Родительское собрание-практикум «Гармония общения"
учебно-методический материал (2 класс)
Родительское собрание-практикум
«Гармония общения-
залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание-практикум «Гармония общения" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание-практикум
«Гармония общения-
залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине»
Л.М.Когут
Цели:
- В совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины.
- Познакомить родителей с приемами поощрения и наказания детей.
- Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством применения единых воспитательных средств.
Подготовительная работа:
- Дать детям задание нарисовать рисунок на тему «Моя семья».
- написать сочинение по наблюдениям «Вечер в моей семье».
- Провести тест на выявление самооценки детей (материалы тестирования можно взять из сборника Р.В.Овчаровой «Практическая психология начальной школе»).
- Напечатать карточки для родителей с заданием:
Вставить нужные слова.
а) Корень любого порока -…
Запрет на наказание - …
В гневе наказание превращается в …
(слова: месть, гнев, ложь)
б) Царица детской добродетели - …
Основа наказания -…
Цель наказания -…
(слова: любовь, послушание, исправление)
- Провести среди детей письменный опрос:
- Какие поощрения для тебя самые приятные и желаемые?
- Какое наказание самое страшное?
Форма собрания – групповая.
Ход собрания.
- Вступительное слово учителя:
- Проблема недисциплинированности детей дома, в общественных местах существовала всегда. Сегодня эта проблема стоит наиболее остро, ведь все социальные невзгоды сказываются прежде всего на семье, а человек начинается с семьи.
Негативная статистика неумолимо возрастает:
- около 90% семей распадается с появлением ребенка;
- каждая вторая мать кормит грудью ребенка менее чем полгода;
- возрастает рождаемость детей детьми (когда мать и отец сами еще юного возраста);
- за 2002 г. в Мурманске на 100 браков – 91 развод…
Однако, несмотря ни на какие негативные обстоятельства, главная задача для родителей – воспитание детей.
- Источники недисциплинированности.
- Предлагаю вам поразмышлять над вопросом: что может послужить причиной того, что ребенок систематически нарушает установленные в вашей семье правила или нравственные устои, принятые в обществе?
Родители работают в группах, обсуждают вопрос, затем выводится общее мнение. (Были отмечены влияние улицы, телевидения, компьютера, отношения в семье, проблемы в школе.)
- Кто может ответить на вопрос: замечали вы своем ребенке
негативные черты характера, которыми обладают ваши родственники? В таких случаях еще говорят «весь в своего дядю» или «копия бабушки». (Находится большое количество подтверждений таких черт характера, как упрямство, жадность, эгоизм, неряшливость, лень.)
Принято считать, что дурные черты характера приобретаются в процессе неправильного воспитания. Но как объяснить наличие той или иной привычки, которая наблюдалась у деда, а деда внук даже не помнит? Существует точка зрения, согласно которой человек рождается с определенным характером и с первых лет жизни черты его характера начинают ярко проявляться , в том числе и негативные. Каждый человек рождается с каким-то главным недостатком, и к нему потом примыкают остальные дурные наклонности. Как узнать этот главный недостаток?
- Познай себя. «Кто хорошо знает себя, тому нетрудно узнать других».
- Прислушайся, что говорят о ребенке другие.
- Понаблюдай за ребенком тогда, когда он не знает, что за ним наблюдают. Во время игр или другой деятельности открываются добрые или дурные наклонности вашего ребенка.
Обсуждается связь между обстановкой в семье и влиянием телевидения, улицы на воспитание ребенка.
Вывод: главная причина недисциплинированности ребенка исходит от семьи.
По статистике, дети переступают порог школы уже с искаженными представлениями о себе как о личности. Неадекватная самооценка- вторая причина недисциплинированности ребенка. Признаки неадекватности самооценки выражаются: в сильной обидчивости, упрямстве, эгоизме, различных трудностях в общении, игнорировании культурных норм поведения, в агрессивных поступках, в ощущении себя неумным, неумелым, в чрезмерной стеснительности или во всяческом привлечении внимания учителя путем нарушения дисциплины.
Все это повышает у ребенка уровень тревожности и снижает уровень притязаний на успех.
Ознакомление родителей с результатами тестирования самооценки у детей.
Ознакомление родителей с восприятием детьми своей семьи в целом (по материалам рисунков на тему «Моя семья»).
- Работа по группам.
Задание: проранжировать, что, на ваш взгляд, наиболее важно и первостепенно в семейной жизни: работа, супруг, карьера, религия или моральный кодекс, отдых, дети.
Результаты задания оглашаются, делается вывод о том, что благополучные, счастливые семьи объединены сходной системой ценностей этического плана: 1) мощная сила нравственных устоев влияет на все другие отношения с людьми; 2) супруг; 3) дети.
В таких семьях живут не для себя и не собой:
- отец – женой и детьми;
- жена – мужем и детьми;
- дети душой неотделимы от любящих родителей.
- Основа дисциплины.
- Что, на ваш взгляд, является основой дисциплины?
Родители высказывают свои мнения. Многие сходятся на мысли, что благополучие в семье, уважительные отношения – главное для воспитания ребенка. Другие считают, что главное – неусыпный контроль, своевременное наказание. «Наказываю, наказываю, а толку нет» - еще одно мнение.
Задание: определить, в какой семье ребенок более дисциплинирован.
Пример 1. В школу Оксана часто опаздывает, просыпает. Школьные принадлежности забыты дома, уроки сделаны наспех. Кое-как отсидев за партой положенное время, Оксана не торопится домой – ведь все на работе. Можно сходить к подружкам или погулять, а вечером вместе с родителями сделать уроки. Правда вечером уроки сделать не удалось - к родителям пришли гости и сидели допоздна.
Пример 2. Алене нравится просыпаться раньше всех. Она будит маму и братишку, и все вместе делают зарядку. После завтрака Алена отводит брата в детский сад, а мама идет на работу. Мама работает до позднего вечера, поэтому Алена посещает группу продленного дня, Выполнив уроки, Алена спешит домой – нужно успеть переодеться и ехать в бассейн. После тренировки Алена забирает брата из сада. Нужно еще выучить устные задания – мама будет проверять. Алена с братом с нетерпением ждут вечера: придет мама и все вместе, завершив дела будут играть в лото или другие игры.
Вывод: основа дисциплины – родительская любовь и организация времени ребенка в течение всего дня.
5.Как выразить родительскую любовь?
- В группах разбейтесь по парам и выполните такое упражнение: посмотрите друг другу в глаза с нежностью или другим позитивным чувством: когда один сидит, другой стоит; когда оба находятся на одном уровне.
Родители делятся своими ощущениями.
Вывод: родительская любовь – прежде всего контакт «глаза в глаза». Этот прием дает необычайную эмоциональную подпитку и ребенку, и взрослому. В коре головного мозга естественным способом вырабатывается «гормон удовольствия», а это основа психического развития ребенка. Как мы смотрим на ребенка, так и он смотрит на людей.
Задание: используя физический контакт (соприкоснитесь ладонями, погладьте друг друга по плечу, по руке), с лаской передайте друг другу свое хорошее расположение. Поделитесь своими ощущениями.
Вывод: физический контакт необходим для выработки эмоционального равновесия.
- Следующий прием выражения родительской любви – «педагогика пристального внимания». Как вы понимаете это выражение?
Пристальное внимание может быть и косвенным: записка, игрушка на кровати, конфетка под подушкой. А если детей несколько? Поможет планирование. Постарайтесь организовать работу так, что можно было уделить внимание каждому ребенку наедине, всем своим видом показав ему, что он лучший.
Задание: смоделируйте ситуацию на тему «Вечер в моей семье», чтобы ребенок почувствовал себя важной и значимой личностью, которую умеют ценить по достоинству.
После ответов родителей выдаются сочинения детей на такую же тему.
- Получают ли вашу дети пристальное внимание вечером после трудового дня? К чему ведет эмоциональное неудовлетворение ребенка?
Вывод: основа дисциплины – удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка родительской любовью через такие приемы, как:
- контакт «глаза в глаза» с любовью;
- физический контакт с нежностью и лаской;
- пристальное внимание к ребенку наедине;
- организация времени ребенка.
6. Приемы дисциплинирования. Наказания.
Каждый из родителей сталкивался с детскими шалостями, непослушанием и вынужден был применять какие-то наказания.
- Кого в детстве не наказывал? Наказываете ли вы своих детей? Вспомните, уважаемые родители, какое самое страшное наказание было для вас в детстве и какое самое приятное поощрение.
Родители письменно отвечают на последний вопрос.
- Этот же вопрос был задан вашим детям, и вот, что они ответили…
Результаты опроса родителей и детей сводятся воедино.
Этот метод хорош еще и тем, что родители вспоминают, насколько обидны были для них те или другие наказания, но родители их так же используют по отношению к своим детям.
В результате опроса большинства детей выяснилось, что самые страшные наказания, применяемые родителями, носят моральный характер: «не иду гулять», «не берут с собой», «не разговаривают», «не смотрю телевизор», «запирают в комнате»…Самые желаемые поощрения, указанные детьми, - когда родители их обнимают, целуют и ласково называют.
-Чего взрослый не должен делать при плохом поведении детей?
Родители предлагают:
-Не ступать с ребенком в перебранку.
-Не говорить ему сгоряча первое, что взбредет в голову.
-Не вызывать отрицательных эмоций у ребенка.
Проблемы дисциплины – удобный случай для привития понятия о нравственных ценностях и укрепления самоуважения. Задача взрослого – поддержать скрытые достоинства ребенка и свести к минимуму недостатки.
-За что нужно наказывать ребенка? Можно ли физически наказывать?
В православном учении говорится: «Телесное наказание… самое строгое и чувствительное средство, поэтому должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных проступках дитяти… когда все другие средства оказались бесплодными. Но если оно употреблено, то оно должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило». Такого наказания заслуживает тот ребенок, который не хочет сознаваться в проступке и упорно отвергает его, кто уличен в воровстве, в жестоком обращении с животными и людьми, кто после неоднократных и строгих внушений не слушает родителей, употребляет по отношению к ним бранные слова и поднимает на них руку, восстает против их распоряжений, топает ногами и дерзит…
Никогда не замахивайтесь на ребенка – инстинктивное напряжение остается записанным в психофизическом поле в виде тяжелейшего синдрома ожидания наказания. Угрозы должны быть приводимы в исполнение, поэтому неблагоразумно грозить таким наказанием, которое не может быть выполнено.
Итак, физическое наказание – средство последнее, крайнее и даже опасное. Существует немало иных, мягких и не менее действенных средств.
Мстительным, драчливым и неуживчивым детям полезно отлучение от товарищей и помещение в отдельную комнату.
Для чувствительных детей достаточно холодного обращения родителей.
«Отход ко сну с тощим желудком – особенно полезен пртив упрямства и лености» (православное воспитание детей).
Дисциплинирование положительным примером (особенно если его подает сам взрослый) – самое яркое средство дисциплинирования.
Вежливые просьбы вместо приказов являются разумным и деликатным способом передачи инструкции. Когда взрослый отдает приказы, ребенок не смотрит на родителей как на союзников, а считает, что родители приказывают ему ради собственных интересов. Приказы действуют только тогда, когда ребенок живет в обычной вежливой атмосфере, - тогда команды необходимы и действенны в важных жизненных моментах.
Задание: перед вами карточки с пропущенными словами.
Вставив по смыслу слова, вы получите предложения, которые являются итогом сегодняшнего разговора.
Работа по группам.
а) Корень любого порока – ложь.
Запрет на наказание – гнев.
В гневе наказание превращается в месть.
б) Царица детской добродетели – послушание.
Основа наказания – любовь.
Цель наказания – исправление ребенка.
7. Итог собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"
Это родительское собрание поможет уителю расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомит родителей со стилями общения. Раскроет значение невербального общения. Поможет стимулировать п...
Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"
Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....
родительское собрание тема: Дорога общения"
родительское собрание в начальной школе...
Родительское собрание-практикум «Гармония общения"
Родительское собрание-практикум«Гармония общения-залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине»...
Родительский всеобуч по теме: «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи: обобщить знания родителей об и...
Родительское собрание "Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье"
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи: обобщить знания родителей об и...
Родительское собрание «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»
laquo;Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»...