Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я"
рабочая программа (2 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов  по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности.

Программа составлена на основе программы развития личности обучающихся под редакцией В. Овсянниковой, М: «Народное образование» 2002 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sem_ya_1_god_obucheniya.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Яковлевского района

 Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казацкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

Утверждаю:

Директор МБОУ «Казацкая СОШ»

___________ Н.В. Сальтевская

«____» _____________20___г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Семь Я»

Срок реализации - 3 года

Возраст воспитанников: 8  – 11 лет

Заместитель директора по ВР:

Чернушенко Татьяна Владимировна

с. Казацкое

2012 г.

Программа внеурочной деятельности: «Семь Я»

Тип программы:  дополнительное образование;

Направленность внеурочной деятельности:  социальное.

Автор программы: В. Овсянникова.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от «____»  __________ 20___г., протокол № ____

председатель:                Н.В. Сальтевская

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов  по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности.

Программа составлена на основе программы развития личности обучающихся под редакцией В. Овсянниковой, М: «Народное образование» 2002 год.

Направление программы внеурочной деятельности:

  • социальное

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.

        В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения воспитания направленного на ориентацию универсальных общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Отечество, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура) на выработку у детей  умения решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.

        Для обучающихся предоставляется уникальная возможность приобрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.

        Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся  направлено на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В связи с реформированием образовательной системы встала проблема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка. По определению многих источников, развитие личности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера внеурочной деятельности — самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития школьников.

Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.

Цель программы внеурочной деятельности:

  • формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся.

Задачи программы:

  • развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности;
  • формирование интересов и склонностей обучающихся;
  • становление личности как субъекта собственной жизни;
  • формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 8-10 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности:

программа «Семь Я» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности  общим объемом  68 часов в год и рассчитана на три  учебных года  (2 - 4 класс). Занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут. Занятия проводятся в классе начальной школы.

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, рисования,  различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха.

Программа внеурочной деятельности «Семь Я» состоит из 3ступеней:

Первый год обучения

1 ступень – «почемучки». Уровень начально-универсальный. Основа его – познавательная деятельность.

Второй год обучения

2 ступень – «умельцы». Уровень – поисково-зондирующий. Основа его –практическая деятельность.

Третий год обучения

3 ступень – «юные мастера». Уровень – креативный. Основа его – сотворчество, прослеживается выражение собственного «Я».

В содержании программы перечисленные ступени возобновляются на протяжении трех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний обучающихся.

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • беседа,
  • анкетирование,
  • вечера,
  • конкурсы,
  • ролевые игры,
  • выставки,
  • викторины.

Режим занятий:

  • периодичность: 2 часа в неделю продолжительностью 25 минут
  • общее количество – 68 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

     В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;

2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;

3) выработать потребность к труду, способность к  сотрудничеству;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

метапредметные:

1)    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.

предметные:

  1. уметь планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  2. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, сверстников;
  3. уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности.:

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:

  • открытые занятия;
  • выставка творческих работ;
  • итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.

Учебный план внеурочной деятельности

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

1.

Я и мои интересы

10

10

10

2.

Я и коллектив

8

8

8

3.

Я и моё созвездие (окружающие люди)

10

10

10

4.

Я и природа

10

10

10

5.

Я и культура

10

10

10

6.

Я и Родина

(Моё Отечество)

10

10

10

7.

Я и творчество

10

10

10

8.

Всего часов:

68

68

68

Учебно - тематическое планирование

внеурочной деятельности

1 год обучения

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего  часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Я и мои интересы

10

5

5

1.1.

«Анкета занятости в свободное время»

1

1

1.2.

Тест «Кто Я?» (склонности)

1

1

1.3.

Беседа «Сущность человеческого «Я»»

2

-

1.4.

Тест, «Какой Я?»

(интересы, способности)

1

1

1.5.

Конкурс «Я самый, я самая…»

-

2

2.

Я и коллектив

8

3

5

2.1.

Эстафета откровения – оценка друг друга  «Расскажи мне обо мне»

1

1

2.2.

Творческие задания родившимся зимой, весной, летом и осенью «Времена года»

1

2

2.3.

Дни именинников:

 «Осенины», «Зимородки»,

«Веснянки», «Летопроводцы»

1

1

2.4.

Посиделки «Вместе дружная семья»

-

1

3.

Я и мое созвездие

(окружающие люди)

10

5

5

3.1.

Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе)

1

-

3.2.

КТД «Без друзей меня чуть – чуть…»

1

2

3.3.

Праздник «Путешествие в свое прошлое…»

1

1

3.4.

Беседа  «Ты живешь среди людей»

1

-

3.5.

Вечер «Расскажу о хорошем человеке»

1

2

4.

Я и природа

10

4

6

4.1.

Беседа «Аптека под ногами»

 (природный лечебник)

1

1

4.2.

Викторина «О чем рассказывают деревья?»

1

1

4.3.

Ролевая игра «Природа моего края»

День общения с природой

1

1

4.4.

Конкурс «Знатоки природы»

-

2

4.5.

КТД «Полна чудес могучая природа»

1

1

5.

Я и культура

10

6

4

5.1.

Беседа:

 «Что такое этикет»

2

-

5.2.

Игра – праздник

 «Проще простого»

1

1

5.3.

Беседа:

«Вежливость, как основа воспитания»

1

1

5.4.

Викторина:

«Кто это выдумал»

история правил поведения

1

1

5.5.

Беседа: «Правила на каждый день»

1

1

6.

Я и Родина (Отечество)

10

6

4

6.1.

Беседа «Мое село»

2

1

6.2.

Встреча с земляками «Малая Родина – твое начало»

2

-

6.3.

Беседа «Исторические и культурные памятники»

1

1

6.4.

Беседа «Герои рядом с нами»

1

-

6.5.

Конкурс рисунков «Герои нашего времени»

-

2

7.

Я и творчество

10

4

6

7.1.

Путешествие в творчество «Цветная радуга красок»

2

1

7.2.

Конкурс веселых и находчивых «Очевидное невероятное»

1

1

7.3.

Конкурс лучших рисунков

« Мое искусство»

-

1

7.4.

Конкурс аппликаций

«Мир увлечений»

-

1

7.5.

Подготовка к выставке

 «Лучшая работа года: все, что знаю, расскажу, что умею, покажу»

1

2

8.

Всего часов:

68

33

35

Содержание программы внеурочной деятельности «Семь Я»

1 год обучения

  1. Я и мои интересы

Работа по данному направлению предлагает широкий просмотр для творческой самореализации самых современных интересов детей.

1.1.«Анкета занятости в свободное время»;

1.2. Тест «Кто Я?» (склонности).

1.3. Тест «Какой Я?» (интересы, способности).

1.4. Беседа «Способность и одаренность личности».

1.5. Конкурс «Я самый, я самая…».

Создание условий для формирования объективной самооценки детей через их участие в конкурсах.

Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни. Укрепление нравственного климата в коллективе

Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника.

Теория:5

Практика:5

  1. Я и коллектив

Поддержка в развитии «Я» — личности обучающегося — своего образа как социального субъекта, независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение, приспособиться к условиям социальной среды.

Главная задача в этом направлении — создание условий для формирования объективной оценки самого себя в сравнении с другими людьми.

2.1.Эстафета откровения – оценка друг друга  «Расскажи мне обо мне».

2.2. Творческие задания родившимся зимой, весной, летом и осенью «Времена года».

2.3.Дни именинников «Осенины», «Зимородки», «Веснянки», «Летопроводцы».

2.4. Посиделки «Вместе дружная семья».

Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим. Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим.

Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем. Воспитание толерантной личности.

Теория:3

Практика:5

3. Я и мое созвездие (окружающие люди)

В работе по этому направлению продолжается процесс самопознания школьников. Одна из задач — познание себя: отношение к людям, самому себе, и, если шире, — нравственное отношение к окружающему. Воспитание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, забота о ближнем.

3.1. Беседа «Ты и я» (о друзьях и дружбе).

3.2. КТД «Без друзей меня чуть – чуть…».

3.3.Праздник «Путешествие в свое прошлое…».

3.4. Беседа «Ты живешь среди людей».

3.5.Вечер «Расскажу о хорошем человеке».

Теория:5

Практика:5

4. Я и природа

Природа – кладовая мастерская, сокровище планеты Земля. Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы – одна из задач данного направления.

Немаловажной задачей является формирование у школьников представлений о целостности мира, о единстве человека и природы, о человеке, как части природы.

4.1.Беседа «Аптека под ногами» (природный лечебник).

4.2. Викторина «О чем рассказывают деревья?».

4.3. Ролевая игра «Природа моего края» день общения с природой.

4.4. КТД «Полна чудес могучая природа».

4.5. Конкурс «Знатоки природы».

Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы.

Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.

Теория:4

Практика:5

5. Я и культура

Понятие «культура» представляет одну из восьми общечеловеческих ценностей. Освоение ребенком многообразных культурных ценностей, его личностное развитие осуществляется через включение ребенка в совокупность доступных ему отношений, а именно: Я и культура (поведения, общения, быта).

Главная задача данного направления — развитие способности обучающихся, соотношение культурных социальных норм с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной.

Воспитание у детей гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, своего народа как составной части культуры.

5.1.Беседа «Что такое этикет».

5.2. Игра – праздник «Проще простого».

5.3. Беседа «Вежливость, как основа воспитания».

5.4. Викторина «Кто это выдумал» история правил поведения.

5.5. Беседа «Правила на каждый день».

Теория:6

Практика:4

6. Я и Родина (мое Отечество)

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это место, где ты родился и рос, где ты познал первые радости и неудачи.

Тема малой России очень продуктивна для патриотического воспитания.

Участие в патриотическом движении, освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучение национального фольклора, возрождение народных ремесел и промыслов.

6.1. Беседа «Мое село».

6.2.Встреча с земляками «малая Родина – твое начало».

6.3.Беседа «Исторические и культурные памятники».

6.4.Беседа «Герои рядом с нами».

6.5. Конкурс рисунков «герои нашего времени».

Теория:6

Практика:4

7. Я и творчество

Задачи данного направления- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности. Чтобы стать целостной личностью, ребенку необходимо пройти через понимание того, что он что-либо делает лучше других, а для этого необходимым условием является творческая деятельность.

На занятиях ребята учатся  радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждает у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дает им стимул для саморазвития.

7.1. Путешествие в творчество «Цветная радуга красок».

7.2. Конкурс веселых и находчивых «Очевидное невероятное».

7.3. Конкурс лучших рисунков « Мое искусство»

7.4. Конкурс аппликаций «Мир увлечений».

7.5. Подготовка к выставке «Лучшая работа года: все, что знаю, расскажу, что умею, покажу».

Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников. Создание широкого простора для творческой самореализации интересов

детей. Стимулирование развития творческих способностей детей.

Теория:4

Практика:6

Методическое обеспечение программы:

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:

  1. Информационно-методическое сопровождение программы (пакет технолого-методических материалов).
  2. Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода.
  3. Умелое использование педагогами наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.
  4. Творческое отношение к образовательному процессу.

Список литературы:

  1. Горелов И. и др. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 2001.
  1. Ионесян А., Кругова С. Праксеологические игры для детей. - Ставрополь, 2002.
  2. Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьника. - 2006. - с. 296
  3. Кузнецова Л. Воспитание и развитие. // Воспитание школьника. - 2003. - № 9. - с.6.
  1. Лунцова К., Станкевич Г. Этикет за столом. - М.: Экономика, 2002.
  2. Смолка К. Правила хорошего тона. -  М.: Просвещение, 2011.
  3. Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
  4. Щуркова Н. Программа воспитания школьника. - Москва, 2009.
  1. Этическая грамматика. // Воспитание школьника. - 1991. - №3. с.4; 1992. - № 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...