классный час "О Рерихе"
план-конспект занятия по теме

Каптюк Татьяна Владимировна

классный час посвящен дню культуры под знаменем мира 15 апреля

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное образовательное учреждение  

             Рудногорская средняя общеобразовательная школа

                                            Классный час в начальной школе

посвящен : «Дню Культуры под Знаменем Мира» 

                                        Творчество Н. Рериха

Провела : учитель начальных классов

Каптюк Татьяна Владимировна

Цель:

 а) познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Е.И. и Н.К. Рерихов;

б) показать через всю жизнь и творчество связь Рерихов с Россией и раскрыть их великую роль в деле преобразования и возрождения России, в деле раскрытия ее высокой духовной миссии;

в) пробудить интерес учащихся к великим образам Е.И. и Н.К. Рерихов и их творчеству, в котором воплотились их истинный патриотизм и высокая гражданская позиция.

Оборудование: портреты Е.И. и Н.К. Рерихов, картины Н.К.Рериха, выставка книг, видеофильм «Сказ о художнике Н.К.Рерихе», презентация.

 

                                               Ход занятия.

В последние годы во многих городах России и других странах проводится День Культуры. Выбранная для проведения дата 15 апреля связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного договора – Пакта Мира, или Пакта Культуры Николая Константиновича Рериха. 

Николай Константинович Рерих всесторонний одаренный деятель русской и мировой культуры и искусства XX века. Одним из важнейших его вкладов в культурное развитие человечества была деятельность по внесению в жизнь «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников».

          Главной идеей этого документа, который был подписан в 1935 году 21 государством, является обязательство участников договора об охране культурных ценностей в мирное время и во время войны, что было принято за основу при разработке Гаагской конвенции 1954 г.

     Символом движения по защите культурных ценностей человечества было принято Знамя Мира – Знамя Культуры. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы, как символ единения Знания, Искусства, Религии в кольце Культуры, или символ прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности.

Предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира.

      Сегодня на классном часе мы познакомимся с творчеством Николая Константиновича Рериха, мы будем говорить о Великих наших соотечественниках Е.И. и Н.К. Рерихах, об их удивительной жизни, высоком труде и общественной деятельности на благо России и на благо всей Планеты. Ибо они были истинными гражданами не только России, но и всего мира.

       В далекой Индии, в окружении вечных гималайских снегов, в долине Кулу воздвигнут памятник с надписью «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
Н.К.Рерих – человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Горячий патриот, постоянно думающий о благе русского народа и творивший для него, он широко известен во всем мире как крупный художник, философ, ученый, путешественник, писатель. Его поистине можно назвать гражданином Мира.
43 года он прожил в России, около 20 в Индии, 3 года в США, 2 года в Финляндии, 1год во Франции, более 1 года в Англии, 2 года в Китае, 1,5 в Тибете, 1год в Монголии. Был в Швеции, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии, Германии, В Египте, Японии, Гонконге, на Филиппинских островах и Цейлоне. 5 лет он отдал большой научно-исследовательской экспедиции в Центральную Азию, где прошел 35 высочайших горных перевалов, пересек
 пустыни Монголии и Китая.
За долгие годы своей жизни Н.К.Рерих создал более 7000 картин. Они разошлись по всему миру. Произведения художника находятся в Санкт- Петербурге, Москве, Риге, Н.Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюге, Стокгольме, Буэнос-Айресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах.
Жизнь Рериха была настолько необычна и многогранна, что вокруг его имени сложились самые невероятные легенды. Трижды в газетах сообщали о его гибели. Ему приписывалось завоевание целых стран; рассказывалось, что от его взгляда будто бы седеют волосы. Голоки, напавшие на экспедицию Рериха в Центральной Азии, уверяли, что они неоднократно стреляли в Рериха, но никакая пуля не могла его поразить. Неправда ли, человек Легенда.
Родился Н.К.Рерих (27 сентября) 9 октября 1874 года в городе Петербурге в семье известного юриста и общественного деятеля Константина Федоровича Рериха. Мать, Мария Васильевна Калашникова, принадлежала к купеческой семье.
            Н.Рерих рос любознательным, способным, одаренным мальчиком. Да и обстановка в доме располагала к этому. Он присутствовал при беседах об истории, литературе, науке. Атмосфера родительского дома стала превосходной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства Н.Рериха знанием великих достижений мировой культуры. В мир старины, романтики, истории уводили его книги.              Жизнь Н.Рериха была заполнена интересными событиями, среди которых были яркие воспоминания детства.
        Судьба была благосклонна, и мальчик получил все нужное для раннего развития врожденной творческой фантазии. Но и сам мальчик был во всем заинтересован, усердно трудился и стремился к знаниям. В 1883 году Николай Рерих поступает учиться в одну из лучших частных гимназий Фон Мая. Уже с гимназических лет у Николая Константиновича стали формироваться интересы, нити от которых потянулись к истории, театру, археологии, живописи, путешествиям. Будучи одаренным и любознательным учеником, он хорошо успевал по всем предметам, но это достигалось благодаря огромной настойчивости и трудолюбию.  В 1891 году друг семьи художник М.Микешин обратил внимание на склонности Н.Рериха к рисованию.
              В 1893 году Николай Рерих поступает на юридический факультет и одновременно в Академию художеств. 30 октября 1895 года он поступает в мастерскую художника Архипа Ивановича Куинджи.  В своих произведениях раннего периода Рерих развернул мир славянской Руси, раскрыл свое понимание древнего мира. Во всем этом художник видел подлинную красоту народа.

     Долгое время о Н.К.Рерихе принято было говорить только как о великом художнике, певце гор, а о том, что Н.К.Рерих, прежде всего, был великим мыслителем, философом, мудрецом, принято было умалчивать.

 Еще в 1899 году Н.К.Рерих, находясь в командировке, знакомится с Е.И.Шапошниковой, будущей женой. Она является двоюродной племянницей композитора М.П.Мусоргского и правнучкой полководца М.И.Кутузова. 28 октября 1901 года состоялось венчание Елены Ивановны и Николая Константиновича. Их первый сын Юрий, родился в 1902 году, стал позднее ученым с мировым именем, инженером, историком, лингвистом, востоковедом, знавшим более 30 языков, внесшим огромный вклад в отечественную науку. Святослав Рерих, их второй сын, родившийся в 1904 году, также был ученым, педагогом, художником, химиком, писателем, основателем Международного Центра Рерихов в Москве – неправительственной общественной организации при ООН.
               В 1903 году Елена Ивановна и Николай Константинович совершили большое путешествие по России, охватившее огромный район – города Ярославль, Казань, Суздаль, Москву, Смоленск, Гродно, Изборск, Углич и другие. В 1923 году Елена Ивановна и Николай Константинович отправляются в трансгималайскую экспедицию. Индия и Центральная Азия интересовали их прежде всего как ученых и как философов.
Н.Рерих всегда верил в большое и великое будущее России. В его статьях Россия предстает Державой Света с Великой Миссией.

   Тема России и образ России проходит через все творчество Н.К.Рериха, начиная с его «детских» полотен и до философских работ.
     В 30-40 годы 20 столетия Н.К.Рерих писал: «Влечет Сибирь Великая, здесь будет оплот Эволюции». Эти слова Н.К.Рериха стали пророческими. Духовное возрождение России и всей Планеты идет из Сибири.
В мае 1928 года Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи завершают экспедицию в Тибет. В Индии ими организован Институт Гималайских исследований «Урусвати» (свет утренней звезды-санскрит).
А с 1929 года во многих странах мира стали возникать общества имени Рериха.  Всех их объединяла общая цель: борьба за подъем культуры, стремление к духовному, культурному сотрудничеству и обмену, одновременно вселить в души людей веру в возможности мира и счастья на Земле.
           Важной вехой в жизни и творчестве Н.К.Рериха была борьба за охрану культурных ценностей. Н.К.Рерих давно задумывался о создании Пакта об охране культурных ценностей во время военных действий. 15 апреля 1935 года по инициативе Н.К.Рериха в Вашингтоне был подписан важнейший в истории международного права документ – «Договор об охране художественных и научных учреждений и научных памятников» Пакт Рериха). Он лег в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятого в Гааге члена ООН 14 мая 1954 года и ратифицированного большинством стран мира, в том числе и Россией.

   В конце классного часа познакомьтесь с картинами Никалая Рериха

  (просмотр картин под музыку)

            Учителям человечества, какими были Н.К. и Е.И.Рерихи обязаны мы и будущие потомки жизнью своей. Об их удивительной, прекрасной, но, с другой стороны, полной борьбы и труда жизни, мы – потомки обязаны знать, в сердце хранить и свою жизнь сверять по их Жизни. А Великие труды, принесенные Ими из Высшего Источника Знаний, мы должны изучать, чтобы сделать нашу жизнь и жизнь нашей Планеты прекрасной, счастливой. Все в наших руках


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...