"Экологическое воспитание младших школьников"
методическая разработка по теме
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты
педагогической деятельности
по теме самообразования:
«Экологическое воспитание младших школьников»
учителя 4 «Д» класса
МБОУ СОШ № 10
Беркуновой Елены Ивановны
Цели и задачи экологического воспитания
- овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
- воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
- обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
- развитие потребностей в общении с природой.
В современной школе наблюдается поворот на формирование такого сознания, особенно это видно на примерах работы с учащимися II-III ступени образования. Это уроки географии, биологии,литературы, истории, химии, ОБЖ, факультативы,кружки, олимпиады, исследовательские работы.
Но именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать,улучшать, облагораживать природную среду.
В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.
1 уровень.
1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.
2 уровень.
2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.
3 уровень.
Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов,научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.
Три уровня изучения природы – как три строчки с тремя ударениями в стихотворении. Разорвать её нельзя, но все три ударения надо при чтении сделать обязательно иначе смысл стиха потеряется.
Возможности школы в формировании экологической культуры
Я работаю в МБОУ СОШ № 10 города Ростова-на-Дону. Наша школа находится рядом с рощей, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. В школе проводился праздник природы: «День древонасаждения», в котором наш класс принял активное участие.
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают,что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок,наличие комнатных растений и их разнообразие.Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В классе проводятся различные мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, классные часы на тему:«Птицы – наши друзья», «Охранять природу – значит охранять Родину»,«Царица Осень», конкурсы знатоков природы и другое).
Младшим школьникам свойственна внушаемость,стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то,что предлагает сделать педагог.
Практическая деятельность детей
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках окружающего мира, математики,русского языка, литературного чтения,изобразительного искусства, технологии. Кроме уроков провожу классные часы, которые можно подразделить на три направления:
1. Земля – наш дом родной.
Здесь содержание всех тем наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.
2. Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно.
Темы подчинены изучению взаимосвязей,причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.
3. Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.
Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.
К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.
Чистое утро
Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем классе.
Я и моя семья
Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.
Именная книга
Это составление своеобразной копилка кличек,которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.
Добрая зима
Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки.Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.
Капелька
Занятие направленно на сбережение чистой воды.К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:
“Жалобная книга природы”
Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.
Коллекция увиденных животных
Дети по группам составляют альбом о животных,которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.
Прогноз погоды
Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.
Рожденные свободными
Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.
Красная книга
Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой Ставропольского края”.
К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:
Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”
Ребята разыскивают стихи ,песни о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.
Лесная аптека
Знакомство и сбор лекарственных растений.
Дары леса
Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах.Здесь мы также используем загадки, стихи,частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.
Где и как отдыхать
Показать преимущество природы родного края,туристические походы, прогулки по экологической тропе.
Работа с родителями
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.
Мною ведётся работа с родителями и по экологическому направлению. Это родительские собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.
Рекомендации родителям:
– во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читайте детскую художественную литературу,смотрите и обсуждайте телевизионные передачи о природе;
– будьте для своих детей образцом, достойным подражания.
И если дети делают замечания взрослым за их подчас неправильное поведение в природе, значит главная цель воспитания достигнута.
Заключение
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:
- знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием.
- интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....