Смекалочка
рабочая программа (3 класс) по теме
пролграмма математического кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematicheskogo_kruzhka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка "Смекалочка"
1. Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися 3 класса. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать авторскую программу по курсу кружка “ Считай, смекай, отгадывай”. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.
Программа рассчитана на два года обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся первого и второго года обучения – 1 час в неделю.
Оптимальная численность группы – 13 человек.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся.
2. Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
3. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- доступность.
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
4. Содержание программы
Тематический план кружка «Смекалочка»
с обучающимися 3 а класса на 2009-2010 уч.год
Количество часов – 30 ч.
1 час в неделю
№п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 1 ч. | |
2. | Старинные системы записи чисел. | 1 ч. | |
3. | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 2 ч. | |
4. | Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи. | 2 ч. | |
5. | Алфавитные системы. | 1 ч. | |
6. | Из истории цифр. | 1 ч. | |
7. | Первые учебники. | 1 ч. | |
8. | Методы вычислений. Простейшие уравнения с одним неизвестным. | 2 ч. | |
9. | Арифметика в Китае. | 1 ч. | |
10. | Математик- грек Фалес Милетский. | 1 ч. | |
11. | Пифагор и его школа. | 1 ч. | |
12. | Как люди учились считать? | 2 ч. | |
13. | Архимед- самый гениальный учёный Древней Греции. | 1 ч. | |
14. | Индийский счёт. | 1 ч. | |
15. | Аль-Хорезми об индийском счёте. | 1 ч. | |
16. | Четыре действия: умножение и деление, сложение и вычитание. | 2 ч. | |
17. | Четыре действия арифметики. Абак. | 2 ч. | |
18. | Умножение. Решение олимпиадных задач. | 2 ч. | |
19. | Деление. Решение олимпиадных задач. | 2 ч. | |
20. | Делится или не делится. Признаки делимости. | 2 ч. | |
21. | Интеллектуальный марафон. Итоговое занятие. | 1 ч. |
5. Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач
6. Методическое обеспечение
Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
- Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
- Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
- Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочное мероприятие в 1 классе "Турнир "Смекалочка"
Турнир "Смекалочка" - внеурочное мероприятие для 1 класса, презентация с заданиями и дополнительным материалом....