Проектная деятельность в обучении и развитии младших школьников.
проект (3 класс) по теме
В данной работе представлен проект на тему "Мои любимые игры и игрушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_.otchyot.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема эксперимента: Проектная деятельность в обучении и развитии младших школьников.
2. Содержание проекта. «Мои любимые игры и игрушки».
3.Актуальность проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерцию, телевизионные экраны наводят жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
4. Идея эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что мир игрушки удивительно многообразный. Что рядом живут сказка и реальность, современность и традиция. Что в игрушке отразился по-своему общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Что каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них своё мироощущение.
Хочется показать и то, что игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны. При создании проекта постараюсь познакомить ребят с историей развития игрушечного промысла в России, а именно с национальным сувениром «русской матрёшкой».
Хочу, чтобы дети поняли, что игрушки сопутствуют нам с детства, учат нас общаться, дружить, заботиться о близких, помогают узнавать окружающий мир, что игрушки нужны детям не только для игры, а также для украшения жилища, для праздников, для театра. Познакомлю учащихся с историей создания игрушки и постараюсь показать им, что большим спросом сейчас пользуются народные игрушки, несмотря на засилье китайских штамповок. Буду учить изготавливать их из глины, соломы, теста, меха, бумаги. Познакомлю детей с технологией изготовления игрушек. Идея создания моего проекта состоит ещё и в том, чтобы дети могли своими руками изготавливать игрушки и дарить радость не только себе, но и близким людям.
5. Замысел эксперимента состоит в том, чтобы воплотить эту идею на практике через уроки ИЗО технологии, классных часов с проведением бесед «История русской матрёшки», «Когда появились и как создавались кукольные театры», «История создания глиняной игрушки», «История создания куклы из соломы» (разучивание игр) внеклассных мероприятий, кружков. При этом буду использовать технологии: игровую, проектную, КСО. Всё это будет проходить с использованием групповой формы работы, индивидуальной, работа с родителями, сотрудничество с библиотекой. Всю собранную информацию собрать в одну папку.
6. Объектом эксперимента, конечно же, будут игры и игрушки. Предметом эксперимента в первую очередь будет история создания игрушек и их изготовление.
7. При создании проекта хочется показать мир детских игрушек в сравнении, исследование предметов и исследование связи времён.
8. Педагогическая цель моего эксперимента:
В конце эксперимента хочется открыть каждого ученика как неповторимую личность, чтобы каждый ученик сумел самовыразиться, проявил оригинальность и артистизм, получил от своей работы удовольствие. При создании проекта буду развивать у них коммуникативные умения, сплачивать детский коллектив, самостоятельность, творческую активность, воспитывать коллективизм, развивать речь, воображение, фантазию.
9. Цель эксперимента, состоит в создании моделей детской игрушки, как можно больше подобрать материала и узнать об играх и игрушках, укрепление связей с родителями, развитие коммуникативно-познавательной сферы ребёнка.
10. Задачи данного проекта: развивать умения общаться, собирать научно-популярную и художественно-публицистическую литературу об играх и игрушках, сравнивать собранный материал, развивать эстетические качества ребёнка, самостоятельность, дружеские отношения, умение работать коллективно, а также с партнером.
11. Гипотеза проекта. Это тесное взаимоотношение с родителями, библиотекой. Хочется реализовать исследовательскую деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, коммуникативных навыков, через компетентностный подход.
12. Средства оценивания результатов
Результаты проекта будут оцениваться с помощью тестов, анкет, бесед. При создании проекта будет оцениваться уровень коммуникативных навыков, познавательных навыков, комфортности, работа с источниками информации.
Критерии оценки проекта.
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
- Актуальность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
- Коллективный характер принимаемых решений
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта
- Умение аргументировать свои заключения, выводы
- Эстетика оформления результатов проекта
13. Эксперимент будет продолжаться в течении года. Какие отрицательные последствия могут замедлить темп работы. Это не все дети и их родители будут добросовестно относиться к своей работе.
14. Этапы эксперимента:
Подготовительный. Представление проблемной ситуации
- Опрос старших (разных поколений) в какие игры и игрушки играли в детстве.
- Рассказы учащихся о своих любимых игрушках.
- Подбор материала об игрушках.
- Ознакомление с историей создания игрушек.
Практический
- Тестирование
- Изготовление игрушек руками учащихся.
- Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
- Дискуссии, сбор и обработка данных
Итоговый.
- Оформление результатов проектной деятельности
- Защита проекта, дискуссия.
- Самооценка.
15. Способы коррекции.
За работу каждый ученик будет поощряться, стимулироваться.
16. Состав участников эксперимента.
В эксперименте будут участвовать учащиеся 1-4 классов, родители, библиотекарь.
17. Обязанность.
Дети будут отвечать за подбор материала, его оформление, а учитель за организацию проведения эксперимента.
18. База эксперимента.
Учащиеся 1-4 классов
19. Тип эксперимента: поисковый, формирующий.
20. Статус эксперимента - внутрешкольный, индивидуальный, коллективный.
21.Форма представления результатов. Проведение родительского собрания, где пройдёт защита проекта. Ребята представят весь собранный материал по данной теме. (В виде отчёта)
1. Выступления детей.
2. Обсуждение вопросов и ответы по теме.
3. Подведение итогов прослушанных работ, выбор лучших.
22.Методическая литература при создании проекта: журнал «Начальная школа», Интернет, библиотека.
Реализация проекта.
№ | Мероприятия | Степень реализации | Действия |
Внеклассное занятие | подготовка |
| |
Уроки и кружки |
| ||
Классные часы и внеурочная деятельность | На классных часах и во внеурочной деятельности были проведены беседы: 1. «В какие игры, и какими игрушками играли наши бабушки и дедушки». 2. «История русской матрёшки». 3. «История создания глиняной игрушки». 4. «История куклы». 5. «История создания игрушек в России и за её пределами». 6. «Когда появились и как создавались кукольные театры». 7 «Беседа об изготовлении игрушек из различных материалов»
| ||
| |||
Подбор материала: библиотека, Интернет. | Учащиеся сочиняют и подбирают сказки стихи, загадки, песенки, потешки, игры-забавы, произведения декоративно-прикладного искусства, картинки, сообщения, литературу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников
Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ Драгункина Надежда Ге...
« Проектная деятельность - метод организации обучения и развития младших школьников»
Статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной системе, чтобы добиться высокого результата в обучении, научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современный выпускник школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешной адаптации в обществе. Овладеть этими знаниями ему помогают инновационные педагогические практики, напри...
Проектная деятельность – основа обучения и развития школьников
На современном этапе развития образования выдвигаются новые требования к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей. Общество пост...
СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.
В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....
Доклад «Проектно-исследовательская технология обучения и воспитания младших школьников»
Обобщение опыта работы...
Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»
В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...