для их изготовления. Использовалась в основном прямослойная груша. Но нужно было быть настоящим мастером своего дела, чтобы так выбрать и обработать дерево, что линейка не изменяла форму ни при каких обстоятельствах. Толщина линейки тоже была строго определена: 2 мм. Именно она позволяла проводить самые ровные линии. Знающие люди выписывали себе линейки только из Парижа.

Мы, современные линейки, изготовлены на точных станках из разнообразных материалов – не только из дерева, но и из пластмассы, стали. Семья у нас, как известно, большая. Есть среди нас и линейка, похожая на букву Т. Зовут ее Рейсшина. Плечами она упирается в край чертежной доски, а ножкой скользит по листу. Сколько ни проводи с ее помощью линий, все они будут параллельными. А еще у нас есть братья Угольники с характером прямым и принципиальным – может быть, потому, что один из углов у всех прямоугольников обязательно прямой, равный 90 градусам.

Ведущий. Известный английский философ, химик и общественный деятель Джозеф Пристли, открывший множество химических веществ, таких как кислород, аммиак и др., в 1770 году придумал приспособление, без которого ныне не обходится ни один школьник. А какое именно, вы сейчас узнаете.

Ластик.     Я ластик, я резинка –

Чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку я сотру с листа.

У меня, у Ластика, характер неуживчивый. Мне все время хочется все изменить. Вы и сами мной очень часто пользуетесь. И не важно, ручкой ли пишете или рисуете карандашом, – все сотру, и с большим удовольствием.

Часто меня еще называют Резинкой. Но я не обижаюсь: ведь я и вправду резиновый. А резину делают из каучука, который по латыни называют гумми эластикум. Отсюда – ластик, что значит упругий. Каучук, кстати, варится из тягучего сока тропического дерева гевеи.

В наши дни ластики тоже делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают из самой обыкновенной картошки или даже из опилок – так намного дешевле. Правда, не из самого картофеля:сначала из него получают спирт, а уж потом на химическом заводе из спирта вырабатывают искусственный каучук. Делают каучук и из нефти. Так что мы бываем картофельные, нефтяные или опилочные. А чтобы мы хорошо стирали, к каучуку примешивают мел. Так что если не хотите, чтобы в тетрадях протирались дырки, обращайтесь с нами аккуратнее.

Ведущий. Однако боюсь, что скоро вас, каучуковых, отправят на пенсию. Слышали о химических ластиках? Они состоят из пластмассовых микрокапсул, заполненных растворителем. Трение разрушает оболочки капсул, растворитель выливается и обесцвечивает тушь и чернила. Как видите, появились у вас конкуренты, которые умеют стирать даже печатный текст.

Ластик. Но прошу вас, друзья: когда в вашем пенале появятся вдруг все эти новинки, вы и нас не забывайте, своих старых верных резиновых товарищей, исправивших столько ошибок в ваших тетрадках!

Карандаш.

Я другой приятель ваш –

Проворный черный карандаш.

Я и желтый, красный, синий,

С начинкой твердой в середине.

И если ты меня отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж!

Всем поможет карандаш.

Знаете ли вы, что таких карандашей, как сейчас, в старину не было? История моя такова. Художники рисовали тогда серебряной палочкой, а школьники писали свинцовой. Но свинцовая палочка оставляла на бумаге серый неясный след. Да и держать ее в руке было неудобно. Поэтому ее вкладывали в кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, кожу на конце приходилось срезать. Кстати, до сих пор карандаш по-немецки называют свинцовой палочкой.

Триста лет назад свинец заменили графитом. Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша. Именно с того времени и возникла индустрия пишущих инструментов.

Чтобы родился карандаш, надо, чтобы в Сибири вырос сибирский кедр. Благодаря ему карандаш не лохматится под ножом, не упрямится, а режется гладко и ровно. Кедр – ценное дерево. Заменить его можно только липой, которой у нас в стране еще меньше, чем кедра. Правда, сейчас на фабриках начали выпускать синтетические карандаши разных цветов. В будущем они, возможно, заменят деревянные.

Чтобы получился карандаш, нужно в палочку вложить графит. За графитом для карандашей едут на Урал, в горы. Но не так-то легко его достать – приходится спускаться глубоко под землю.

Чтобы сделать карандаш, нужна еще и глина для того, чтобы графитный стержень был прочнее и тверже. Чем больше глины, тем тверже карандаш. Оттого и бывают карандаши разных номеров. Но и это еще не все. Для того чтобы графит легче ходил по бумаге и оставлял жирный след, в графитную массу добавляют жир и клей. А еще нужны цветной лак и алюминий, чтобы карандаш был красивый и его приятно было взять в руки.

Ручка.

Я шариковая ручка,

Знакомьтесь и со мной:

Писать умею на бегу,

Но жить без вас я не могу.

Кто дружить со мной готов,

Тот не пожалеет –

Столько он хороших слов

Написать сумеет.

Моя история не менее интересна. Пока ручка стала похожа на современную ручку, прошло почти три тысячи лет. Именно столько лет назад в Древней Месопотамии в Азии писали заостренной палочкой-клином, выдавливая изображение на сырой глине.

В Древней Руси берестяные грамоты царапали писалом – металлическим или костяным инструментом, закругленным с одного конца и заостренным с другого.

Кстати, закругление на конце писала служило для заглаживания ошибок, так как оно было наполнено воском. Подобными «канцтоварами» пользовались когда-то и в Древнем Риме: пишущий стержень тоже имел плоский конец для стирания ненужных записей. Он был металлическим и назывался стиль, или стилус. В это же время в Китае использовали стилусы из бронзы. Шли годы. Но даже когда в Китае изобрели бумагу, ручки еще не было. А появился сначала карандаш, вернее, старший брат нашего Карандаша. Но историю его создания вы уже знаете. Когда придумали чернила, стали писать остро заточенными перьями птиц, чаще всего гусиными. Потом стали пользоваться стальным пером, насаженным на деревянный стержень. Стальное перо сохранилось и в следующем изобретении. Назвали этот письменный прибор авторучкой. Чернила набирались в баллончик ручки специальным поршнем. Такими ручками некоторые пользуются и сейчас, их даже выпускают с золотыми перьями – для красоты.

С конца ХIХ века довольно долго химики во всех странах пытались придумать состав пасты для шариковой ручки. Это удалось сделать только в 1938 году венгерскому химику Иозефу Биро. Именно ему мы обязаны появлению самой удобной ручки на свете! А в 1943 году в Аргентине впервые было налажено промышленное производство шариковых ручек. Как же устроена эта ручка? Главное – шарик, конечно, не воздушный, а стальной, маленький, почти незаметный. Когда шариком водят по бумаге, он вращается и смазывается пастой, оставляя след. Все гениальное – очень просто

Кто внимательно меня слушал, тот и на вопросы мои правильно ответит. Отгадайте загадку: уронила меня мать, подняли меня люди, срезали голову, вынули сердце, дали пить, и стало я говорить.

Дети. Гусиное перо.

Ведущий. Кто догадается, откуда пошло название перочинный ножик?

Дети. Нож, которым чинили перья.

Ведущий. Чтобы было где писать,

В школе вам нужна тетрадь.

Тетрадь 1.

У меня обложка синяя,

На любой странице линия,

Чтоб помочь ученику

Ровно вывести строку.

Тетрадь 2.

А я в клетку, не в линейку –

Написать по мне сумей-ка!

Чтоб решать, чертить, считать,

В клеточку нужна тетрадь.

Тетрадь 1. A знаете ли вы, на чем писали в глубокой древности?

– Еще до того, как изобрели бумагу, в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии писали, например, на бамбуковых дощечках, а в Древнем Вавилоне для этого использовали обожженные глиняные таблички. В Древней Индии писали на пальмовых листьях, европейцы же использовали для письма выделанные шкуры животных.

Тетрадь 2. А теперь попробуйте продолжить наш рассказ и ответьте на вопросы:

1. На каком материале жители Древнего Новгорода писали тексты заостренным костяным стержнем? (На бересте.)

2. Что такое папирус? (Писчий материал, который изготавливался из тростника.)

3. Кто придумал письмо по воску? (Римляне в 1300 году до н.э.)

4. Как назывался писчий материал, который изготавливали из кожи животных? (Пергамент.)

5. Где изобрели бумагу? (В Китае.)

6. Какое дерево используется для изготовления бумаги сейчас? (Ель.)

Ведущий:  Давайте вместе поиграем! Ведь с нашей помощью можно придумать столько всевозможных рисунков!

Раскроем мы свою тетрадь,

Сегодня будем рисовать.

Поможет мне веселый круг –

Для вас, друзья, разумный друг.

Ведущий.

Если круг пустился вскачь,

Значит, он – веселый... (Мяч.)

Круг похож на снежный ком –

Стал он вдруг... (Снеговиком.)

Веточка, листок и круг –

Получился вкусный... (Фрукт.)

Круга этого лучи,

Все мы знаем, горячи.

По утрам глядит в оконце,

Дети, кто к нам?

Это... (Солнце.)

Носят их все на носу

Дома, в городе, в лесу

Молодежь и старички.

Эти два кружка – ... (Очки.)

С веселою улыбкой

Ребята во дворы

Несут на длинной нитке

Воздушные... (Шары.)

Сверху шар зеленый,

Красный он внутри.

Весит целых два кило,

А быть может, три.

Сладкий, сахарный на вкус,

Называется... (Арбуз.)

Карандаш. А теперь покажите свое мастерство и нарисуйте все эти отгадки, а затем свой собственный рисунок – кто что придумает.

После рисования проводится выставка рисунков. За лучшие рисунки и правильные ответы дети получают призы.

Литература

1. Берестов В. Стихи. – М.: Детская литература, 2005.

2. Журналы «А почему?». – 2004–2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбираем школьные принадлежности первоклассникам.

Нужные советы мамам первоклашек при покупке школьных принадлежностей....

Школьные принадлежности

Данная презентация со звуковыми файлами поможет детям лучше запомнить произношение слов и проверить знания на тренажёре....

Школьные принадлежности

Список необходимых приобретений для первоклассника....

Праздник школьных принадлежностей.

Данное мероприятие можно првести в 1 -2 классах. Целью  праздника является привитие бережного отношения не только к классным  вещам. но и к своим личным школьным принадлежностям....

Конспект урока английского языка в 4 классе.Школьные принадлежности.

Конспект урока английского языка в 4 классе.Школьные принадлежности....

План конспект урока по русскому языку по теме "Школьные принадлежности"

конспект урока по русскому языку по теме "Школьные принадлежности"...

Пропись по теме "Школьные принадлежности и цвета" для учащихся 2 класса (School Things and Colours)

Пропись предназначена для формирования каллиграфических навыков по заданной теме....