РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРКСЭ»
статья по теме
Доклад с презентацией, где даются рекомендации, как вести работу с родителями в рамках учебного курса "ОРКСЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_rabotasroditelyami.rar | 659.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРКСЭ»
Буркина Л. В., учитель начальных классов
МБОУ Сосновской СОШ №1
р.п. Сосновка Тамбовской обл.
На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. За последние годы институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. Нередко на замечания учителя в адрес ученика мы слышим такие слова от родителей: «Мой ребёнок большую часть времени проводит в школе, вот вы его и воспитывайте...» Однако давно известно, что эффективность воспитания сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает педагогический треугольник (слайд 2):учитель – ученик – родитель. Если хоть одно из звеньев этого треугольника работает неправильно, гармоничное развитие личности невозможно. (Слайд 3) Поэтому включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. Сотрудничество семьи и школы – необходимое средство создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. (слайд 4) В рамках курса ОРКСЭ, который ведётся в нашей школе уже несколько лет, помимо всего прочего рассматриваются и семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе. Одним из положительных моментов введения этого курса является то, что изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре, традициям своей семьи.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений и вопросов со стороны родителей обучающихся нашей школы. Поэтому введению курса (слайд 5)должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме родительского собрания, собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.(слайд 6)
Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. (слайд 7)
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких видов домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Возможно, некоторые родители посещали святые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях:
как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся друг другу.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. Родители и члены семей учеников могут быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс "Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям - организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Главная задача этих мероприятий: создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения курса.
(слайд 8) Родителям необходимо дать практические советы о том, как помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики». (слайд 9)
Совет 1. Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть для ребёнка главный воспитатель.
Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания обучающихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. Курс «ОРКСЭ» открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. (слайд 10)
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, - недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. (слайд 10)
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком. (слайд 10)
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него доброжелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Вместе выясните причину и устраните ее. (слайд 11)
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», – понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Зачем нужны моральные нормы? Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность. (слайд 12)
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина России, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
Литература
1. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе в 2 частях. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2009.
2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2010.
3. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
4. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур» //А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мацияка, Н.И. Пьянкова, Е.Н. Петрова, А.Ю. Петрова, Яковлева С.Г.
5. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы / А.Я. Данилюк. - М., 2010
6. Материалы сети Интернет:
- http://conference.apkpro.ru/files/orkce/sptmb5_7_2012/d49.pdf
- http://www.orkce.org/node/418
- http://shkola65rzn.ucoz.ru/index/rabota_s_roditeljami_i_chlenami_semej_uchenikov_v_ramkakh_uchebnogo_predmeta_orkseh/0-102
- http://nachkl.86gmz-sov.edusite.ru/p5aa1.html
7.Методические рекомендации и по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения.