Классный час в 3 классе "Письма потомкам"
классный час (3 класс) по теме
Чем дальше уходят в историю события Отечественной войны, тем сложнее бывает донести до детей правду и трагичность этой страшной войны. И лишь классный час, построенный на эмоциях, предметной наглядности, необычных приёмах, интересных фактах позволяет решать данную проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_potomkam.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие в 3 классе по теме "Письма потомкам"
Цель: способствовать воспитанию гражданско-патриотической духовности младших школьников и становлению социальной компетенции.
Задачи:
- воспитание чувства гордости за свой народ, преодолевший нелёгкие
испытания
- осознание сопричастности личности к судьбе Отечества
- передача нравственных ценностей поколений через «письма»
- формирование нравственной отзывчивости
- развитие творческой и гражданской активности
Форма проведения: историко-литературная композиция
Место проведения: актовый зал
Участники: учащиеся, классный руководитель, родители
Оборудование: посылка «с фронта»; фотографии фашистских концлагерей, блокады Ленинграда, Бондаренко Дарьи Яковлевны, Головина Тимофея Федотовича, ломти хлеба весом 125 г., столярный клей; хвоинки ели; глицерин; вазелин; водоросли; опилки; бумага; конвертик-треугольник; георгиевские ленточки; презентация
Структура занятия
I. Организационный момент. Релаксация
1.(Мимическая зарядка, построенная на контрасте «напряжение – расслабление»).
а) “Страх” (расширить глаза) – расслабиться
б) “Ужас” (зажмуриться) – расслабиться
в) “Презрение” (поднять верхнюю губу, сморщить нос) – расслабиться
г) “Отвращение” (оттянуть вниз нижнюю губу) – расслабиться
2. Актуализация знаний
Учитель: Подумайте! Когда человек может испытывать такие чувства, как страх, ужас, презрение? (Когда, происходит что-то неприятное: землетрясение, наводнение, пожар).
Такие чувства испытывали люди, которые жили в военные годы. Вот и у нас две планеты. На одной живёт «война», а на другой «мир». Заселите эти планеты словами, которые имеют отношение к ним.(Слайд 2.)
зло – добро
смерть – жизнь
тучи – солнце
чёрное – белое
горе – радость
– Где бы вы хотели жить? (На планете “Мир”.)
– Да, мы здесь живём. Это прадеды отстояли её, не дали разрушить.
3. Мотивация и целеполагание
– Как вы думаете, с какой целью проводятся такие мероприятия? (Чтобы чтить память погибших на войне, вырасти патриотами, лучше знать историю нашего Отечества.)
4. Определение темы занятия.
– На сегодняшнем занятии мы узнаем о некоторых событиях этой страшной войны, унёсшей миллионы жизней взрослых и детей, таких же, как вы.
Название нашего занятия «Письма потомкам». Как, вы, понимаете это? (Слайд 1.)
II. Изучение нового материала
1. Чтение письма Бондаренко Дарьи Яковлевны.(Слайд 3.)
Учитель
Сегодня к нашему занятию пришла посылка, которая долгие 68 пролежала на почте в ожидании сегодняшнего дня, ведь именно 68 лет прошло со дня окончания страшной кровопролитной войны (открывает учитель посылку и достаёт из неё фронтовые письма в виде треугольников)
Первое письмо от прабабушки Миши Берсенёва Бондаренко Дарьи Яковлевны (читает подпись на письме «Моему родному правнуку Мише Берсенёву от прабабушки (разворачивает лист и читает письмо, которое сопровождается показом слайдов)
«Дорогой, Мишенька!
Пишет тебе твоя прабабушка, которая так и не увидела, как ты родился, как сделал свои первые шаги своими ещё не окрепшими ножками, как первый раз пошел в школу и принёс своей маме свою первую пятёрку. Ты поверь, мне так хотелось поучаствовать в твоей судьбе, и жаль, что не получилось. Ты знаешь, Мишенька, как мне хотелось рассказать о той войне, участницей, которой мне пришлось побывать. Я знала и долго помнила, как фашисты напали на нашу Родину. Они стали сжигать наши дома, угонять к себе домашний скот и вывозить зерно. Взрослых людей враги уводили в рабство, а больных и стариков убивали. От боли и страданий стонала родная земля. (Слайд 4.)И мы маленькие ребятки тоже ощутили на себе весь ужас. Для нас фашисты построили специальные детские концлагеря. (Слайд 5 ) Так, например, на территории Латвии был построен лагерь Саласпилс. Там были дети и твоего возраста. ( Учитель достаёт из «посылки» сантиметровую ленту и делает на доске пометку равную 120 см) В лагере на расстоянии 120 см. была поставлена планка, под которой все дети должны были пройти. Те из детей, кто доставал до планки, оставались в живых, но должны были каждый день сдавать стакан крови (из «посылки» появляется стакан с подкрашенной красной жидкостью) Вам стало страшно? А ваши ровесники испытывали еще больший страх. Ведь это было в реальности. Детей, которые были ниже планки, убивали, а из их кожи делали сумки и перчатки. Трупы сжигали в специально оборудованных печах. И поэтому маленькие ростом дети вставали на цыпочки, стараясь достать до планки.
Я рада, что ты живёшь в мирное время, но я очень хотела, чтоб ты и твои сверстники никогда не забывали о тех годах и всегда помнили тех детей, которые не доедали, недосыпали, мёрзли, горели.
Живи, мой внучек! Радуйся каждому дню! Встречай и провожай рассветы и закаты! Наслаждайся красотой своей родины! Будь патриотом и настоящим гражданином!
Твоя прабабушка Даша»
Ученик
Дети войны–
И веет холодом,
Дети войны–
И пахнет голодом…
Дети войны–
И дыбом волосы–
На челках детских–
Седые полосы!
Земля омыта
Слезами детскими,
Детьми советскими
И не советскими!
Какая разница,
Где был под немцами:
В Дахау, Лидице
Или в Освенциме?
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла–
Где дети плакали!
Дети войны–
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания!
Учитель
Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого из них, то человечеству пришлось бы онеметь на 25 лет.
Каждый день мы теряли 9168 детей
Каждый час – 382 ребенка
Каждую минуту – шестерых детей
Каждые 10 секунд – одного ребенка
( достаёт из «посылки» второе письмо-треугольник и читает надпись)
2. Чтение письма Головина Саватея Федотовича
«Моим правнукам, Кудрявцевым Семёну и Андрею от прадеда Головина Саватея Федотовича. (Слайд 6)
«Здравствуйте, мои дорогие внучата!
Пишет вам ваш прадед – защитник Ленинграда. Я хотел вам рассказать об этих 900 тяжелейших днях. Это всё происходило на моих глазах, и я видел как трудно приходилось особенно детям, которые до какого-то момента были как все дети, оставались веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их. Убегали, прорывались на передовую, благо фронт рядом, рукой подать. Азартно закидывали песком в своем дворе немецкие зажигалки, словно это новогодние шутки. Но позже дети разучились шалить. И даже смеяться, улыбаться разучились, так же, как их мамы и бабушки (Слайд 7) А как же было трудно научить их терпеть голод!
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.(Слайд 8)
В конце ноября 1941 года ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке - 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки, выводя трубы в окна. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. (Слайд 9)
С 13 ноября 1941 г. норма выдачи хлеба населению опять была снижена. В Ленинграде начался голод. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г. хлеба, а все остальные – по 150 г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250 г. на рабочую карточку и 125 г. – на все остальные. (Слайд 10)Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой. Как вы думаете, для каких целей использовался жителями вазелин, глицерин, столярный клей, хвоя, опилки, бумага. Трудно догадаться, но всё перечисленное ленинградцы съедали. ( все предметы по одному достаются из посылки)
Блокада… страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. Вы видите маленькую записную книжку ленинградской школьницы Тани Савичевой. (Слайд 11) В ней всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта – Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая». А дальше – без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня
Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
Но город выстоял! И я хочу, чтобы вы помнили и чтили память всех, кто стал на защиту своего Отечества. Помните и меня, своего деда, который был защитником Ленинграда.
3.Иисторико-литературная композиция
Учитель
Нам сейчас даже трудно представить, что было бы с нашей Родиной, всеми нами, если бы на защиту своих матерей, жен, детей не встали бы ваши прадеды.
Великая Отечественная война– это два океана. Один-океан печали, другой – океан победной радости, и оба они неразделимы. Слезы печали и слезы радости солоны одинаково. (Слайд 12)
Советский Союз победил, но победа досталась сверхвеликой ценой. ( Учитель демонстрирует схему потерь советского народа в Великой Отечественной войне)
– Из 33 миллионов человек, надевших солдатские шинели, схематично это выглядит так. (Слайд 13)
(Учитель демонстрирует схему потерь советского народа в Великой Отечественной войне на примере круга, поделённого на три равные части)
– Вернулись домой лишь 12 миллионов человек, что составляет 2/3 этой схемы.
– Ребята, уберите на круге 2/3 части.
( Ученик отрывает от круга кусок, равный 2/3)
– Но многие из них были изранены, искалечены… А до наших дней дожили уже единицы. Они живут среди нас. В нашем селе остался один ветеран этой войны – Шмаков Иван Сафронович. ( Слайд 14)
Хочется сказать слова благодарности за мир, который нам подарили ветераны
Ученики
От имени детей, которых отрывали от матерей
От имени детей, которых закапывали заживо
От имени детей, которых отправили в крематории
От имени детей, которых лишили детства.
На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны
Не нужны нам звездные войны
Пусть нам снятся звездные сны!
Мы дети мирных дней. Мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас.
И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.
Нам выполнить ваши заветы, защищать мир от угрозы войны
Мы принимаем эстафету старшего поколения, чтобы продолжить его дела и если надо повторить его подвиги.( дети знакомят всех ребят с подготовленными мини-проектами о своих прадедушках и прабабушках)
О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир – добрый, как весна!
Не допустить с тобой должны мы
Чтоб планете война угрожала?
Сохраним весь этот мир чудесный
С васильком, расцветшим на рассвете,
С птицею, взметнувшеюся песней.
И подарим это нашим детям,
Детям их детей, и внукам внуков,
И правнукам, а дальше бесконечно…
Не позволим, не дадим кому-то
Мир взорвать!
Звучит «Реквием» Моцарта
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы чтим.
Давайте, дети , встанем на мгновенье
И в скорби молча постоим. (Слайд 15)
– Минута молчания (Звучит метроном.)
III. Подведение итогов урока
Сегодня, благодаря письмам наших прадедов мы узнали о военных годах наших сверстников. Давайте и мы тоже напишем письма нашим прадедам от потомков и отправим в этой же посылке. Кто знает?! Может, и дойдут они до своих адресатов. В них расскажем о семье, Родине и о том, как мы чтим и помним их подвиг, совершённый во имя нас.
– В годы войны письма не отправляли в конвертах, а их складывали в треугольники. Сейчас я научу вас это делать. ( Учитель показывает уже готовый треугольник и учит детей, как его сделать).
( У учителя в руках георгиевские ленточки).
– Давайте вложим в нашу посылку георгиевские ленты, которыми люди выражают свое уважение тому великому подвигу.
_ В заключении нашего занятия, прочувствовав всю боль и тяготы войны, съедим блокадных 125г. хлеба, чтобы понять какой он дорогой и вкусный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы знали потомки
В мае 2005 года в нашей станице Сергиевской был открыт стелла-памятник герою гражданской войны А.С.Рою....
Чтобы знали потомки
В мае 2005 года в нашей станице Сергиевской был открыт стелла-памятник герою гражданской войны А.С.Рою....
Классный час. Мы потомки - древних славян.
Классный час посвящён истории нашей Родины. Где знакомятся с жизнью народа, которые жили очень много лет назад.Цель классного часа: - воспитывать интерес к истории своего народа и уважительное отношен...
Урок мужества "Вашей немеркнущей славе память потомков верна!"
Отрытый урок проведен первого сентября 2011г. в рамках празднования 70-летия битвы под Москвой....
Открытое мероприятие "Потомки, память сохраните!", посвящённое Дню Победы (3-6 классы)
В монтаже, посвященном Дню Победы, могут принимать участие дети любого возраста. Задача мероприятия – привить чувство уважения к защитникам Отечества, гордость за подвиги старшего поколения, стремлени...
Классный час в 3 классе "Письма потомкам"
Чем дальше уходят в историю события Отечественной войны, тем сложнее бывает донести до детей правду и трагичность этой страшной войны. И лишь классный час, построенный на эмоциях, пр...
Классный час, посвящённый 75-летию Великой Победы 9 мая 1945 года «Мы - потомки победителей. Знаем, помним, чтим!» (в рамках школьной Декады наук) 4 класс «А»
Цель: ознакомление детей с историей Великой Отечественной войны; развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Задачи:1..Способствовать получен...