кл. час "толерантен ли ты?"
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Кл. час направлен на воспитание толерантности среди учащихся 4-5-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._toleranten_li_ty.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Воспитание толерантности»
Классный час в виде игры-дискуссии «Толерантен ли ты?»
Автор: Карданова Жанна Сафарбиевна
Должность: воспитатель
Место работы: ГБОУ Школа № 8 «Музыка»
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
- Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Формирование у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Сформировать представление о толерантном отношении.
Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.
План:
- Введение темы, актуализация вопроса.
- Постановка вопроса, деление класса на группы для обсуждения вопросов.
- Обсуждение групповых работ.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Основной вывод урока.
Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов.
Ход.
Организационный момент. Актуальность вопроса.
В России сегодня налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направление пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров.
Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения.
Во всём мире представление о том, что основы толерантного отношения друг к другу, без которого невозможно даже представить себе здоровое общество, закладываются через воспитание, культуру, гуманное отношение к старикам и инвалидам, животным и природе, давно уже стало аксиомой.
Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
Люди всё больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность? Эти и другие вопросы интересуют сегодня многих.
Что такое толерантность?
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности.
16 ноября является Международным днём толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.
Перевод слова «толерантность» с разных языков.
Английский – Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Французский – Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
Китайский – Проявление великодушия в отношении других.
Арабский – Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Персидский – Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Блок – схема «толерантность».
Делим класс на 4 группы, каждая группа высказывает своё мнение - проявление толерантности:
I группа – в моде;
II группа – в семье и отношение общества к инвалидам;
III группа – с точки зрения поведения учащихся разных национальностей в русской школе и толерантное отношение друг к другу.
IV группа – к молодёжным течениям (субкультурам).
Группам даётся 7 – 10 минут для подготовки и обсуждения данного вопроса. Можно подготовить сценку. После этого каждая группа в течение 5 минут представляет свою позитивную точку зрения. В конце выступления ученики из других групп обсуждают услышанное, пробуют посмотреть на данную проблему с отрицательной точки зрения. Выступающая команда должна отстоять свою точку зрения.
После окончания, для выявления толерантности учащихся обсуждаются высказывания:
«Толерантность – это независимость, но не превосходство над другими. Это умение давать верные суждения о других людях».
«Толерантность – это открытость, свобода, гармония. Это доброта, которая хочет мирного неба, жизнь без конфликтов и войн».
«Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов, понимание непохожести, отказ от сравнения и противопоставления своего народа другому народу».
«Толерантность – это не безразличие, равнодушие и соглашательство, а умение активно защищать своё мнение, выражать протест против дискриминации».
«Толерантность – это терпение, доверие, доброжелательность, умение не осуждать других, не винить их в своих промахах и неудачах. Это способность к сопереживанию».
«Толерантность – это здорово! Она, как волшебный ключик, открывает сердца и души других людей, делает их поведение понятным и предсказуемым».
Подведение итогов:
- национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей;
- каждая нация уникальна в своём роде и имеет право на самоопределение;
- своей национальной принадлежностью нужно гордиться;
- национальные вопросы должны решаться законным путём с помощью переговоров;
- шовинизм, как форма национализма, ни разу не привела к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
- компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
- каждый человек в отдельности, который является националистом, несёт ответственность за разгоревшуюся вражду.
Рефлексия
У каждой группы по одной карточке. Обыграйте ситуации, которые изображены на карточках. Потом минутное обсуждение увиденного.
А теперь пусть каждая группа называет хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях это качество вам необходимо?
Вывод урока:
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек – личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Литература.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. Внешкольник – 2002 г., № 6.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
- Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. М. 1997 г.
- Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. М. Народное образование 1999 г.
- Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) Издательский дом «Первое сентября» № 39, 2002 г.
- Громова Е.Л. Развитие этнической толерантности в школе. Ульяновский университет.
- Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. - № 4.
- Гудошникова Н. Не воздавать злом на зло. Важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. - № 4.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. - № 7.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. - № 8.
- Пастухова Е. Право быть не похожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. - № 5.
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002.