Методическая разработка родительского собрания "Как сберечь здоровье школьника"
методическая разработка (1 класс) по теме
В данной разработке предложен коспект родительского собрания, анкеты для детей и родителей, памятки для родителей. Использовать можно в первой четверти 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка родительского собрания | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как сберечь здоровье школьника»
Дата проведения: I четверть
Форма проведения: лекторий для родителей, обмен мнениями.
Цель: формирование представления о здоровом образе жизни и его влиянии на сохранение здоровья детей.
Задачи: предоставить родителям информацию о направлениях сохранения здоровья школьников; показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в важности формирования у ребенка привычки вести здоровый образ жизни; убедить родителей, что их личный пример является ключевым в формировании у ребенка здорового образа жизни.
Ход собрания
I. Подготовительный этап.
Провести анкетирование детей, обработать полученные результаты.
Подобрать статистические данные о здоровье младших школьников.
Подготовить для родителей анкеты и памятки.
II. Организационный этап.
Разложить на столах обработанные анкеты детей и анкеты для родителей, памятки, чистые листы для записей.
III. Проведения педагогического всеобуча.
«Здоровье есть высочайшее богатство человека» - Гиппократ
Чтобы сохранить здоровье, его надо ценить и заботиться о нём.
Среди учеников было проведено тестирование «Как вы относитесь к своему здоровью?»
Учитель представляет родителям результаты анкетирования
Результаты анкетирование показали, что данная тема выбрана неслучайно.
В условиях сложной экологической, экономической действительности важной задачей семьи и школы становится забота о здоровье детей.
По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50 %, на сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья), что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания, экологией.
Сегодня нам нужно определить пути по укреплению и сохранению здоровья школьника.
Существуют правила сохранения здоровья. У детей необходимо воспитать потребность их выполнять.
В понятие здоровье входят физическое здоровье, психическое здоровье, душевное здоровье.
Гигиеническое поведение – обобщенное понятие, подразумевающее деятельность человека направленную на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, режима дня; гармоничные отношения между людьми; занятие физической культурой; негативное отношение к вредным привычкам.
Рассмотрим факторы сохранения здоровья:
Важным условием сохранения здоровья школьника является режим дня. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое здоровье, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. Известно, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Низкая работоспособность характеризуется:
- Снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- Повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- Рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- Изменением почерка ребёнка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Анализ анкетирования детей.
Анкета для учеников
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь ее один или с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
- В каком часу ты идёшь спать?
Подобную анкету учитель предлагает и родителям
Анкета для родителей
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребёнка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
После проведения анкетирования, родители делают вывод о том, насколько серьёзно они относятся к режиму дня своего ребенка.
Родителям предлагается примерный вариант режима дня школьника, в который они могут внести свои коррективы.
Режим дня
Примерный вариант режима дня первоклассника | Время |
Подъём | 7.30 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.30-8.00 |
Завтрак | 8.00-8.20 |
Дорога в школу | 8.20-8.40 |
Занятия в школе | 9.00-13.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.00-14.30 |
Обед, отдых, помощь по дому | 14.30-16.00 |
Приготовление уроков | 16.00-17.00 |
Свободное время | 17.00-19.00 |
Ужин | 19.00-19.30 |
Свободное время | 19.30-20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30-21.00 |
С режимом связан следующий фактор сохранения здоровья: сон.
Полноценный сон.
Родителям предлагается ответить на вопрос, сколько часов в сутки должен спать их ребёнок.
Ученик начальной школы должен спать не менее 8-10 часов в сутки. Полноценный сон – это самый эффективный вид отдыха. В младшем школьном возрасте для предупреждения переутомления показан дневной сон. Постоянное нарушение режима сна приводит к возникновению стрессовой ситуации, способствует возникновению стойкого переутомления, что, в свою очередь приводит, к заболеваниям внутренних органов, частым ОРЗ и ОРВИ. При частом проявлении симптомов переутомления, таких, как головная боль, головокружение, быстро наступающая слабость, покраснение глаз и ушных раковин, рассеянность, раздражительность, плаксивость, ребенка необходимо показать врачу, так как эти причины могут предшествовать развитию нервно-психических заболеваний.
От полноценного сна зависит физическое состояние здоровья. Следующие факторы сохранения здоровья являются физическое развитие и укрепление иммунитета.
Физическое развитие и укрепление иммунитета. Современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность школьников, поэтому для профилактики гиподинамии необходимы:
-проведение зарядки;
-прогулки на свежем воздухе;
-оздоровительный бег;
-катание на лыжах, коньках;
-плавание;
-езда на велосипеде;
-командные виды спорта: волейбол, футбол;
-туризм;
-занятия аэробикой, спортивными танцами
Особое внимание необходимо обращать на осанку ребёнка. Нужно следить за положением его тела во время выполнения домашних заданий, поскольку неправильная посадка – одна из основных причин нарушения осанки.
К основным факторам, вызывающим эти нарушения, относятся недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; неправильная походка, привычка носить тяжести в одной руке, спать на одном боку и др.
У ребенка, стоящего в непринужденной позе, замеряют следующие расстояния: от седьмого позвонка до нижнего угла левой лопатки, расстояние А; до нижнего угла правой лопатки – расстояние В. При нормальной осанке расстояния А и В равны, различие в длине расстояний указывает на наличие сколиотической осанки.
Дать ребенку представление о правильной осанке можно следующим образом: ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и затылком. Неоднократное повторение этого приема позволяет запомнить школьнику мышечное ощущение правильной осанки и в дальнейшем сохранить ее.
Предложить родителям памятку «Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий» (Памятка 1)
По статистике 80% информации человек воспринимает зрительно. Очень важно сохранить зрение школьника. Неправильная посадка учеников в школе, во время выполнения домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения.
Для профилактики нарушения зрения необходимо:
-следить за освещенностью помещения, в котором занимается ребенок;
-организовать рабочее место так, чтобы свет падал слева;
-расстояние от глаз до книги, тетради при чтении и письме должно быть 30-35 см;
-при просмотре телепередач расстояние от экрана до ребенка было не менее 2,5 метров;
-в течение недели младший школьник смотрел не более 2-3 телепередач;
-компьютерные игры не должны занимать более 15 минут в день.
Памятка 2. «Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий»
Правильное питание.
На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших – питание.
Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные ученые выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а также нарушение режима питания.
По данным исследований содержание витаминов в организме школьников нормальное – у 10-12% детей; дефицит одного витамина – у каждого третьего; недостаток двух витаминов – у каждого второго; дефицит трёх витаминов – у каждого десятого ребенка. Поэтому рекомендуется использование детьми в профилактических дозах витаминно-микроэлементных комплексов, особенно в зимнее время.
Чтобы устранить нарушения режима питания (60% ребят не соблюдают его), взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. При этом распределение суточного рациона должно распределяться следующим образом: завтрак – 20%, второй завтрак – 15%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 20% суточного рациона. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.
IV. Практическая работа. Предложить родителям составить меню для ребенка на день.
Предложить родителям вопрос для обсуждения: «Следует ли заставлять ребенка есть через силу или отказывать ему в приеме пищи перед сном?»
Обобщить мнение родителей и подвести к выводу: « Заставлять нельзя». Оценивая свое желание поесть, ребенок прислушивается к потребностям своего организма.
Второй вопрос для обсуждения. «Обязательно ли детям в возрасте 6-10 лет есть первые блюда?»
Родители высказывают свое мнение по этому вопросу и стараются аргументировать свою точку зрения.
Учитель резюмирует услышанное.
Да. Употребление только второго блюда не вызывает «достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения». Кроме того, следует приучать ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами (чтением, просмотром телевизора, игра в телефон). Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, соблюдение культуры питания помогут детям получать удовольствие от приёма пищи и оставаться здоровыми.
V. Подведение итогов. Как мы сегодня смогли убедиться, сохранить здоровье наших детей в наших силах. Необходимо воспитать у них привычку быть здоровыми. Семья должна стать примером для ребенка.
Возможное решение родительского собрания:
- Обсудить с домочадцами информацию, полученную на собрании.
- Использовать ее в повседневной жизни.
- Более строго следить за соблюдением режима дня своего ребенка.
- Пересмотреть режим питания, заменить некоторые блюда в рационе ребенка
- Обсудить с детьми результаты тестирования.
Используемая литература:
- Новые родительские собрания:1-4 классы./Дереклеева Н.И. - М.: ВАКО,2006
- Родительские собрания: 4 класс/ Авт.-сот. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО,2008
Приложение 1
Тест для учащихся «Как вы относитесь к своему здоровью?»
Ответьте на вопросы теста и посчитайте очки.
- Как часто вы моете руки?
а) довольно часто, несколько раз в день – 0 очков;
б) обычно перед едой и после туалета – 5 очков;
в) когда сильно испачкаю – 20 очков.
- Сколько раз в день вы чистите зубы?
а) 2 раза в день (утром и вечером) – 0 очков;
б) 1 раз в день – 5 очков;
в) не каждый день – 15 очков.
- Как часто вы моете ноги?
а) каждый вечер перед сном – 0 очков;
б) когда заставит мама – 10 очков;
в) а зачем их мыть? – 20 очков.
- Как часто вы делаете зарядку?
а) ежедневно – 0 очков;
б) когда заставляют родители – 15 очков;
в) никогда – 20 очков.
- Как часто вы простужаетесь?
а) 1 раз в 2 года - 0 очков;
б) 1 раз в год – 5 очков;
в) несколько раз в год – 15 очков.
- Как часто вы едите сладости?
а) по праздникам и воскресеньям - 0 очков;
б) почти каждый день – 20 очков;
в) несколько раз в день – 30 очков.
- Как часто вы плачете?
а) не могу вспомнить, когда это было в последний раз - 0 очков;
б) пару раз в неделю – 15 очков;
в) почти каждый день - 25 очков.
- От чего вы плачете?
а) от боли - 0 очков;
б) от обиды – 10 очков;
в) от злости – 20 очков.
- Сколько вы гуляете?
а) ежедневно по 1,5 – 2 часа - 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа – 10 часов;
в) иногда по выходным – 20 очков.
- Когда вы ложитесь спать?
а) в 21.00 – 21.30 - 0 очков;
б) с 22 до 24 ч – 10 очков;
в) после 24 ч – 35 очков.
- Соответствует ли ваш вес росту и возрасту?
а) соответствует или чуть меньше - 0 очков;
б) немного больше – 10 очков;
в) значительно превышает норму – 30 очков.
- Сколько времени вы проводите у телевизора?
а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;
б) около 3 ч – 10 очков;
в) почти весь день – 30 очков;
- Сколько времени вы тратите на уроки?
а) около 1,5 ч - 0 очков;
б) почти 2 ч – 15 очков;
в) больше 3 ч – 30 очков.
- Можете ли вы взбежать на 5-ый этаж?
а) с легкостью - 0 очков;
б) под конец устаю – 15 очков;
в) с трудом – 25 очков;
г) не могу – 35 очков.
- Ходите ли вы в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да – 0 очков;
б) нет - 5 очков.
Ключ к тесту:
От 0 до 20 очков – вы в полном порядке!
От 20 до 70 очков – у вас уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!
От 70 до 110 очков – вы твердо стоите на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте с него скорее!
От 110 и выше – как вы еще не развалились? Начинайте борьбу за здоровье с этой же секунды!
Приложение 2
Памятка 1
«Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий»
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10—15 минут выполнения домашних заданий.
Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой — для снятия напряжения. Они могут быть такими:
- энергичное потирание ладошкой о ладошку.
- попеременное, активное протирание воображаемого окна.
- крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Памятка 2
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
- Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5—6 раз.
- Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
- Исходное положение — сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.
- Исходное положение — сидя, посмотреть прямо перед собой 2—3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку.
- Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох:). Повторить 5-6 раз.
- «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сберечь здоровье школьника
Методический материал представляет собой подборку упражнений для физминуток, релаксации, зарядки для глаз и другие здоровьесберегающие технологии, которые помогут учителям при подготовке и проведении ...
методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"
Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....
Методическая разработка родительского собрания в первом классе по теме "Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"
Данная методическая разработка в полном объёме раскрывает значение соблюдения режима дня первоклассника....
Методическая разработка родительского собрания "Развиваем мышление младших школьников"
Методическая разработка родительского собрания для 3 класса...
Методическая разработка родительского собрания "Родительская любовь"
Методическая разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1-4 классах. ...
Методическая разработка родительского собрания: Родителям о методах и приемах развития внимания школьников.
Советы родителям...
Методическая разработка родительского собрания "Как сберечь здоровье ребёнка "
Важным условием сохранения здоровья школьника является режим дня. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое здоровье....