Праздник имени
методическая разработка (3 класс) по теме

Эйсфельд Светлана Владимировна

Воспитательное мероприятие в 3 классе, в ходе которого учащиеся  расширят свои знания об истории возникновения имён и их значении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_imeni.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник имени

Задачи:

  • Расширить знания об истории возникновения имён.
  • Вызвать интерес к своему имени и именам своих родных и близких.
  • Развивать желание расширять кругозор.
  • Создать тёплую дружескую атмосферу в коллективе.
  • Помочь осознать нравственный смысл в имени.

Подготовительная работа.

  • Сбор материала об именах (чтение книг, использование интернета, беседы с родителями) по предложенному плану:
  1. Значение имени.
  2. Из какого языка имя пришло в русский язык?
  3. Почему тебе дали такое имя?
  4. Когда твои именины?
  5. Твои знаменитые тёзки.
  6. Произведения, в котором есть герои с твоим именем.
  • Оформление индивидуального наглядного материала о своём имени.
  • Деление на команды.
  • Подбор и чтение художественных произведений с именами героев, соответствующих  именам детей нашего класса.
  • Составление вопросов по прочитанным произведениям.
  • Разучивание стихотворений об именах.
  • Подготовка музыкальных номеров к празднику при помощи родителей.
  • Оформление кабинета.
  • Классный час «Что в имени моём?»

Оборудование.

  • Название «Праздник имени».
  • Пословица «Не имя красит человека, а человек имя» на плакате.
  • Плакат с предложением «Женя в воде в очках».
  • Открытка для Андрея.
  • Выставка книг об именах и с художественными произведениями, в которых имена героев соответствуют именам детей класса.
  • Чистые листы бумаги с ручками для каждой команды.
  • Призы и Дипломы.
  • Выставка работ об именах.
  • Фонограмма песни «Антошка» и частушек.
  • Ложка, кастрюля, гармошка, «лягушка» для инсценирования песни «Антошка».
  • Листочки с вопросами, составленными ребятами для команды - соперницы.

Ход праздника.

  1. Вступление.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы с Ольгой Аркадьевной рады встрече с вами.

    Начнём её с загадки: «Принадлежит тебе, а пользуются другие».

(Имя.)

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу.

   Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился.

   И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении.

   Нет такого слова, которое мы на протяжении всей своей жизни слышим чаще, чем своё имя.

   Имя – наше второе «я» - сопровождает нас в кругу семьи, приятелей, сотрудников. И сегодня мы предлагаем вам поговорить об именах. Поделимся своими знаниями. Узнаем новое. Посоревнуемся. Оценивать ваши знания, смекалку, внимание, творчество будет наше жюри…

(Представить членов жюри.)

    Начнём со стихотворения «Поиграем в имена».

(Дети читают стихотворение.)

  1. Поиграем в имена

Как в былые времена?

Вдруг получатся стихи:

«Ха-ха-ха, хи-хи-хи!»

  1. Пригласим своих друзей,

Чтоб игралось веселей.

И научим их играть –

Рифму к рифме подбирать:

  1. Саша, Маша и … Дуняша!

Ксюша, Нюша и … Валюша!

Дуся, Люся и … Маруся!

Зина, Нина и … Марина!

  1. Аня, Таня, Саня, Даня!

Юля, Гуля и Артём, -

Стоп, друзья, передохнём!

Да и заново начнём…

  1. Алина, Галина, Полина, Андрей, -

А ну-ка, ребята, играй веселей!

Арина, Дарина, Марина, Степан…

  1. А ты что в сторонке стоишь там, Иван?

Давай-ка и ты называй имена,

Какие бывали во все времена…

  1. А если, друзья,

Мы весь мир обойдём,

Узнаем немало мы новых имён.

  1. И много прекрасных

Мы встретим ребят,

Которые с нами играть захотят.

  1. На дружбу мы руки

Друг другу дадим,

И, может быть, мир

Мы от зла защитим.

  1. Когда же немного

     Мы все подрастём,

     Слова для стихов

     Настоящих найдём.

  1. А эти стихи:

«Ха-ха-ха, хи-хи-хи» -

Для детской игры

И не так уж плохи.

     

     

12. Алёна, Матрёна,

      Семён и Матвей,

  Давайте играть

         И дружить веселей!

2. История возникновения имён.

   Имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников.

    Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк.

     Имя могло даваться по внешнему   виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведение (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

     Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

     Известный археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей «по-рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв и Судак Линёв.

     С тех пор прошло много времени, сейчас имена у людей более современные. И их очень много.

     А сколько разных имён в нашем классе?  

(19)

    - Как вы относитесь к своему имени? Кому оно нравится? Кому не нравится?

    - Кто из вас знает, как родители выбирали вам имя?

    - Выбор имени очень важен. Психологи доказали, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

     А скажите мне, как вам нравится, чтоб вас называли?

(По имени, ласково, не давая прозвищ)

3. Значение имени.

   - Давайте представимся нашим гостям и друг другу. Гостям понятно почему – они вас не знают. А друг другу зачем? Чтоб лучше знать имена друзей.

    Распространённые в нашей стране имена пришли из разных языков. И каждое имя имеет своё значение. Вы знаете значение своего имени?

    Вот сейчас и убедимся в этом, а заодно познакомим с этим значением ваших друзей, а наших гостей с вами.

(Называю значение имени – дети встают и называют свои имена.)

    - Ребята, как вы думаете, чьё имя самое лучшее, самое красивое?

    - Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: «Не имя красит человека, а человек имя».

    - Мало иметь хорошее имя, надо ещё и соответствовать ему. Ведь хорошее имя – всего лишь аванс, который предстоит оправдать и отработать. Ведь человека ценят не за имя, а за его добрые дела и поступки.

4. Конкурс 1. «Кого как зовут?»

    - Настало время первого конкурсного задания. Свои имена и имена друзей вы теперь хорошо знаете. А как знаете имена литературных героев, сейчас проверим. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(Командам по очереди задаются вопросы. Если одна команда не ответила на заданный вопрос, вторая получает шанс заработать дополнительное очко – ответить на этот же вопрос.)

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды. (Снегурочка)
  • Кем из трёх богатырей побеждён Тугарин Змей? (Алёшей Поповичем)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Стёпа)
  • Как звали трёх медведей? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Брат Герды? (Кай)
  • Имя героя, который, не меняясь внешне, в одной стране был великаном, а в другой лилипутом? (Гулливер)
  • Имя сказочной девочки, указывающее на её маленький рост? (Дюймовочка)

5. Конкурс 2. «Самое длинное имя».

     - Новый конкурс. Когда вы вырастите, ваши имена будут звучать по-другому. Знаете как?

(Спросить нескольких детей.)

    - Произнесите своё полное имя, сосчитайте количество букв и определите, у кого самое длинное имя в вашей команде?

6.  Конкурс 3. Аукцион «Знаменитые тёзки».

     - В нашем классе есть одинаковые имена. Какие?

    - А как называют людей с одинаковыми именами?  (Тёзки.)

    - Вспомним ваших знаменитых тёзок. Проведём аукцион их имён. Вы по очереди будете называть ваших знаменитых тёзок. Какая команда ответит последней,  та и победит в этом конкурсе. Команде-победительнице – 1 балл.

7. «Двойные имена».

   - В нашем классе есть необычное имя – Саша. Чем оно необычно?

(Называет мальчика и девочку.)

  - Назовите ещё такие имена, которые можно давать и девочкам, и мальчикам.    (Валя, Женя, Валера, Вася.)

  - У меня для вас есть предложение про Женю. Догадайтесь: Женя – девочка или мальчик? Ответ спрятан в самом предложении.

(Женя в воде в очках.)

8. Конкурс 4. «Найди имена».

   - Сейчас новый конкурс с таким же интересным заданием. Вам надо узнать имена девочек и мальчиков, спрятанных в предложениях. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Будьте внимательны. Сколько имён найдёте, столько баллов получите, одно имя – 1 балл.

  • Кто принёс куклу из магазина?
  • Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
  • Кто рассказывает брату сказку про Самоделкина и Карандаша?
  • Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
  • Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
  • Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
  • Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
  • Кто подскажет друзьям место, где растёт ежевика?
  • Кто, заметив жука, спрятался под диван?

9. Конкурс 5. Домашнее задание «Задай вопрос».

   - Долгожданный конкурс «Задай вопрос», к которому вы готовились дома, читая книги и придумывая вопросы для другой команды. Настало время задать эти вопросы и получить ответы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(Дети задают подготовленные вопросы)

10. Именины.

   - Наверно, самый любимый праздник у каждого из вас – день рождения? Но в течение года несколько раз вы можете отмечать праздник вашего имени – именины. Знаете, когда у вас именины?

    А сегодня с именинами поздравляют всех Андреев. Давайте и мы поздравим нашего Андрея.

(Хоровод «Каравай», открытка)

   

11. Конкурс 6. Музыкальный.

  - Заключительный конкурс – «Музыкальный». Покажем свои таланты.

(Выступления детей: команда мальчиков инсценирует песню «Антошка», девочки поют частушки, в которых у героев есть имена, как у детей в классе.)

1. Ставьте ушки на макушки.

    Слушайте про имена.

    Пропоём мы вам частушки,

    Все воскликните вы: «Ах!»

2. Наш Матвей пример решал,

    А Сергей ему мешал.

   Вот, ребята, вам пример,

   Как нельзя решать пример.

3. Почему перед едою

   Руки надо с мылом мыть?

   А Андрюша отвечает:

   - Чтоб посуду не грязнить!

4. Дима наш на переменке

    Проверял на прочность стенки.

   Так усердно он старался,

   Что весь в гипсе оказался.

5. Антон к Богу обратился:

    - Просьбу выполни мою,

   Сделай так, чтобы в диктантах,

   «Чу» писалось через «ю»!

6. К парикмахеру Татьяна,

    Вздёрнув носик, подошла:

    - Подстригите под мальчишку!

    Вот такие, брат, дела!

7. У Ариши всё в порядке:

    На столе, в шкафу, в тетрадке.

    Все об этом в классе знают

    И от зависти вздыхают.

8. Подарили гости Лене

    Пять томов энциклопедий.

    Чтоб гостей не обижать,

    Все придётся прочитать.

9. – Дневника, сынок, не видно,

    Потерял его опять?

    - Нет, я дал его Серёже,

    Свою маму попугать.

10. Ой, не щёлкай меня, папа,

     Очень – очень я боюсь,

     Что из девочки Алины

     В фотоснимок превращусь.


12. Итог.

  - Ну что ж, друзья, наш разговор об именах подходит к концу. Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам – своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её. Об этом же и стихотворение «Наши имена» (читают дети):

1. Ещё с незапамятных давних времён

    Мы носим немало прекрасных имён.

    Всё самое светлое, доброе в них

    Вложил человек, словно в песню и стих.

2. В них – вера, надежда, святая любовь,

    Стучит в них живая истории кровь.

    И нам не даёт она право забыть

    Того, кто мы есть, и того, как нам жить.

3. У имени есть и значенье, и цвет,

    Оно и с природою держит совет,

    Симфонией дивных созвучий своих

    Нас имя пленяет, как песня и стих.

4. Но в нём есть и тайная сила своя,

    Не помнить об этом нам тоже нельзя.

    А тот, кто сумеет её разгадать,

    Тот сможет и счастье своё отыскать.

5. От разных народов, из разных времён

    Пришло к нам немало любимых имён.

    И долг наш – в согласии с именем жить,

    Как честь, его свято беречь и любить.

Подведение итогов. Награждение.

Литература.

1. Зима Д. Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка. / Дмитрий и Надежда Зима. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 640 с.

2. Классные часы. 1-4 классы. – Вып. 2/ авт.-сост. О. В. Басюк и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 216 с.

3. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён: Более 3000 ед-ц. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русские словари, Астрель, 2000. – 480 с.

4. Тырина Е. В. Праздник моего имени. //Педсовет. – 1998. - № 9, с. 14

5. Что скрыто в имени твоём? – ООО «Аделант», 2007. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока:  формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...

Цикл праздников "Летние звёздочки" (2 класс), "Тайна имени" (4 класс)

Материал состоит из 2 частей: 1 часть"Летние звёздочки" - праздник, который посвящён детям, родившимся летом, а 2 часть "Тайна имени" - праздник, посвящённый происхождению имён детей, родившимся в июн...

Цикл праздников "Осенние звёздочки" (2 класс), "Тайна имени" (4 класс)

Материал состоит из 2 частей: 1 часть"Осенние звёздочки" - праздник, который посвящён детям, родившимся осенью, а 2 часть "Тайна имени" - праздник, посвящённый происхождению имён детей, родившим...

Сценарий праздника 8 марта "Тайна имени".

Методическая разработка сценария праздника 8 марта «Тайна имени»....

Праздник имени

На классном часе, посвящённом празднику имени, дети узнали о происхождении имён. Подготовили информацию о своих именах.Вспоминали песни, пословицы, в которых упоминаются имена....

Внеклассное мероприятие: «Инсценированный праздник «Что в имени звучит твоём?»

Знают ли ваши ученики, что история начинается уже с их собственных имен? Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их ...

сценарий речевого праздника "Именем твоим..." для учащихся 1-ых классов школы II вида

Сценарий речевого праздника с элементами творческой деятельности, посвящённый празднованию Дня матери в России....