кл. час "толерантен ли ты?"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Кл. час направлен на воспитание толерантности среди учащихся 4-5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._toleranten_li_ty.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Воспитание толерантности»

Классный час в виде игры-дискуссии «Толерантен ли ты?»

Автор: Карданова Жанна Сафарбиевна

Должность: воспитатель

Место работы: ГБОУ Школа № 8 «Музыка»

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Цели и задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
  2. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
  3. Формирование у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
  4. Сформировать представление о толерантном отношении.

Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

План:

  1. Введение темы, актуализация вопроса.
  2. Постановка вопроса, деление класса на группы для обсуждения вопросов.
  3. Обсуждение групповых работ.
  4. Подведение итогов.
  5. Рефлексия.
  6. Основной вывод урока.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов.

Ход.

Организационный момент. Актуальность вопроса.

В России сегодня налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направление пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров.

Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения.

Во всём мире представление о том, что основы толерантного отношения друг к другу, без которого невозможно даже представить себе здоровое общество, закладываются через воспитание, культуру, гуманное отношение к старикам и инвалидам, животным и природе, давно уже стало аксиомой.

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди всё больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность? Эти и другие вопросы интересуют сегодня многих.

Что такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности.

16 ноября является Международным днём толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.

Перевод слова «толерантность» с разных языков.

Английский – Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Французский – Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

Китайский – Проявление великодушия в отношении других.

Арабский – Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Персидский – Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.

Блок – схема «толерантность».

Делим класс на 4 группы, каждая группа высказывает своё мнение  - проявление толерантности:

I группа – в моде;

II группа – в семье и отношение общества к инвалидам;

III группа – с точки зрения поведения учащихся разных национальностей в русской школе и толерантное отношение друг к другу.

IV группа – к молодёжным течениям (субкультурам).

Группам даётся 7 – 10 минут для подготовки и обсуждения данного вопроса. Можно подготовить сценку. После этого каждая группа в течение 5 минут представляет свою позитивную точку зрения. В конце выступления ученики из других групп обсуждают услышанное, пробуют посмотреть на данную проблему с отрицательной точки зрения. Выступающая команда должна отстоять свою точку зрения.

После окончания, для выявления толерантности учащихся обсуждаются высказывания:

«Толерантность – это независимость, но не превосходство над другими. Это умение давать верные суждения о других людях».

«Толерантность – это открытость, свобода, гармония. Это доброта, которая хочет мирного неба, жизнь без конфликтов и войн».

«Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов, понимание непохожести, отказ от сравнения и противопоставления своего народа другому народу».

«Толерантность – это не безразличие, равнодушие и соглашательство, а умение активно защищать своё мнение, выражать протест против дискриминации».

«Толерантность – это терпение, доверие, доброжелательность, умение не осуждать других, не винить их в своих промахах и неудачах. Это способность к сопереживанию».

«Толерантность – это здорово! Она, как волшебный ключик, открывает сердца и души других людей, делает их поведение понятным и предсказуемым».

Подведение итогов:

  • национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей;
  • каждая нация уникальна в своём роде и имеет право на самоопределение;
  • своей национальной принадлежностью нужно гордиться;
  • национальные вопросы должны решаться законным путём с помощью переговоров;
  • шовинизм, как форма национализма, ни разу не привела к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
  • компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
  • каждый человек в отдельности, который является националистом, несёт ответственность за разгоревшуюся вражду.

Рефлексия

У каждой группы по одной карточке. Обыграйте ситуации, которые изображены на карточках. Потом минутное обсуждение увиденного.

А теперь пусть каждая группа называет хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях это качество вам необходимо?

Вывод урока:

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек – личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.

Литература.

  1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. Внешкольник – 2002 г., № 6.
  2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  3. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. М. 1997 г.
  4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. М. Народное образование 1999 г.
  5. Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) Издательский дом «Первое сентября» № 39, 2002 г.
  6. Громова Е.Л. Развитие этнической толерантности в школе. Ульяновский университет.
  7. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. - № 4.
  8. Гудошникова Н. Не воздавать злом на зло. Важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. - № 4.
  9. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. - № 7.
  10. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. - № 8.
  11. Пастухова Е. Право быть не похожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. - № 5.
  12. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002.