Экологическое воспитание для детей и родителей
консультация по теме
Значение экологического воспитания для детей. Некоторые варианты,занятий с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение экологического воспитания для детей | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – как часть
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание- это важно.
«Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа охраняемого этот мир, сторожа, которому небезразлично, что делается внутри этого мира»
В. Сухомлинский.
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
Непрерывное экологическое образование становиться необходимостью, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя много взрослых, экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя и в природе, и среди людей.
Ощущение красоты жизни входит в нас очень рано,- когда мы только еще учимся делать первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». И пусть у него зародиться безотчетное чувство красоты, когда он новыми глазами увидит возле себя то, что его повседневно окружает: знакомый лес, родную речушку, голубое небо, закат и восход солнца, лица родных людей.
Первые ощущения красоты, возникающие у ребенка, хотя и смутные, но очень живучие, они долго, порой, всю жизнь направляют чувства прекрасного. И потому так важно , чтобы эти первые ощущения были навеяны родной природой, родным краем, родной страной.
Пусть пробудиться в нем ощущение Родины, как чего-то чудесного и непостижимо увлекательного.
Природа –это единственная книга,
каждая страница, которой полная глубокого содержания.
И.В. Гёте.
Чтобы наши дети осознали великое значение природы для человека, чтобы почувствовали свое единение с ней, осознали себя, как часть природы, поняли ,что без неё нет жизни для всего человечества, чтобы у детей проснулось новое экологическое мышление, способное осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и чтобы дети научились жить в гармонии с природой, взрослые должны целенаправленно раскрывать перед детьми всю её неповторимость , всё её богатство , красоту и ранимость. А сделать это можно только через практические наблюдения, исследования, прибегая к помощи литературы и искусства.
Приведу некоторые примеры совместной деятельности взрослых и детей: ежедневно наблюдайте за погодой с детьми, отмечайте изменения в живой и неживой природе ( например: состояние неба, солнца, ветра, осадки, наблюдайте за реками, озерами, за травой, цветами, насекомыми, деревьями, птицами).
В осенний период предложите детям назвать овощи, фрукты. Покажите как заготавливают их на зиму, в каком виде и в каких блюдах употребляют их в пищу. Покажите, как при этом меняются их свойства. Поиграйте с детьми в игру «Угадай на вкус»; поиграйте в придумывание загадок про овощи, фрукты . Найдите и почитайте детям стихи об овощах и фруктах ( например: Ю. Тунин « Суп из овощей»). Рассмотрите с детьми иллюстрации с изображением грибов. Придумайте загадки про грибы. Нарисуйте грибы. Поиграйте в игру « Съедобные и несъедобные». Во время прогулки обращайте внимание на красоту осеннего убранства деревьев и кустов. Старайтесь, чтобы дети запоминали названия деревьев и кустарников. Поиграйте в игры : « Чей листок?», «Детки на ветках»(о деревьях и их плодах). Пусть дети обведут на песке палочкой разные листья или на асфальте мелом и дорисуют к ним плоды. Покажите детям на клумбе , газоне осенние цветы. Вместе полюбуйтесь красотой их формы, сочностью окраски, сочетанием ярких тонов с зеленью. Поставьте дома вазу с цветами.
Проведите наблюдение за перелетными птицами , выясните ,есть ли еще ласточки ,грачи, дикие утки.
Рассмотрите на картинке или нарисуйте лесных животных (зайца, белку, волка, медведя, лису). Объясните . как меняется их жизнь осенью ( меняют «шубки», готовят запасы, впадают в спячку). Постарайтесь изобразить на рисунке домики разных животных, рассказать ,чем они питаются. Гуляя в лесу или парке, понаблюдайте за белкой ( полюбуйтесь привлекательной внешностью, ловкими движениями, обратите внимание на смену её шерстки), предложите зверьку угощение.
Загадайте загадки о лесных жителях, прочитайте стихи, рассказы. (например: М.Пришвина)
Соберите с детьми листья и плоды деревьев и кустарников и покажите ,как из них можно сделать поделки.
Консультации для родителей
«От скуки на все руки»
Иногда приходится слушать жалобы родителей: "Ну что мне с ним делать? В детскомсаду ведет себя хорошо, слушается, охотно помогает воспитательнице .Домой приходит -на голове ходит, игрушки разбрасывает,всем грубит, играть в них не хочет ".
День малыша в детском саду заполнен интересными делами, неожиданными событиями, занятиями, увлекательными прогулками и играми с ровесниками. А дома! Все заняты. Мама по хозяйству хлопочет, папа газету читает или телевизор смотрит. От взрослых ребенок только и слышит "Иди, не мешай, займись чем-нибудь". Чем!?
Малыш с интересом прислушивается и присматривается к взрослым. И важно в этот момент стать настоящим другом ребенку. Научить его использовать свободное время, чтобы он почувствовал необходимость своего труда, занятия, игр. Для игр нужны игрушки. Совсем не обязательно дорогостоящие магазинные. Игрушки можно сделать своими руками.
Например: малыш помогал вам перебрать фасоль, рис. По окончании работы предложите сыну или дочери выложить из них "дорожку", "цветочек" или др. формы. Выпил малыш компот, съел варенье- остались косточки: соберите их, подвигайте по столу чтобы что-то получилось
Попробуйте изготовить самоделки с детьми, учитывая их возможности и способности.
Малыши должны почувствовать, что самоделка доставляет радость и взрослым. Сделать "пианино" совсем просто сложите прямоугольник из плотной бумаги пополам , вдоль длинной стороны. Затем сделайте сгибы на лицевую сторону. Чтобы «пианино» не разъезжалось на столе, укрепите его на картоне и наклейте полоски черной бумаги.
Едите в электричке на дачу, игрушек не взяли. Возьмите носовой платок за два противоположных угла по диагонали. Закрутите и не туго завяжите два раза. Два уголка от второго маленького узелка поднять вверх- "ушки", а от большого - "хвостик".Приучайте детей собирать для поделок цветные обложки от тетрадей, конфет, шоколада, мыла. Все это пригодится при оформлении поделок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание школьников и их родителей в ГПД
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы.Земля - это наш единственный и общий для всех родной дом, которы...
На прогулке в парке. Советы родителям по экологическому воспитанию детей.
Стать для родителей о том, чем занять ребёнка на прогулке в парке. Данная статья расширит знания родителей об экологическом воспитании детей....
Консультация для родителей. Экологическое воспитание детей летом
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувс...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей 11 - 14 лет со сложной структурой дефекта. "Животные"
Данный материал разработан мною в помощь педагогам, работающим с детьми со сложной структурой дефекта ("особый ребенок"). Целью занятия по данному конспекту является уточнение и раширение знаний детей...
Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта .
Статья на тему : "Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта ."...
Работа с родителями "Экологическое воспитание детей"
План работы с родителями...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей"
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей", предназначен для работы с родителями в учреждении дополнительного образовании....