Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я"
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности.
Программа составлена на основе программы развития личности обучающихся под редакцией В. Овсянниковой, М: «Народное образование» 2002 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sem_ya_1_god_obucheniya.docx | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Яковлевского района
Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казацкая средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Казацкая СОШ»
___________ Н.В. Сальтевская
«____» _____________20___г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Семь Я»
Срок реализации - 3 года
Возраст воспитанников: 8 – 11 лет
Заместитель директора по ВР:
Чернушенко Татьяна Владимировна
с. Казацкое
2012 г.
Программа внеурочной деятельности: «Семь Я»
Тип программы: дополнительное образование;
Направленность внеурочной деятельности: социальное.
Автор программы: В. Овсянникова.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «____» __________ 20___г., протокол № ____
председатель: Н.В. Сальтевская
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности.
Программа составлена на основе программы развития личности обучающихся под редакцией В. Овсянниковой, М: «Народное образование» 2002 год.
Направление программы внеурочной деятельности:
- социальное
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения воспитания направленного на ориентацию универсальных общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Отечество, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура) на выработку у детей умения решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.
Для обучающихся предоставляется уникальная возможность приобрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.
Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся направлено на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В связи с реформированием образовательной системы встала проблема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка. По определению многих источников, развитие личности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера внеурочной деятельности — самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития школьников.
Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.
Цель программы внеурочной деятельности:
- формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся.
Задачи программы:
- развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности;
- формирование интересов и склонностей обучающихся;
- становление личности как субъекта собственной жизни;
- формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 8-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности:
программа «Семь Я» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности общим объемом 68 часов в год и рассчитана на три учебных года (2 - 4 класс). Занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут. Занятия проводятся в классе начальной школы.
Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, рисования, различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха.
Программа внеурочной деятельности «Семь Я» состоит из 3ступеней:
Первый год обучения
1 ступень – «почемучки». Уровень начально-универсальный. Основа его – познавательная деятельность.
Второй год обучения
2 ступень – «умельцы». Уровень – поисково-зондирующий. Основа его –практическая деятельность.
Третий год обучения
3 ступень – «юные мастера». Уровень – креативный. Основа его – сотворчество, прослеживается выражение собственного «Я».
В содержании программы перечисленные ступени возобновляются на протяжении трех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний обучающихся.
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- беседа,
- анкетирование,
- вечера,
- конкурсы,
- ролевые игры,
- выставки,
- викторины.
Режим занятий:
- периодичность: 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут
- общее количество – 68 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;
2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;
3) выработать потребность к труду, способность к сотрудничеству;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
предметные:
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, сверстников;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности.:
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
- открытые занятия;
- выставка творческих работ;
- итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Учебный план внеурочной деятельности
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1. | Я и мои интересы | 10 | 10 | 10 |
2. | Я и коллектив | 8 | 8 | 8 |
3. | Я и моё созвездие (окружающие люди) | 10 | 10 | 10 |
4. | Я и природа | 10 | 10 | 10 |
5. | Я и культура | 10 | 10 | 10 |
6. | Я и Родина (Моё Отечество) | 10 | 10 | 10 |
7. | Я и творчество | 10 | 10 | 10 |
8. | Всего часов: | 68 | 68 | 68 |
Учебно - тематическое планирование
внеурочной деятельности
1 год обучения
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Я и мои интересы | 10 | 5 | 5 |
1.1. | «Анкета занятости в свободное время» | 1 | 1 | |
1.2. | Тест «Кто Я?» (склонности) | 1 | 1 | |
1.3. | Беседа «Сущность человеческого «Я»» | 2 | - | |
1.4. | Тест, «Какой Я?» (интересы, способности) | 1 | 1 | |
1.5. | Конкурс «Я самый, я самая…» | - | 2 | |
2. | Я и коллектив | 8 | 3 | 5 |
2.1. | Эстафета откровения – оценка друг друга «Расскажи мне обо мне» | 1 | 1 | |
2.2. | Творческие задания родившимся зимой, весной, летом и осенью «Времена года» | 1 | 2 | |
2.3. | Дни именинников: «Осенины», «Зимородки», «Веснянки», «Летопроводцы» | 1 | 1 | |
2.4. | Посиделки «Вместе дружная семья» | - | 1 | |
3. | Я и мое созвездие (окружающие люди) | 10 | 5 | 5 |
3.1. | Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе) | 1 | - | |
3.2. | КТД «Без друзей меня чуть – чуть…» | 1 | 2 | |
3.3. | Праздник «Путешествие в свое прошлое…» | 1 | 1 | |
3.4. | Беседа «Ты живешь среди людей» | 1 | - | |
3.5. | Вечер «Расскажу о хорошем человеке» | 1 | 2 | |
4. | Я и природа | 10 | 4 | 6 |
4.1. | Беседа «Аптека под ногами» (природный лечебник) | 1 | 1 | |
4.2. | Викторина «О чем рассказывают деревья?» | 1 | 1 | |
4.3. | Ролевая игра «Природа моего края» День общения с природой | 1 | 1 | |
4.4. | Конкурс «Знатоки природы» | - | 2 | |
4.5. | КТД «Полна чудес могучая природа» | 1 | 1 | |
5. | Я и культура | 10 | 6 | 4 |
5.1. | Беседа: «Что такое этикет» | 2 | - | |
5.2. | Игра – праздник «Проще простого» | 1 | 1 | |
5.3. | Беседа: «Вежливость, как основа воспитания» | 1 | 1 | |
5.4. | Викторина: «Кто это выдумал» история правил поведения | 1 | 1 | |
5.5. | Беседа: «Правила на каждый день» | 1 | 1 | |
6. | Я и Родина (Отечество) | 10 | 6 | 4 |
6.1. | Беседа «Мое село» | 2 | 1 | |
6.2. | Встреча с земляками «Малая Родина – твое начало» | 2 | - | |
6.3. | Беседа «Исторические и культурные памятники» | 1 | 1 | |
6.4. | Беседа «Герои рядом с нами» | 1 | - | |
6.5. | Конкурс рисунков «Герои нашего времени» | - | 2 | |
7. | Я и творчество | 10 | 4 | 6 |
7.1. | Путешествие в творчество «Цветная радуга красок» | 2 | 1 | |
7.2. | Конкурс веселых и находчивых «Очевидное невероятное» | 1 | 1 | |
7.3. | Конкурс лучших рисунков « Мое искусство» | - | 1 | |
7.4. | Конкурс аппликаций «Мир увлечений» | - | 1 | |
7.5. | Подготовка к выставке «Лучшая работа года: все, что знаю, расскажу, что умею, покажу» | 1 | 2 | |
8. | Всего часов: | 68 | 33 | 35 |
Содержание программы внеурочной деятельности «Семь Я»
1 год обучения
- Я и мои интересы
Работа по данному направлению предлагает широкий просмотр для творческой самореализации самых современных интересов детей.
1.1.«Анкета занятости в свободное время»;
1.2. Тест «Кто Я?» (склонности).
1.3. Тест «Какой Я?» (интересы, способности).
1.4. Беседа «Способность и одаренность личности».
1.5. Конкурс «Я самый, я самая…».
Создание условий для формирования объективной самооценки детей через их участие в конкурсах.
Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни. Укрепление нравственного климата в коллективе
Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника.
Теория:5
Практика:5
- Я и коллектив
Поддержка в развитии «Я» — личности обучающегося — своего образа как социального субъекта, независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение, приспособиться к условиям социальной среды.
Главная задача в этом направлении — создание условий для формирования объективной оценки самого себя в сравнении с другими людьми.
2.1.Эстафета откровения – оценка друг друга «Расскажи мне обо мне».
2.2. Творческие задания родившимся зимой, весной, летом и осенью «Времена года».
2.3.Дни именинников «Осенины», «Зимородки», «Веснянки», «Летопроводцы».
2.4. Посиделки «Вместе дружная семья».
Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим. Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим.
Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем. Воспитание толерантной личности.
Теория:3
Практика:5
3. Я и мое созвездие (окружающие люди)
В работе по этому направлению продолжается процесс самопознания школьников. Одна из задач — познание себя: отношение к людям, самому себе, и, если шире, — нравственное отношение к окружающему. Воспитание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, забота о ближнем.
3.1. Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе).
3.2. КТД «Без друзей меня чуть – чуть…».
3.3.Праздник «Путешествие в свое прошлое…».
3.4. Беседа «Ты живешь среди людей».
3.5.Вечер «Расскажу о хорошем человеке».
Теория:5
Практика:5
4. Я и природа
Природа – кладовая мастерская, сокровище планеты Земля. Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы – одна из задач данного направления.
Немаловажной задачей является формирование у школьников представлений о целостности мира, о единстве человека и природы, о человеке, как части природы.
4.1.Беседа «Аптека под ногами» (природный лечебник).
4.2. Викторина «О чем рассказывают деревья?».
4.3. Ролевая игра «Природа моего края» день общения с природой.
4.4. КТД «Полна чудес могучая природа».
4.5. Конкурс «Знатоки природы».
Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы.
Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.
Теория:4
Практика:5
5. Я и культура
Понятие «культура» представляет одну из восьми общечеловеческих ценностей. Освоение ребенком многообразных культурных ценностей, его личностное развитие осуществляется через включение ребенка в совокупность доступных ему отношений, а именно: Я и культура (поведения, общения, быта).
Главная задача данного направления — развитие способности обучающихся, соотношение культурных социальных норм с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной.
Воспитание у детей гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, своего народа как составной части культуры.
5.1.Беседа «Что такое этикет».
5.2. Игра – праздник «Проще простого».
5.3. Беседа «Вежливость, как основа воспитания».
5.4. Викторина «Кто это выдумал» история правил поведения.
5.5. Беседа «Правила на каждый день».
Теория:6
Практика:4
6. Я и Родина (мое Отечество)
Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это место, где ты родился и рос, где ты познал первые радости и неудачи.
Тема малой России очень продуктивна для патриотического воспитания.
Участие в патриотическом движении, освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучение национального фольклора, возрождение народных ремесел и промыслов.
6.1. Беседа «Мое село».
6.2.Встреча с земляками «малая Родина – твое начало».
6.3.Беседа «Исторические и культурные памятники».
6.4.Беседа «Герои рядом с нами».
6.5. Конкурс рисунков «герои нашего времени».
Теория:6
Практика:4
7. Я и творчество
Задачи данного направления- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности. Чтобы стать целостной личностью, ребенку необходимо пройти через понимание того, что он что-либо делает лучше других, а для этого необходимым условием является творческая деятельность.
На занятиях ребята учатся радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждает у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дает им стимул для саморазвития.
7.1. Путешествие в творчество «Цветная радуга красок».
7.2. Конкурс веселых и находчивых «Очевидное невероятное».
7.3. Конкурс лучших рисунков « Мое искусство»
7.4. Конкурс аппликаций «Мир увлечений».
7.5. Подготовка к выставке «Лучшая работа года: все, что знаю, расскажу, что умею, покажу».
Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников. Создание широкого простора для творческой самореализации интересов
детей. Стимулирование развития творческих способностей детей.
Теория:4
Практика:6
Методическое обеспечение программы:
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:
- Информационно-методическое сопровождение программы (пакет технолого-методических материалов).
- Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода.
- Умелое использование педагогами наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.
- Творческое отношение к образовательному процессу.
Список литературы:
- Горелов И. и др. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 2001.
- Ионесян А., Кругова С. Праксеологические игры для детей. - Ставрополь, 2002.
- Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьника. - 2006. - с. 296
- Кузнецова Л. Воспитание и развитие. // Воспитание школьника. - 2003. - № 9. - с.6.
- Лунцова К., Станкевич Г. Этикет за столом. - М.: Экономика, 2002.
- Смолка К. Правила хорошего тона. - М.: Просвещение, 2011.
- Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
- Щуркова Н. Программа воспитания школьника. - Москва, 2009.
- Этическая грамматика. // Воспитание школьника. - 1991. - №3. с.4; 1992. - № 1, 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...