Как воспитать у детей интерес к чтению
методическая разработка (2 класс) на тему

Аюева Валентина Павловна

Развитие у детей интереса к книге, приемы работы с художественной литературой, совместное чтнение вслух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями.                                                                                                                  «Как воспитать у детей интерес к чтению?»                                                                              Из опыта                                                                                                                                                 Отец подарил в день рождения сыну книжку. А тот был разочарован, но чтобы не огорчать  отца, сдержанно поблагодарил его. Родители недоумевали: почему сын не рад подарку? И было им невдомёк, что книга – подарок особый, требующий определённой подготовки. Начинается эта подготовка с того возраста, когда малыш вдруг впервые увидит яркую картинку в книжке и пролепечет: «Почитай!». С этого мига начнётся  самое  прекрасное в жизни  растущего человека – путь к познанию мира. Компасом на этом пути будут книги.  – Вот почему мы завидуем маленьким читателям, которым ещё только предстоит   открыть для себя Пушкина и Шекспира, Чехова и Горького, - говорил писатель Анатолий Алексин, один из инициаторов  замечательного детского праздника  «Книжкина  неделя».   Этот традиционный всесоюзный праздник, который  проходит в больших городах и дальних селениях, свидетельствует о том, что ребята любят, ценят и знают книгу.   В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные,  на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами. Книга должна властвовать в доме,  - так говорил  замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский. Это не значит, конечно, что полки должны ломиться от книг. Но иметь хотя бы небольшую библиотеку необходимо. И  в  ней  прежде всего должны быть книги любимые. Кажется, уж знаешь эту книгу наизусть, берёшь в руки, перечитываешь и почти всякий раз находишь в ней нечто новое. И если вы  увидите, что ваш ребёнок снова взялся за уже прочитанную книгу, радуйтесь: к нему приходит прекрасная потребность – читать. Значит, он учится читать не только глазами, но интеллектом, душой.                                                                   Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто – нибудь  из  взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте  чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать,  что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать  самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чём  он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.                                                                                                                                       Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого – либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!» Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал  фамилию автора и название книги, Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём.                 Надо, чтобы ребёнок читал  книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5 – 6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав  окончание книги,  и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают   читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а  иногда просто оставляют её. Родители  должны внимательно  следить за тем, чтобы у детей не появилась эта  вредная привычка.  Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.                                                                                    Для младших школьников большое воспитательное   значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить  прочитанное.  Многие  иллюстрации  дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно  научить ребёнка рассматривать иллюстрации в книге, подмечать интересные детали.  Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: « Что здесь нарисовано? Как зовут   этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?                                                                                Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном.  Если на первых порах  ребёнок  затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: Что ты узнал из рассказа?  Когда и где  это было? Что тебе понравилось больше всего?                                                                                              Очень хорошо, если в семье практикуются совместные  чтения вслух.  Это сближает родителей и детей, помогает родителям  лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.                                                                                Как читать вместе?                                                                                                                            Прежде,  всего,  выбирается интересная  и занимательная книга,  чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра сын. Чтения вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не больше  45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло  интереса к чтению.                                                                         Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.  И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.                                         Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым,  не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный   невежда.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Как воспитать у детей интерес к чтению»

В последнее время формирование читательского интереса - одна из насущных проблем современной школы. Данная памятка  поможет родителям воспитать читательский интерес у младших школьников, будет по...

Как воспитать у детей интерес к чтению.

Как читать вместе?  Как полюбить чтение? Совместное чтение вслух сближает родителей и детей....

Как воспитать у детей интерес к чтению.

Лекция для родителей. С целью привлечь внимание младших школьников к чтению художественной литературы....

Лекция для родителей:"Как воспитать у детей интерес к чтению.".

Лекция для родителей с целью привлечения младших школьников к чтению художественной литературы....

Родительское собрание по теме «Как воспитать у детей интерес к чтению».

Работа с родителями.Тема родительского собрания: «Как воспитать у детей интерес к чтению»....

Как воспитать у детей интерес к чтению?

Для родителей.Как воспитать у детей интерес к чтению?...