"Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины матери"
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»
Цели:
- Совместное установление взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери;
- Формирование у обучающихся внимательного и бережного отношения к матери;
- Привлечение внимания детей к празднованию Дня Матери в России;
- Развитие устной и объяснительной речи учащихся – работа по формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализировать высказанные вслух мысли.
Оборудование:
- Презентация мультимедиа по теме урока, мультимедийный проектор, экран, магнитофон;
- Карточки с названиями групп (приложение 2);
- Карточки с заданиями для групповой работы (приложение 1);
- Лист ватмана, фломастеры для групповой работы;
- Словарь Ожегова (В.И.Даля);
- Открытки с изображением образа Пресвятой Богородицы, карандаши, фломастеры
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно. Сегодня теплый солнечный день. Я надеюсь, что и наша встреча разбудит в ваших сердцах светлые, теплые чувства. Тема занятия (появляется слайд 1) «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери».
Звучит мелодия (слайд 2). На экране появляются фотографии: женщина-врач, женщина-повар (учитель, милиционер).
Учитель: Кто сочетает в себе главные особенности всех этих профессий?
Дети: Мама.
Учитель: почему так решили?
Дети: Мама готовит каждый день еду. Если мы заболеем, она ведет нас к врачу, дает таблетки…
Учитель: Кто для вас мама?
Дети: Друг, помощник, самый любимый человек.
Учитель: Как вы называете маму ласково?
В качестве подтверждения учитель читает стихотворение (оно может быть подсказкой для ответа на первый вопрос).
Так уж бывает,
если случится
в доме беда,
Мамины руки,
мамино сердце
рядом всегда.
Ее руки нежно погладят – станет теплей.
Ее сердце вспыхнет любовью –
станет светлей!
Учитель: 28 ноября в России празднуют День Матери (слайд 3)
- Актуализация знаний
Учитель: Сегодня я предлагаю вам зажечь на небосклоне новое созвездие. Это будет подарком для всех мам. Сегодня вы работаете в группах. Это историки, литераторы, художники и мудрецы (эксперты). Каждая группа должна выполнить определенное задание, и тогда на небосклоне вспыхнут яркие звездочки. Пусть вам поможет тепло ваших сердец и божья благодать.
(Дети сидят группами. На каждом столе таблички «Историки», «Литераторы», «Художники», «Эксперты». Каждой группе учитель дает карточку с заданием (приложение №2). Дети читают и выполняют ее в течение 5 минут)
Выступление групп (по 3-4 минуты). После каждого выступления на экране зажигаются звездочки (слайд 4).
Учитель: Каждый из вас зажег сейчас звездочку для своей мамы. Получилось настоящее созвездие. Какая звезда будет самой яркой на нем? (Ответы детей) Почему вы так думаете?
- Открытие новых знаний.
Звучит музыка. Появляется в центре созвездия образ Пресвятой Богородицы.
Учитель: Кто это? Какой вопрос у вас возникает?
Дети: Почему Пресвятая Богородица самая яркая звезда?
Учитель: попытаемся разобраться. Древние русичи воспринимали Богоматерь как общую – любимую и почитаемую – Матерь, близкую, родную, Заступницу перед Богом. Церковь с древних времен почитает и воспевает в своих службах Пресвятую Богородицу. Как называются праздники, посвященные Пресвятой Богородице?
Дети: Богородичные.
Учитель: Перечислите некоторые из них.
Дети перечисляют названия праздников (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм и т.д.).
Учитель: Церковный год начинается с праздника Рождество Пресвятой Богородицы и заканчивается праздником Успение Пресвятой Богородицы.
Свою любовь, свое преклонение перед Матерью Божьей русские люди – цари и простолюдины, богатые и бедные – выражали не только молясь Ей, прославляя Ее, но и строя в Ее честь храмы, часовни, монастыри. А к иконам Пресвятой Богородицы на Руси всегда относились как к живой святыне. Около 500 почитаемых Ее икон существует на Руси (Слайд 5. Гиперссылка – нажать на свечку – просмотр фильма «Иконы Пресвятой Богородицы», выход – клавиша Esc).
Учитель: Почему христиане почетают Пресвятую Богородицу?
Дети: Мать Иисуса Христа, она родила Спасителя мира (и др.)
Учитель: Давайте вспомним Ее земную жизнь. Расставьте иконы в определенном порядке (слайд 6, щелчок – проверка ответов). Расскажите, что вы знаете о жизни Пресвятой Богородицы.
(Дети по иконам дают ответы)
Дети: Родители Марии Иоаким и Анна. Люди пожилые. Долго не могли иметь детей. Воспитывали Марию до трех лет, потом отдали в храм на воспитание. Когда пришло время, к Марии прилетел Архангел Гавриил, сообщил благую весть о том, что она родит Спасителя мира. Так все и произошло.
Учитель: Почему в ряду икон, которые отображают земную жизнь Божьей Матери, находится икона Распятия Иисуса Христа?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Когда наступили трудные времена, Божья Матерь переживала за своего сына, помогала ему, молилась за него и верила в него. Скорби, подобно острым стрелам, пронзали Ее чистую душу, когда вели на казнь и распинали ее Божественного Сына. Стоя у Креста, Она переживала муки его смерти. И теперь, как любящая мать, тяжело скорбит и печалится, видя, как люди удаляются от Спасителя. Ей дана особая сила молиться Господу за всех: за несчастных и обездоленных, за тех, кто просит Ее о помощи, и за тех, кто безрассудно блуждает без веры. Потому-то христиане непрестанно взывают к Пречистой и молятся: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
- Обобщение изученного. Итог урока
Каждой группе учитель дает задание составить из букв слова (Заступница, Покровительница, Спасительница, Защитница, Целительница)
Учитель: О ком можно так сказать?
Дети: Пресвятая Богородица.
Учитель: А еще о ком можно так сказать?
Дети: Мама. (слайд 7)
Учитель: Так почему же в нашем созвездии самая яркая и большая звезда – Пресвятая Богородица?
Дети: Она как родная мама, поможет справиться с болезнью, с трудностями, защитит. Мама помогает своему ребенку, Божья Матерь помогает всем нуждающимся.
Учитель: Придумайте название для нашего созвездия.
(Дети приводят примеры – «Свет Матери», «Материнская любовь» и т.д.)
Учитель: На память о сегодняшнем занятии я хочу подарить каждому образ Пресвятой Богородицы (слайд 8). Раскрасьте рамку, чтобы Она передавала радость, торжественное настроение и праздник.
- Домашнее задание:
написать письмо маме, рассказать в нем о своей любви к ней.
Приложение 1
ГРУППА ЛИТЕРАТОРОВ
Выбрать наиболее яркие стихотворения о маме и выразительно их прочитать
Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце – одно на свете,
Только мама – одна на свете!
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
Мамы много сил, здоровья
Отдают всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам!
Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло,
Если мама рядом
Смотрит нежным взглядом.
Солнца ярче для меня – мама!
Мир и счастье для меня – мама!
Шум ветвей, цветы полей – мама!
Зов летящих журавлей – мама!
В роднике чиста вода – мама!
В небе яркая звезда – мама!
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным проник.
Твой добрый лик
по-матерински светел,
Тебя мы
по-сыновьи любим все.
И наши думы –
о твоем расцвете.
И наши песни –
о твоей красе.
ГРУППА ИСТОРИКОВ
Найти в словаре Ожегова значение слова «МАТЬ». Составить из данных слов пословицы о матери.
РАДУЕТСЯ МАТЕРИ ПТИЦА МЛАДЕНЕЦ А ВЕСНЕ
______________________________________________________________________________
МОЛИТВА МОРЯ МАТЕРИНСКАЯ СО ВЫНИМАЕТ ДНА
______________________________________________________________________________
ДРУЖКА РОДНАЯ ТАКОГО КАК МАТУШКА НЕТ
_____________________________________________________________________________
ТЕПЛО ПРИ МАТЕРИ СОЛНЦЕ ПРИ ДОБРО
_____________________________________________________________________________
ГРУППА ЭКСПЕРТОВ
Составьте рассказ о роли матери в жизни человека. Используйте опорные слова
ПЕРВОЕ СЛОВО
ДАЕТ ЖИЗНЬ
ВОСПИТЫВАЕТ
ВОЛНУЕТСЯ
ПОМОЩНИК
ЛЮБОВЬ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРУППА ХУДОЖНИКОВ
Нарисуйте символы, которые, по вашему мнению, характеризуют маму. Прокомментируйте свой ответ.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню Матери
На классном часе познакомить детей с важными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы;Рассказать кратко о благочестивых супругах Иоакиме и Анне — родителях Девы Марии;Показать детям не...
Образ Пресвятой Богородицы
Классный час на тему: "Образ Пресвятой Богородицы"...
Совместное собрание родителей и детей, посвящённое Дню матери "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребёнком на руках"
Совместное собрание родителей и детей, посвящённое Дню матери....
Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященный Дню матери.(с презентацией)
Цель занятия: познакомить учащихся с земной жизнью Богородицы...
Внеклассное мероприятие "Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери"
Тема урока: Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери Цели урока: Способствовать воспитанию у каждого ребёнка любви и уважения к своей маме и её труду.Содействовать проявлению и ...
Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященный Дню матери
знакомство учащихся с земной жизнью Богородицы...
Классный час "Красота женщины-матери"
Классный час "Красота женщины-матери", посвящённый дню матери....