Cамообразование
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ РТ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Г. КЫЗЫЛА
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитатель: Монгул-оол Светлана Сарыгларовна
2013-2014 учебный год
2013, Кызыл
Школа: ГБОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
ФИО: Монгул-оол Светлана Сарыгларовна
Образование: высшее
Закончила в 1994 году Новосибирский Государственный Университет
Специальность по диплому: психолог
Закончила в 2004 году Кызыльское педагогическое училище
Специальность: преподаватель начальных классов
Должность: воспитатель
Стаж работы:
1) общий - двадцать,
2) педагогический - 20
3) в данном учреждении:
- с 2012 по 2013 гг. вела воспитательскую деятельность с 9 «б» кл.;
- с 2013 по настоящее время веду воспитательскую деятельность с 9 «б» кл.
Курсы повышения: 2008, 2010, 2011,2012, 2013 гг.
Самообразование
Тема: Экологическое воспитание школьников
Цели:
- Формирование экологической культуры школьников;
- Расширить знание учащихся об экологии, взаимосвязи природы с человеком;
- Бережное отношение к окружающей природе;
- Воспитывать любовь к природе, животному и растительному миру;
- Бережное отношение к земле;
- Бережное отношение к растения;
- Бережное отношение к животным;
- Стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде;
- Помощь природе.
Задачи:
- Межпредметная - экологическое содержание уроков - практическая реализация принципа интеграции - внедрение экологического воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
- Внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
- Классные часы;
- Исследовательская работа – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
- Экологические праздники и мероприятия;
- Лекторская работа.
Реализация целей и задач экологического воспитания:
Обучающие:
- Дать ребенку системные знания об окружающем его мире;
- Научиться применять на практике полученные знания: практическими умениями и навыками рационального природопльзования, развитие способности оценить состояние.
Развивающие:
- Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- Воспитывать потребность в общении с природой;
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
- Эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
В жизни надо ставить перед собой две цели. Первая цель – осуществление того, к чему
стремитесь. А вторая цель – умение радоваться достигнутому. К достижению
второй цели способны только самые мудрые представители человечества.
Логан Пирсалл Смит
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы Мероприятия учебного процесса | Весь период | Формы обучения | Экскурсии | Сроки |
1 | Выбор темы, ее теоретическое изучение, изучение имеющегося опыта работы | Сентябрь 2013 | |||
2 | Использование теоретических знаний в практике | Сентябрь 2013 | |||
3 | Работа с выходом на положительные результаты: открытие мероприятия, подготовка разработок | Сентябрь 2013 | |||
4 | Что такое «экология»? | Сентябрь 2013 | |||
5 | Беседа «Береги родную природу» | Беседа | Экскурсия | Сентябрь 2013 | |
6 | Осенние явления в природе | Экскурсия | Сентябрь 2013 | ||
7 | Наблюдения за осенними изменениями в природе | Беседа | Экскурсия | Сентябрь 2013 | |
8 | Презентация об окружающей среде | Кл. час | Декабрь 2013 | ||
9 | Экологические факторы среды | Кл. час | Ноябрь 2013 | ||
10 | Экскурсия: Взаимосвязь факторов живой и не живой природы» | Сентябрь 2013 | |||
11 | «Мой дом – моя крепость» | Октябрь 2013 | |||
12 | Беседа «Прекрасное рядом» о природе города | ||||
13 | Животный мир (дикие, домашние) | Кл. час | |||
14 | Растительный мир | ||||
15 | Экология города | Кл. час | |||
16 | Беседа «Мы и экология» | Кл. час | Апрель 2014 | ||
17 | Викторина «Люби и знай свой край» | Кл. час | |||
18 | Экологические задачи | ||||
19 | По страницам Красной книги | Кл. час | |||
20 | Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах | Ежегодно | |||
21 | Участие школьников в Республиканской экологической конференции | Ежегодно | Май 2014 | ||
22 | Беседа о домашних животных | Кл. час | Экскурсия | ||
23 | Злаковые растения (пшеница, овес, ячмень, рожь) | Экскурсия | |||
24 | Беседа «Речка, реченька» | ||||
25 | Наблюдения за птицами и животными | Кл. час | |||
26 | Осень в лесу, в парке | Экскурсия | |||
27 | Праздник «Золотая осень» | ||||
28 | Экология и экологическая безопасность | Кл. час | |||
29 | Сценарий «Лес во все времена года» | Мероприятие | |||
30 | Зимующие птицы Тувы: - наблюдаем за жизнью птиц; - помоги зимующим зверям и птицам; - викторина «Знай свой край» | Кл. час | Январь 2014 | ||
31 | Глобальные проблемы человечества | Кл. час | |||
32 | Анкета «Экологическое воспитание детей» | Апрель 2014 | |||
33 | Окружающий мир | Кл. час | Февраль 2014 | ||
34 | Озеро «Чедер» | Кл. час | Декабрь 2014 | ||
35 | Целебный источник Аржаан «Чойган» | Кл. час | Март 2014 | ||
36 | Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения. Подготовка к выступлению по теме: «Воспитательный процесс изучения эффективности» | По плану деятельности МО школы и интерната | 2014 | ||
37 | Продолжить вести анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования | Постоянно | |||
38 | Продолжить пользоваться формами диагностической работы с учащимися | Постоянно | |||
39 | Обобщение опыта среди коллег на школьном уровне | В течении года | 2014-2015 | ||
40 | Обзор материалов об используемых технологиях | Постоянно | |||
41 | Подготовка к творческому отчету: работа над содержанием выступления | Февраль | Февраль 2014 | ||
42 | Проведение открытых мероприятий с приглашением членом аттестационной комиссии, коллег | Февраль 2014 | |||
43 | Родительское собрание на тему: «Экологическое воспитание ребенка в семье» | В течении 2013-2014 гг. | |||
44 | Биологический ринг | 2014 | |||
45 | Участие в работе МО. Доклад: «Формирование экологической культуры школьников» | Ноябрь 2013 | |||
46 | Открытое внеклассное мероприятие | Октябрь 2013 | |||
47 | Выступление на МО, обобщение опытом | Ежегодно | 2013-2015 гг. | ||
48 | Здоровый образ жизни: - беседа «Чистота – залог здоровья»; - закаливание; - гигиена одежды и здоровье человека; - я и мое здоровье; - экологические игры; - влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека | ||||
49 | Наблюдение за дождевыми червями | ||||
50 | Исследовательская работа Шойдак А. А.: «Картофель без химии» | ||||
51 | Устройство учащихся в летний оздоровительный лагерь | Ежегодно | |||
52 | Трудоустройство подростков на летний период | Ежегодно |
Анкета «Экологическое воспитание детей»
- Ф. И. О.
- Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
- Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
- Ощущаете ли вы по ребенку, уделяет ли он свое внимание на экологическое воспитание и в чем это проявляется? (ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о. природе и т.д.).
- Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?
- Поддерживаете ли Вы проводимую работу по экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу).
- Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
- Как оцениваете работу по данному вопросу?
- Ваши предложения и пожелания.
Вопросы для учащихся:
- Почему охрана природы является важнейшей государственной задачей?
- Какие объекты природы в Вашем крае подлежат охране?
- Объясните понятия «экологическое воспитание», «экологическая культура».
- Сформулируйте задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
- В каких программах задачи экологического воспитания дошкольников поставлены наиболее полно?
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Пояснительная записка по самообразованию
Тема: «Экологическое воспитание школьников»
В настоящее время приобретает актуальность в связи с тем, что глубокие изменения в современном мире затронули все сферы социальной жизни общества, привели к возникновению серьёзных экологических проблем. И, уже сейчас, необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. А начинать экологическое воспитание детей нужно как можно раньше, именно младшего школьного возраста. Изучая объекты и явления природы, дети постепенно постигают мир, в котором они живут; открывают удивительное многообразие природы, роль ее в жизни человека.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Наша республика занимаем третье место в вопросе экологического благополучия среди регионов России (первое - Белгородская область, второе - Республика Алтай). Но мы знаем, что не все так благополучно, кажется на первый взгляд. Экологически проблемы есть везде и всегда. Есть они и в нашем маленьком городке Ак-Довурак. Это загрязнение речушки Ак-Довурак (вывоз мусора на берег речки), несанкционированные мусоросвалки за чертой города, сбор цветов, занесенных в Красную книгу (багульник, купальница азиатская - жарки, венерин башмачок и др.), браконьерство - охота на животных (кабарга, лось, козел, бобер), ловля рыб (хариус, ленок, таймень и др.) создание пожароопасных ситуаций и загрязнение природы по вине отдыхающих.
«Будь милостив ко всему Живому, бери у природы лишь самое необходимое, помогай ей вечно цвести и плодоносить, дабы земля не стала пустынею и адом», - мудрость и завещание наших предков которое мы к сожалению не выполняем. Вопросами экологического образования призвана заниматься в первую очередь школа. Задачей школы является воспитание у учеников бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической жизненной позиции. На протяжении многих лет в школе стало доброй традицией проводить Экологический месячник. Особенно активное участие в нем принимают учителя и ученики.
Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности как на уроках ознакомления с окружающим миром, так и на внеклассных мероприятиях: экологические праздники и классные часы, творческие работы, викторины, конкурсы, выставки рисунков и экогазет, эковстречи и экоакции, ведение уголков природы. Используя разные формы и методы работы, учителя начальных классов дают основы знаний по экологической культуре.
Экологическое воспитание учащихся – это продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое воспитание подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной прочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр, для того чтобы школьники умели:
- принимать правильное решение по улучшению природной среды;
- развивать творческие способности, исследовательские умения, активность в общении и неординарность мыслительной деятельности;
- развивать познавательный интерес, стремление к учению, уверенность в своих знаниях;
- стимулировать положительные эмоции и чувства учащихся;
- развивать логическое и ассоциативное мышление, способность к построению собственных умозаключений;
- учить учащихся находить выходы из самых различных ситуаций, уметь убеждать и договариваться, приходить к единственно правильному решению и находить компромисс;
- усваивать ведущие идеи, основные понятия и научные факты, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимать многосторонние ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- вырабатывать умение предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- развивать духовные потребности в общении с природой, осознать ее облагораживающее воздействие, стремление к познанию окружающей среды в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формировать понятия о взаимосвязях в природе;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде прироохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
- непосредственное познание природы;
- школьное экологическое воспитание;
- средства массовой информации;
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Необходимо сформировать представление о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися – это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения на детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях, Практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природооохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистый берег Енисей», турслеты, походы).
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического воспитания об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как ее хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к ее загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе / гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.
- участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Экологическое воспитание школьников (содержание презентации)
Слайд | Заголовки | Тексты слайдов |
1 | Название проекта: | «Экологическое воспитание школьников» |
2 | Руководитель: | Монгул-оол Светлана Сарыгларовна |
3 | Сроки реализации: | 2011-2016 учебный год |
4 | Актуальность: | Экологическое воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. |
5 | Цель: | Способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания. |
6 | Задачи: | - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней; - обучение школьников методам познания окружающего мира; - воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой; - физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; - выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды; -становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни. |
7 | Ценности: | Экологическое воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
|
8 | Ключевые компетентности: |
|
9 | Основные формы работы с учащимися: | - наблюдение; - беседы;
|
10 | Мероприятия: |
|
11 | Экологические мероприятия: |
|
12 | Практическая реализация экологической работы: |
|
14 | Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: |
|
15 |
| |
16 | Планируемый результат реализации |
|
17 |
|
1. Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ... логия) - наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Термин Э. Предложен Э. Геккелем в 1866 г. Сегодня существует более 100 определений Э. С 70-х гг. XX в. складывается Э. Человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Актуальна экологизация современной науки и практики. Современные экологические проблемы вызвали к жизни ряд всемирных общественно-политических движений («зеленые» и др.).
2. Экосистема (от эко ... и греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.).
3. Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологические ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
4. Экологическая тропа - разновидность «учебных троп» природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Первоначально экологические тропы использовались в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт показал, что они могут быть созданы и в дошкольных учреждениях и иметь большое значение в работы с детьми младшего возраста.
Формирование ключевой компетентности:
- компетентность общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
- компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
- компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Принципы организации экологического воспитания школьников:
- процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания школьников и актуальным ее направлением;
- процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобальных подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности;
- в основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъективность каждого ученика по отношению к учебно-воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы);
- процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплиннарности в содержании и организации экологического воспитания школьников.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования прогрессивные технологии и методы. Особую значимость при этом приобретает метод маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
Также особую роль играет и природоохранительная деятельность школьников:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними;
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края - экскурсии, практические задания по изучению явлений и объектов лесных насаждений.
Краткая аннотация к исследовательской работе Шойдак А. А.
9 «Б» класса школы-интерната г. Кызыла
«Картофель без химии»
Место первого появления картофеля до сих пор остается тайной, загадкой, ученые не могут точно ответить на этот вопрос. Лишь известно, что его большая родина - это Латинская Америка, многие считают, что родиной картофеля когда-то было древнее Перу, а авторы других публикаций до сих пор уверены, что картофель ведет свое происхождение из Чили.
С момента культивации картофеля в Россию прошло относительно немного время - 300 лет, но у нас его почтительно называют «вторым хлебом». Вот так он глубоко и надолго вошел в кулинарные традиции нашей страны. С виду простая картошка на нашем столе она не проста по своей истории, характеристикам, химическому составу, сортам, способам посадки, выращивания и хранения, поэтому мы заинтересовались данным клубнеплодом.
Актуальность исследования: картофель является одним из основных продуктов питания, на его основе производятся многие пищевые и производственные продукты, но в настоящее время с ухудшением экологии и обеднения почв, многие крупные и мелкие производители картофеля применяют различные химические удобрения, заботясь только о количестве собранного урожая, а не о его качестве. Поэтому невольно возникает вопрос о возможности выращивания картофеля, а также получение хорошего урожая без применения химических веществ.
Цель работы: опытно-экспериментальным путем вырастить высокий урожай картофеля без применения химических удобрений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить историю, характеристики, сорта культуры.
- Изучить химический состав и полезные свойства картофеля.
- Познакомится с посадкой, уходом, уборкой и основными вредителями картофеля.
4. Вырастить картофель на опытном участке без применения химических удобрений.
Методы исследования:
- Сбор и анализ научно-методической, публицистической литературы;
- Эксперимент.
В 1 Главе приводится история, характеристики, сорта, выращивание культуры картофеля.
Родина картофеля — Южная Америка, введение картофеля в культуру (сначала путём эксплуатации диких зарослей) было начато примерно 14 тыс. лет назад индейцами Южной Америки. Они не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одушевлённым существом.
В Европе картофель прижился не сразу - его неправильно сажали, часто по незнанию ели ботву или неспелые клубни, случались и массовые отравления.
Картофель - клубнеплод. Клубнеплоды - это видоизмененные побеги, в которых растения запасают питательные вещества, преимущественно крахмал.
Главным показателем качества и ценности картофеля является его химический состав, т.е. содержание в нем основных питательных веществ.
Потребление 300 г. картофеля обеспечивает получение организмом более 10% энергии, почти полную норму витамина С, около 50% калия, 10% фосфора, 15% железа, 3% кальция.
Существует огромное количество сортов картофеля - более 50 тысяч. Размножается семенами, клубнями, частями клубней.
С ботанической точки зрения отдельные сорта различают по продолжительности вегетационного периода, т.е. по скорости созревания клубней. Выделяют пять групп: ранние, среднеранние, среднеспелые, среднепоздние и поздние.
При посадке картофеля следует строго соблюдать агротехнику культуры: время посадки, температуру почвы, полив, окучивание, подкормку, защиту от вредителей - все вышеперечисленное напрямую влияет на урожайность картофеля. Существует огромное количество вредителей картофеля, самый известный - это колорадский жук. В борьбе с ними обычно используют различные химикаты, но в своей работе я хочу доказать, что можно вырастить урожайный картофель без применения химии.
Практическая часть: выращивание картофеля на пришкольном участке
- Условия выращивания картофеля:
Опытно-экспериментальный участок: Пришкольный участок школы- интерната г. Кызыла.
Климат: резко континентальный.
Почва: суглинистая.
Участок ровный, без склонов.
Площадь участка: 2 сотки.
Расположенность грунтовых вод: средней глубины
Дата посадки: 22 мая 2012 года
Дата уборки урожая: 10 сентября 2012 года,
Характеристика посевного сезона: лето было засушливое, жаркое.
Полив: из шланга + орошение из труб.
Подготовка почвы: осенью, в середине октября, почву удобряли 5 мешками разрыхлевшего навоза.
- Посадка, уход, уборка картофеля
Сорт сажаемого картофеля Адриетта -среднеранний сорт (110-115 дней).
Данный сорт хорошо акклиматизируется в наших условиях, неприхотлив, дает высокие урожаи, вкусовые качества отличные. Клубни были высажены в глубоко вспаханную лопатой землю.
Подкормки: 1 раз в 2 недели поливали раствором, разведенным в 10 л воды 1 столовой ложкой древесной золы.
В конце июля 7 кустов картофеля поразил жук проволочник - начал интенсивно поедать ботву. Для борьбы с жуком обработали методом опрыскивания пораженные кусты картофеля настойкой табака (2-3 пачки сигарет на 1 л воды): полили также землю вокруг пораженных кустов, чтобы жуки не перебрались на здоровые. Жуки все были уничтожены.
Уборка урожая проводилась 10 сентября .Урожай удался : 20 мешков с участка, при посадке 2 мешков семенного картофеля.
Выводы:
Опытно-экспериментальным путем мы пришли к выводу, что можно получить высокий урожай картофеля без применения химических удобрений даже на суглинистых почвах при соблюдении правил агротехники культуры. Для того, чтобы отказаться от химикатов при выращивании картофеля надо:
- Применять органические удобрения (навоз, перегной, древесная зола)
- Совместно с выращиваемой культурой сажать растения -сидераты.
Соблюдать агротехнику культуры
ГБОУ РТ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Г. КЫЗЫЛА
«Биологический ринг»
Руководитель: Монгул-оол С. С.
Кызыл, 2013
- Актуализация и систематизация знаний учащихся по биологии и экологии;
- Развитие интереса к изучению природы, мышления, внимания;
- Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней.
Материалы и оборудование:
Раздаточный материал - Приложение 1
Тип и вид занятия:
Интеллектуально - познавательная игра
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Биологический ринг» на которой вы сможете продемонстрировать свои знания по биологии, показать какие вы сообразительные, внимательные и дружные, так как играть вы будете командами. Итак, начинаем!
- Найди вопросы на ответы:
Задание: | Соединить вопросы с ответами. |
Вопросы | Ответы |
Сушеный виноград без косточек? (Изюм) | Береза |
Символ России? (Береза) | Ирис, барбарис |
Детская конфета и растение? (Ирис, барбарис) | Липа |
Медовое дерево? (Липа) | Чистотел, росянка круглолистная |
Самый быстрорастущий злак? (Бамбук) | Трава |
Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотел, росянка круглолистная) | (Крапива) |
Банан – дерево? (Трава) | Изюм |
Это растение кормит, лечит, наказывает (Крапива) | Бамбук |
2. Внимание! Черный ящик!
- В “черном ящике” лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушеном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе, в Средней Азии. Растение - перекрестноопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до минус 30 о С. Плоды содержат много витаминов, а также вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Плоды обогащают кровь железом. О каком плоде идет речь? (О яблоках)
- Вкусные, сочные, пахнут свежестью ... Кто не любит эти ягоды! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Мы с удовольствием едим их и бочковыми, и маринованными, и малосольными. Какая же ягода лежит в “черном ящике”? (Огурец, его плод - ягода)
3.Музыкальная пауза.
Вспомните и исполните песни, в которой упоминаются растения.
4.Переставь буквы
Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
- СЕЯНЬ (ясень)
- РЕЗАБЁ (берёза)
- АНСИО (осина)
- ДЫШЛАН (ландыш)
- НАСОС (сосна)
- ИОНП (пион)
- БББОАА (баобаб)
- ТУСКАК (кактус)
5.Спрятанные животные
В двустишиях зашифрованы названия животных. При разгадывании можно сливать слоги и буквы, но нельзя ничего переставлять местами
- У трамвайного депо .
Левка снял своё пальто (лев)
- Пахом Якову принёс
в торбе рожь, ячмень, овес, (як)
- Игра чудная-погляди!
Зовут её - «Ну, погоди»! (грач)
- Плыву на лодке вдалеке.
Шалаш мелькнул на островке, (шмель)
- Кот Васька - форменный бандит,
а ведь имеет кроткий вид. (крот)
- На платье нашей Риты
Плечи бисером расшиты. (чибис)
6.В цветочном царстве
Задание: Необходимо переставить буквы так, чтобы получилось название цветка.
- Ратса - астра
- зора - роза
- акшамор - ромашка
- кувшинка - шинвукка
- пион - нопи
- георгин - ргогени
- лилия - ляили
- орхидея - хидоряхе
- ландыш - данышл
10.зихреманта - хризантема
7. Занимательные вопросы
- Самая большая змея? (Анаконда, длина до 9 м.)
- Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т.)
- Самый «быстрый» зверь? (Гепард.)
- Какая рыба без чешуи? (Сом.)
- У кого рот на брюхе? (У акулы.)
- Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч.)
- Какая птица под водой бегает? (Оляпка.)
- Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит.)
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
- Как называется плод кукурузы? (Початок).
- Кто из животных самый горластый? (Крокодил).
- Какие насекомые одомашнены? (Пчела, тутовый шелкопряд, тля кошениль).
- Как спят африканские слоны? (Стоя).
- Кого называют кораблём пустыни? (Верблюд).
- Злейший враг обезьян? (Громадный удав питон).
- Почему кошка тщательно моется, вылизывает себя языком? (Чтобы не пахнуть при охоте на мышей).
- Реши кроссворд
Найди спрятанные названия овощей и фруктов. Их 12:
( Морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.)
А ну-ка сосчитай!
- Изобрази животное
Задание: необходимо с помощью мимики, жестов, движений показать животное, название которого написано на карточке.(медведь, волк, крокодил, бегемот)
- «Верно» - «Неверно»
Задание: Я читаю утверждение. Если оно верно, вы поднимаете зеленый флажок, если неверно - красный.
>
- У бабочки самый чуткий нос? (верно)
- На следах рыси нет когтей? (верно)
- Волк бежит задними ногами вперед? (неверно)
- У мухи 6 ног? (верно)
- Дрозд может отморозить хвост? (неверно, он зимует на юге)
- У кукушки кукует самец? (верно)
- Белка ест свежие грибы? (неверно)
- Птицам страшнее голод чем холод? (верно)
- Стриж летает быстрее всех? (верно)
10.Муравьи плавают? (верно)
11.Черного леопарда называют пантерой? (верно)
12.Страус самая большая птица на земле? (верно)
13.Стрекоза обитает в лесу? (неверно)
14.Дерево растет зимой? (неверно)
15.У кузнечика уши на ногах? (верно)
Итог.
Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все показали хорошие знания. Со счетом_____________ победила команда ____________________________________________________ Нашу встречу я хочу закончить словами Альберта Швейцера: «Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь — это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание: | Соединить вопросы с ответами. |
Вопросы | Ответы |
Сушеный виноград без косточек? | Береза |
Символ России? | Ирис, барбарис |
Детская конфета и растение? | Чистотел, росянка круглолистная |
Медовое дерево? | Самые молодые |
Самый быстрорастущий злак? | Трава |
Соком каких растений выводят бородавки? | Крапива |
Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? | Липа |
Банан – дерево? | Изюм |
Это растение кормит, лечит, наказывает | Бамбук |
_____________________________________________________________________________
СЕЯНЬ
РЕЗАБЁ
АНСИО
ДЫШЛАН
НАСОС
ИОНП
БББОАА
ТУСКАК
_________________________________________________________________________________________
У трамвайного депо .
Левка снял своё пальто
***
Пахом Якову принёс
в торбе рожь, ячмень, овес
***
Игра чудная-погляди!
Зовут её - «Ну, погоди»!
***
Плыву на лодке вдалеке.
Шалаш мелькнул на островке
***
Кот Васька - форменный бандит,
а ведь имеет кроткий вид.
***
На платье нашей Риты
Плечи бисером расшиты.
____________________________________________________________________________________________________
- Ратса
- зора
- акшамор
- кувшинка
- пион
- георгин
- лилия
- орхидея
- ландыш
10.зихреманта
Работа с родителями
Основные направления деятельности воспитателя:
- обеспечение нормального физического здоровья школьников;
- решение проблемы общения;
- расширение познавательной сферы ребёнка;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
Профессиональные способности воспитателя:
- Рефлексивно-аналитические способности:
- способность анализировать свою деятельность;
- способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
- умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
- умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
- Организаторские способности:
- ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
- планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
- разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;
- создать положительную установку на предстоящую деятельность;
- использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
- координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
- Коммуникативные способности:
- установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
- коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
- справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
- достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Формы взаимодействия воспитателя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями
- родительские собрания
- общеклассные и общешкольные конференции
- индивидуальные консультации педагога
- посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Готовясь к индивидуальным консультациям, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
Когда он родился, то |
|
Самым интересным в первые годы жизни в нём было |
|
О здоровье можно сказать следующее |
|
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы |
|
Его отношение к школе было |
|
Трудности воспитания связаны с |
|
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на |
|
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
- тематические консультации;
- родительские чтения;
- родительские вечера.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
- Ребёнок не хочет учиться.
- Как развить плохую память ребёнка.
- Единственный ребёнок в семье.
- К чему может привести тревожность детей.
- Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
- учитель собирает и анализирует информацию;
- определяется список литературы по данному вопросу;
- изучение литературы родителями;
- изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
- Первый год ребёнка, каким он был.
- Каким я вижу будущее своего ребёнка.
- Друзья моего ребёнка.
- Праздники нашей семьи.
Советы педагогам и родителям
Если:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
- ребёнка хвалят, он учится быть благородным
- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний:
Срок проведения | Тема собрания, вопросы для обсуждения | Ответственные |
Подготовительный период | ||
Январь | 1. Знакомство со школой 2. Режим дня в школе-интернат 3. Готовимся к школе (самоподготовка) | Воспитатель |
Март | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса | Воспитатель |
Сентябрь | 1. Особенности адаптационного периода. 2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год). 3. Выборы родительского комитета класса. | Воспитатель |
Октябрь | 1. Ученик: особенности развития. 2. Оценка результатов обучения и развития личности ученика. Ознакомление с листком достижений учащегося. | Воспитатель |
Ноябрь | 1. Итоги адаптационного периода. 2. Дети и телевидение (диспут). | Родительский комитет, Воспитатель |
Январь | Итоги первого полугодия | Родительский комитет, Воспитатель |
Март | Открываем учебный познавательный процесс (организационно-деятельностная игра). | Родительский комитет, учитель |
Май | 1. Об итогах учебного года. 2. Организация летнего отдыха детей. | Родительский комитет, Воспитатель |
Сентябрь | 1. О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год). 2. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся за прошлый год. |
Воспитатель |
Ноябрь | Как воспитывать у ребёнка любовь к патриотизму | Родительский комитет, учитель, библиотекарь |
Декабрь | Роль семейных традиций в воспитании школьника. | Воспитатель, психолог |
Январь | 1. Итоги первого полугодия. 2. О подростковой дружбе (совместно с учащимися). | Родительский комитет, Воспитатель, психолог |
Март | Воспитание учащихся к охране природы (экологический диспут) | Воспитатель |
Апрель | Воспитание сознательной дисциплины. | Воспитатель |
Май | Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). | Воспитатель |
Виды родительских собраний:
- Организационные:
- составление и утверждение планов работы;
- избрание родительского комитета;
- распределение общественных поручений;
- разработка мероприятий с участием родителей;
- Собрания по плану классного всеобуча родителей.
- Тематические.
- Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
- Собрания-практикумы.
- Итоговые и т.д.