Презентация "Мысли и поступки. Слова и речь", ОРКСЭ, урок № 24, к учебнику Шемшуриной А.(Дрофа), 4 класс
презентация к уроку (4 класс) на тему
Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд к новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, самостоятельную работу учащихся с высказываниями представителей разных религий о речах и поступках, определение общего и особенного в их идеях, знакомство с мыслями Л. Толстого о связи добрых мыслей и поступков, анализ текста "Мальчик и колокольчики ландышей".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания 1. Назовите религии , наиболее распространенные в нашей стране? 2. Приведите в соответствие: Коран Буддизм Тора Православие Библия Ислам Трипитака Иудаизм
3.Определите, какие храмы к каким религиям относятся: мечеть, собор, синагога, пагода
4. Перечислите , что в человеческих взаимоотношениях осуждается всеми религиозными этическими учениями, а что, наоборот, считается необходимым 5. Представьте свой проект
Целеполагание Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал. Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит. Утром бабушка говорит Андрею: — Пойди воды принеси. И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через .десять принесет.
Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем. Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил: — Дедушка, расскажите сказку. Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал: — Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси. Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу. Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине. Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова: — Пойди воды принеси. Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.
Обсудим прочитанное Кто главные герои текста? 2.Что с ними произошло? 3. Почему поручения бабушки Марины Андрей выполнял охотно, а деда Карпа – нет? 4.Как вы думаете, зависят ли наши поступки от мыслей и слов? Обоснуйте свой ответ . Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока
Мысли и поступки. Слова и речь
Философия и религии о речах и поступках Используя рабочие листы, познакомьтесь с высказываниями философов и выдержками из разных религиозных учений о словах, речах и поступках. Выполните следующие задания: 1. Подчеркните общие мысли, прозвучавшие в разных высказываниях 2. Запишите вывод, к которому вы пришли
Сократ «Заговори, чтобы я тебя увидел». «Мысли и высказывания должны быть: во-первых , связными и последовательными ; во-вторых , чёткими и определёнными ; в-третьих , обоснованными и аргументированными ; в-четвёртых , непротиворечивыми .
Ислам "Тот, кто уверовал в Аллаха , пусть говорит только благое, либо хранит молчание.” " Чтобы человек стал достойным Мусульманином, речи его должны быть едины с сердцем, а сердце едино с речами. И дела его и слова должны быть едины». «Говорите только правду в своих речах. Устраните все, что причинит беспокойство вашим соседям и обращайтесь к ним с добром." ( ИСЫ ПРОРОКА МУХАММАДА )
Иудаизм Нельзя оскорблять в себе Божественный образ, внесенный в нас Создателем. Важно помнить, что достойные люди стараются не произносить недостойных слов . «Уста — это перо, которым пишет сердце » «Какой человек жаждет прожить много лет, чтобы увидеть добро? Тот , который следует правилу: Храни свой язык от зла »(Царь Давид).
Буддизм В Нравственное Поведение (Сила), основанное на любви и сострадании, включены три составляющие, а именно: Правильная Речь, Правильное Действие и Правильный Образ Жизни . Правильная Речь означает воздержание от лжи, от клеветы, злословия и речи, могущей вызвать ненависть, разобщенность и разлад среди людей , от резкой, грубой, невежливой, злобной и оскорбительной речи, и от пустой, глупой, бессмысленной болтовни и сплетен. Когда человек воздерживается от этих видов неправильной и вредной речи, он естественным образом должен говорить правду, должен использовать слова, которые дружественны и благожелательны, приятны и мягки, значительны и полезны. Он не должен говорить беспечно: речь должна быть к месту и ко времени. Если не можешь сказать что-нибудь полезное, то следует хранить благородное молчание . С лова обладают властью и зла, и добра. Когда слова и верные, и добрые, они способны изменить наш мир. Будда ( Сиддхартхе Гаутама )
Православие Злоречивый наперед посрамляет себя самого, а потом уже того, о ком говорит худо. Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для порочных пожеланий — слова. Поэтому не должно непременно высказывать все, что мы имеем в уме, но должно стараться удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль. Кроткое обращение наше с врагом может сделать его из волка овцой, бурю превратить в тишину и совершенно погасить пламя страсти. Кроткие слова наши, проникая в душу его, не только изгонят гнев, но расположат принять в себя благодушие и сострадательность.(Иоанн Златоуст)
Физкультминутка Тук, тук молотком, Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом — для Саши, Этот дом — для Даши, Этот — для Наташи. Этот дом — для Ксюши, Этот — для Андрюши. Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя
Л.Н.Толстой « Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки » Л.Н.Толстой Согласен ли ты с Толстым? Приведи примеры, подтверждающие твою точку зрения.
Прочти в учебнике текст на с. 113-114 «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Как вы считаете, почему герой прочитанного вами рассказа не сорвал цветы ? Можно ли связать эту историю со словами Л.Н.Толстого?
Закрепление Отгадай загадки: Если б не было его, не сказал бы ничего. Не на меру, не на вес, А при всяком есть?
Домашнее задание 1. Прочтите текст № 24 2. Выучите наизусть стих В. А. Солоухина «Слово о словах » на с. 164 3. Напишите мини-сочинение «От доброго слова – к доброму делу»
Предварительный просмотр:
Задание 1. Прочти текст, потом ответь на вопросы:
Летом пятиклассник Андрей пошел работать на животноводческую ферму. Его прикрепили к бабушке Марине — поварихе. Андрей помогал бабушке: воду носил, картошку чистил, дрова рубил, хлеб резал.
Весело, привольно работать летом в степи. Солнышко греет, ветер веет, птицы щебечут, можно в пруду искупаться, если бабушка разрешит.
Утром бабушка говорит Андрею:
— Пойди воды принеси. И такой тихий, добрый, ласковый голос у бабушки, что Андрей быстро берет ведро и бежит к колодцу. А колодец довольно далеко — у самого леса. Вытянет ведро воды и минут через .десять принесет.
Но вот прислали на ферму еще одного работника — деда Карпа. Стал работать он сторожем.
Не понравился дед никому — ни бабушке Марине, ни Андрею. Молчаливый, хмурый. Однажды вечером Андрей попросил:
— Дедушка, расскажите сказку.
Дед что-то буркнул сердито, а потом сказал:
— Нечего тебе делать, сказку захотелось... Пойди воды принеси. Такими холодными и бессердечными были эти слова, что Андрей с большой неохотой пошел за водой. Вытащил полное ведро, сел возле колодца и долго сидел. Не хотелось возвращаться к деду Карпу.
Принес воду Андрей и сразу же побежал к бабушке Марине. Утром встал мальчик до восхода солнца. Начистил картошки. С нетерпением ждал, чтобы бабушка послала за водой. Наконец услышал тихие, ласковые слова:
— Пойди воды принеси.
Андрей побежал, быстренько вытащил воду и принес на кухню.
1. Кто главные герои текста?
2.Что с ними произошло?
3. Почему поручения бабушки Марины Андрей выполнял охотно, а деда Карпа – нет?
4.Как вы думаете, зависят ли наши поступки от мыслей и слов? Обоснуйте свой ответ.
Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока
Задание 2
Используя рабочие листы, познакомьтесь с высказываниями философов и выдержками из разных религиозных учений о словах, речах и поступках. Выполните следующие задания:
- Подчеркните общие мысли, прозвучавшие в разных высказываниях:
Сократ |
во-первых, связными и последовательными; во-вторых, чёткими и определёнными; в-третьих, обоснованными и аргументированными; в-четвёртых, непротиворечивыми. |
Ислам |
|
Иудаизм |
|
Буддизм |
|
Православие |
|
2. Запишите вывод, к которому вы пришли _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Терпение и терпимость", ОРКСЭ, урок № 8, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает смысл понятий "терпение", "терпимость", "тактичность", "бестактность", содержит задания для работы...
Презентация "Суд над Сократом", ОРКСЭ, урок № 9, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Рассказывает о родине философии - Древней Греции, о выдающемся философе Сократе. Раскрывает смысл понятия "уб...
Презентация "Заповеди любви", ОРКСЭ, урок № 19, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Повествует об Иисусе Христе, его жизни, учении. Раскрывает содежание заповедей Христа.Предполагает самостояте...
Презентация "Прощение", ОРКСЭ, урок № 21, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, анализ притчи "Чем ответить на обиду?", выполнение зада...
Презентация "Любовь - основа жизни", ОРКСЭ, урок № 20, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, анализ высказываний великих людей о любви, работу...
Презентация "Пифагорейская дружба", ОРКСЭ, урок № 22, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд по новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, предполагает анализ текстов "Завтрак", рассказа о дружбе...
Презентация "Милосердие", ОРКСЭ, урок № 25, к учебнику Шемшуриной А. (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания, определение сути понятий "милосердие", "благотворительность", ана...