Мой ребёнок становится трудным
консультация (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»
Родительское собрание
Тема собрания: «Мой ребёнок становится трудным»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №40»
Николаева Н.В.
Саранск 2012
Собрание 3. Мой ребенок становится трудным...
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?
И.Л.Вильде
Задачи: ознакомить родителей с причинами, стимулирующими плохое поведение детей; формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка; развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения: какого ребенка можно отнести к трудным детям; причины трудности ребенка; как себя вести с трудным ребенком; способы решения проблем в общении с ребенком.
Подготовительная работа: тестирование учащихся (см. приложение); подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка; подготовка мини-характеристик детей.
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок — это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Но прежде всего попробуем определить, кто он — трудный ребенок?
Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.
Итак, портрет трудного ребенка мы с вами определили. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
II Анализ тестирования
Родителям предъявляется лист ватмана, на котором представлен анализ теста.
У них на партах лежат варианты ответа их ребенка. Классный руководитель дает им для просмотра потому, что многие из родителей считают, что эта проблема их никаким образом не касается. Но тревожные симптомы касаются всего класса.
III Дискуссия по теме собрания
Затем классный руководитель предлагает для обсуждения дискуссионные вопросы, заявленные в самом начале собрания.
После дискуссии родители получают рекомендации в виде листка SOS. Эти рекомендации они могут занести в свой родительский дневник.
Причины детской неуправляемости:
- Борьба за внимание родителей.
Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более — ребенку.
- Борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь на опыте старших.
- Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»;
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
4. Неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способног сти и умения.
Родители анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному руководителю вопросы, если таковые имеются.
IV. Анализ притчи
В конце собрания классный руководитель анализирует с родителями притчу.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-един- ственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит», — сказал ему наставник.
Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость, осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто вое- • I питывает».
V. Подведение итогов
Родители намечают планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети отнесены к разряду трудных детей.
В числе мер предлагаются беседы с ребенком в присутствии роди- Л тельского комитета, привлечение родительского комитета к посеше- 1 нию уроков наблюдения за участием трудных детей в урочной дея- I тельности, привлечение таких учащихся к участию во внеклассных I мероприятиях и т. д.
Задача родителей - проанализировать свои подходы к воспитанию, I посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.
Литература
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. - М.: ВАКО, 2002.
Кротов В. Г. Массаж мысли. - М.: Совершенство, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 4 классе по теме: «Мой ребёнок становится трудным...»
Разработка родительского собрания с вопросами для дискуссии, с тестом для учащихся....
Родительское собрание в 3 классе на тему "Мой ребёнок становится трудным..."
Задача собрания - познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей, формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка, р...
Мой ребёнок становится трудным...
Материалы для собрания...
"Мой ребёнок становится трудным".
Родительское собрание....
«Мой ребёнок становится трудным…»
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?...
Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".
Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....
Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Мой ребёнок становится трудным…»
Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.Задачи собрания: учить родителей анализировать причины, которые стимулиру...