Классный час « Знакомство с шедеврами русской культуры. Андрей Рублёв. Троица»
классный час (3 класс) на тему

Классный час  расширяет знания детей о русской культуре, знакоми с творчеством Андрея Рублёва, развиает чувство прекрасного .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « СОШ села Березина Речка Саратовской области»

Учитель начальных классов Мефокова Т.С.

Классный час « Знакомство с шедеврами русской культуры. Андрей Рублёв. Троица»

Цель : расширить знания детей  о русской культуре;  познакомить с творчеством Андрея Рублёв;

развивать чувство прекрасного; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Мы продолжаем знакомиться с шедеврами русской культуры . Вспомните, с произведениями каких русских художников мы с вами  знакомились.

-Что перед  вами на слайде?  

-Кто изображён на иконе?

Это  Андрей  Рублёв.

-Что вы знаете о нём?

                 В 1988 г.  был причислен Русской православной церковью к лику святых

О жизни Андрея Рублёва известно очень мало.  И эти данные не точны. Ведь он жил более 500 лет назад.

Предположительно он родился 1370-1380 гг. в Московском княжестве в семье ремесленника, с детства увлекался иконой.

Имя Андрей он получил при постриге в монахи, а его настоящее имя тоже неизвестно.
Монашеский сан А. Рублев принял, скорее всего, в Троицком монастыре, где был в 90-е гг. 14 в. послушником у Никона Радонежского, преемника Сергия Радонежского

  • . Имя А. Рублева впервые упоминается в летописи, описывающей 1405 г.
  • Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца «чернец Андрей Рублев» расписывает только что построенный Благовещенский собор Московского Кремля. Это свидетельствует о высоком мастерстве А. Рублева как художника, и хотя его имя в списке мастеров стоит на последнем месте, он, несомненно , принимал не меньшее участие в росписи собора, чем  его  старшие товарищи.  
  • Имя А. Рублева впервые упоминается в летописи, описывающей 1405 г.
  • Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца «чернец Андрей Рублев» расписывает только что построенный Благовещенский собор Московского Кремля. Это свидетельствует о высоком мастерстве А. Рублева как художника, и хотя его имя в списке мастеров стоит на последнем месте, он, несомненно , принимал не меньшее участие в росписи собора, чем  его  старшие товарищи.  

- Далеко не все произведения кисти А. Рублёва сохранились. Я вам предлагаю посмотреть некоторые из них.

Живопись Андрея Рублева буквально перевернула духовное

  сознание русских людей Средневековья.
 Раньше они видели в Боге образ, навязанный Византией,
  а именно образ строгого и карающего судьи.
  Иконы же А. Рублева стали завершающим этапом
  в становлении принципиально русского понимания Бога:
   умиротворенного,   сострадающего, дающего людям надежду.

- А это самое знаменитое произведение  Андрея Рублёва находится в Третьяковской галерее в Москве

- Почему эта икона называется « Троица»?

В середине 20-х гг. 15 в. А. Рублев работает в Троицком монастыре. К этому же периоду предположительно относится и знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма, но точная дата ее написания неизвестна. «Троица» была написана на сюжет об Аврааме и Сарре, у дома которых в тени деревьев расположились три ангела, которые представляли собой единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Этот сюжет часто использовался в иконах, рядом с ангелами изображали также хозяев дома, Авраама и Сарру, а в самих ангелах можно было точно узнать и Отца, и Сына, и Святого Духа.

Но А. Рублев по-новому осмыслил и передал этот сюжет. На первый план он выдвинул фигуры ангелов, сидящих за столом, а на заднем плане оставил только силуэт дома и дуб. Дом как символ того ,что Бог отец является строителем , создателем всего. Дерево как символ мирового дерева , символ вечной жизни за спиной Бога Сына. Справа –Бог святой Дух, за спиной у которого гора. Это означает высоту помыслов Бога, ту высоту, которая является идеалом для каждой человеческой души. Вместе ангелы воплощают духовное Совершенство, к которому должен стремиться человек.

 Таким образом, вся смысловая нагрузка легла на образы Бога. И вот здесь кроется главный смысл, который А. Рублев стремился передать: все ангелы равны друг другу,  все они  одно целое.

 - Какие чувства вы испытываете , глядя на эту икону?.........

« Троица» находится в Москве в Третьяковской галерее.  Множество людей ,которые останавливались рассмотреть эту икону, чувствовали себя   покойно, легко, свободно.

-Каким образом иконописцу удаётся достичь впечатления согласия, покоя ,гармонии?

Во-первых , устойчивостью композиции и её симметрией6 боковые фигуры ангелов равно удалены от центральной фигуры и склоняются к ней.

Во-вторых, тем, что три фигуры ангелов, образовывают круг.

В-третьих, повторяемость форм: очертания общего круга, в который замыкаются фигуры ангелов, ещё и ещё раз повторяются кругами –нимбами( сиянием) вокруг голов( ликов) ангелов, а очертания жертвенной чаши, которая стоит на столе, повторяются в очертаниях той части столика, которая находится в поле зрения и образовывается коленями ангелов

Что касается символики цвета в христианском религиозном искусстве, которое противопоставляло два мира- мир Бога и мир человека, все используемые иконописцами цвета также подчинялись этому противопоставлению.

Синий цветслужит для обозначения небесного, божественного мира,

 красный-земного человеческого.

Чёрный –греховности земной жизни,

Зелёный- сохранил связь с мифологическую символику:  Цвет Мирового дерева, дерева жизни, а значит , вечной молодости.

Коричневый   ИЗ КАКИХ ДВУХ ИЗ ДАННЫХ ЦВЕТОВ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ?      ЧТО ОН МОЖНТ ОБОЗНАЧАТЬ?

Смесь синего и красного, являясь воплощением связи божественного и человеческого миров.

Кто изображён в одеждах коричневого цвета?

( Иисус Христос он сын Бога и земной женщины и Богоматерь,  саму Марию тоже изображают в коричневых одеждах т.к. она земная женщина, но мать самого Бога)

Белый безгрешность жизни в Боге.

Золотой-  сохранил связь с мифологическим происхождением, просто он в христианской культуре не волшебный мир, но мир божественной истины.

-Почему у ангелов такие одежды-синие хитоны( внутри одежды)у боковых ангелов и коричневый у центрального?

- Почему у них плащи розового цвета?

( Два боковых ангела- воплощение Отца и Святого Духа- являются представителями исключительно небесного , божественного мира, поэтому цвет основных одежд, хитонов, у них-синий. Центральный ангел-Иисус Христос,- являясь воплощением Бога, является в то же время и человеком, поэтому в цвете его хитона находит выражение связь божественного, небесного мира с земным, человеческим, поэтому у него коричневый. Цвет верхних одежд-плащей намекает на какие-то  другие индивидуальные особенности каждого представителя Божественной Троицы.  Плащ Бога Отца- разбелённо- красный т.е. розовый: это указывает на то, что Бог Отец – создатель, архитектор всего земного мира,ведь земной мир обозначается красным цветом; плащ Бога Сына- синий, поскольку он так же, как и два других ангела, представляет небесные, божественные силы. Плащ  Бога Святого Духа зелёный, поскольку самое молодое и неувядающее в каждом человеке -это его дух)

Троица символизирует то вено живое духовное начало, которое есть в каждом человеке: то начало, которое лежит в основании жизни, руководит жизнью каждого из нас и называется по –разному, например, совестью, нравственностью.

Давайте продолжим разговор о цветовом решении иконы,

_На что указывает использование золотого и белого цвета на иконе?

( Ангелы-вопощение безгрешности ичистоты, воплощение божественной истины)

_ Что вы  можете сказать о выражении ликов?

( Лики у ангелов грустно задумчивые, сосредоточенные, одновременно и похожи( поскольку это разные представители Единого Бога), и разные( поскольку они выражают собой разные особенности Единого Бога)  

- О чем эта икона?

О красоте , целостности и гармонии духовной жизни человека.

Мы попытались обсудить только одну сторону Троицы. Говорить о ней и раскрывать множество смыслов, которые вложил автор можно бесконечно.

Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение.
Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи.
На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника".

А. Тарковский   

       Режиссе

 В 1988 г.   Андре Рублёв был причислен Русской православной церковью к лику святых  Скульптор Олег Комов  создал памятник А. Рублёву, который был установлен в Москве (13)

 Великий сын Руси - Андрей Рублев    (Волков Саша)
Навек нас покорил своим уменьем!
Седой монах, наверно, был таков,
Он поражает силой вдохновенья!
Кто видел моря, нeба синеву,
Льняного поля нежное раздолье,
Тот "Троицу" увидев, наяву
Представит рая дивного приволье

Когда у первых космонавтов спросили о том, как выглядит Земля из космоса, они ответили: "Голубая, как на фресках Рублева"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....

Классный час . Знакомство первоклассников с детством М.В. Ломоносова.

Классный час с презентацией о  детстве   М.В. Ломоносова  проводят ученики 4-ого класса..   ...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Искусство в религиозной культуре. Андрей Рублев «Троица».

С 2012 года в школах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведени...

Классный час «Знакомство с ВОВ», посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне. Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 класса.

Классный час «Знакомство с ВОВ»,посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне.Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В.,  для обучающихся 1 - 4 ...

классный час "Символы русской культуры"

Классный час для учащихся 3 класса....

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"...